Оформите записи в тетради (запишите число, тему урока). Далее читайте материалы и дополняйте их своими ответами.
Глава «Максим Максимыч» знакомит нас с Максим Максимычем.
Что вы узнали о нем?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите, как он рассказывал о том, что у него нет семьи.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»? Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.
(Прочитать отрывок).
Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!
Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.
Глава «Максим Максимыч»…
Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как в «Бэле», «Княжне Мери» или «Фаталисте».
О чем она? Каков ее сюжет? (запишите одним предложением).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча. Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью.
Его глазами дается портрет главного героя романа.
Только здесь, в середине из пяти частей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет Печорина, причем так, как до него не делал никто.
Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу, обратимся к Пушкину. Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.
В «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою»,
Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила».
«Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя. Пушкин и не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…»
Н. Г. Долинина
(Наталья Григорьевна Долинина - учителе и авторе книг о русской классике).
У Лермонтова задача иная: «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.
Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.
Итак, запишем в тетрадь: «Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе».
Что же такое психологический портрет?
Запишем в тетради.
Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.
Прочитайте отрывок из главы – портрета Печорина.
Устно ответьте на вопросы:
Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?
Какие детали позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?
Обратимся к описанию портрета Печорина.
Сначала описаны рост, сложение героя.
«Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»
Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда - в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек.
От роста и сложения автор переходит к одежде (см. в тексте). Какое несоответствие бросается в глаза?
Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.
«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»
Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отметив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.
Та же странность, необычность, противоречивость – в лице.
«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».
«Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….
Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.
Все необычно в этом лице.
Говорят, глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.
«Они не смеялись, когда он смеялся!»
Обобщим наши наблюдения.
Портрет Печорина свидетельствует, с одной стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности.
Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу.
Этому научились у него Гоголь, Достоевский, Толстой – те великие писатели, которых мы называем классиками.
Домашнее задание: ответьте письменно на вопросы по повести «Максим Максимыч»:
1. Какой была встреча Печорина и Максим Максимыча?
2. Каким Вы увидели Печорина в этой главе? Какие черты характера можно в нем отметить?
3. Каково душевное состояние Максима Максимыча после встречи с Печориным?
Прочитать главу «Тамань».