Кружок LEGO
Руководитель:
Т.В. Меркушева, воспитатель
УТВЕРЖДЕН
решением научно-методического Совета
МДОУ ДС № 50
протокол №____от___________2016 г.
2016 год.
Пояснительная записка
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя ЛЕГО - технологии.
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.
В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.
И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Основной идеей создания кружка «Lego», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Lego конструирования.
Задачи:
· развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
· обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;
· формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
· пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;
· развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
· совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
· развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Формы и режим образовательной деятельности: обучение начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая.
В первый год обучения – 1 раз в неделю по 15 мин., во второй и третий года обучения 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Формы организации детей: г рупповая, индивидуально-групповая.
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядные (демонстрация),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (конструирование),
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные приёмы работы:
- беседа,
- ролевая игра,
- познавательная игра,
- задание по образцу (с использованием инструкции),
- творческое задание,
- работа со схемами,
- проект.
Новизна:
Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
ПЛАН РАБОТЫС ДЕТЬМИ
МЛАДШЕЙ ГРУППЫ(1 раза в неделю)
№ | Занятия | Количество занятий |
1. | Знакомство с ЛЕГО. | |
2. | Спонтанная индивидуальная ЛЕГО – игра детей, или знакомство с ЛЕГО продолжается. Классификация «Разложи по форме», «Собери модель» | |
3. | Знакомство с цветом волшебных кирпичиков. Игры «Какого цвета?..», «Разноцветные башни». | |
4. | Строительство дорожек разной величины. | |
5. | Игры «Чудесный мешочек», | |
«Фантазёры». | ||
7. | Логические закономерности «Что лишнее?», «Логические цепочки?» | |
8. | Строим волшебные лесенки. | |
9. | Строим пирамидку. | |
10. | Мост для пешеходов. | |
11. | Постройка простых и комбинированных заборов | |
12. | Постройка простых ворот. | |
13. | «Зоопарк». Постройка клеток для животных. Возведение общей ограды | |
14. | Животный мир. | |
15. | Маленький домик по карточке | |
16. | Многоэтажный домик по образцу | |
17. | Игры с тематическим конструктором | |
18. | Мебель для куклы: - стол - стул - диван - кровать. | |
19. | Симметрия «Собери узор» | |
20. | Конструирование по замыслу | |
21. | Игры с тематическим конструктором | |
22. | Цветок для мамы | |
23. | Пространственное ориентирование «Где лежит?» | |
24. | Конструирование по замыслу. | |
25. | Игры с тематическим конструктором | |
26. | «Путешествие на поезде» | |
27. | Конструирование по замыслу | |
28. | Проект «Путешествие в зоопарк» | |
29. | Конструирование по замыслу |
Содержание программы
1-й год обучения
Упражнения на развитие логического мышления проводятся по темам:
Классификация
Развитие внимания и памяти
Пространственное ориентирование
Симметрия
Логические закономерности
Задачи обучения
· Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.
· Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубик, кирпичик, плата), сооружать новые постройки, используя ранее полученные умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувства радости при удавшейся постройке.
· Учить располагать кирпичики вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии.
· Закреплять понятия широкий - узкий, высокий – низкий.
· Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.
· Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
· Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван- мебель для кукол.
· Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробку.
Месяц | Тема | Содержание | |
Сентябрь | «Знакомство с конструктором» | Познакомить с правилами кружка. Познакомить с деталями конструктора и способами их крепления. | |
Классификация «Разложи по форме», «Собери модель» | «Разложи по форме»: Детям даётся контейнер с деталями 3 разных форм, но одного цвета. Задача ребёнка разложить эти детали по формам. «Собери модель»: Предложить детям из имеющихся деталей собрать, что-либо по их желанию. К примеру, пирамидку. Спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. | ||
Знакомство с цветом кирпичиков (3, 4 неделя): Игра «Какого цвета?» «Разноцветные башни» | Игра «Какого цвета?»: Рассматриваем, каких цветов кирпичики. Дети садятся на стульчики в круг. Им раздаются кирпичики разных цветов. Включается музыка, и дети передают по кругу кирпичики. Как только музыка закончится, каждый ребёнок называет цвет кирпичика в руках. Детям даются детали разных цветов. Задача детей составить разноцветные башни. Усложняя задачу: Показать детям возможный вариант башни. Детям нужно запомнить, а затем по памяти построить такую же башню. | ||
Октябрь | Дорога для машины. Работа в команде. (1, 2 неделя) | Формировать понятие о величине предметов: широкий - узкий. Строим дорогу для маленькой и средней машины. Игра «Кто быстрее?»: Дети делятся на две группы. Задача команд как можно быстрее построить дорогу для маленькой машины. Учить детей взаимодействовать в команде. | |
Игра «Чудесный мешочек» | Развитие логического мышления и пространственного воображения, закрепление формы кирпичиков и цвета. Игра «Чудесный мешочек»: В тёмном мешке детали разные по форме и цвету. Педагог показывает деталь, ребёнок должен вытащить на ощупь такой же по форме и назвать цвет. Второй вариант, педагог на слух называет деталь, ребёнок должен на ощупь вытащить ту же деталь. | ||
«Фантазёры» | Игра «Фантазёры»: варианты скрепления различных кирпичиков. | ||
Ноябрь | Логические закономерности «что лишнее?», «Простые логические цепочки» | Педагог показывает детям ряд деталей, выставленных на большой плате, и просит назвать лишний элемент. Педагог раздает детям большие платы с набранными последовательностями, в которых детали чередуются по форме, размеру или цвету. Дети должны их продолжить. | |
«Лесенка» | Ознакомление детей с различными способами построения лесенок из кирпичиков | ||
«Пирамидки» | Обучение детей расположению в рядах в порядке убывания. По памяти и образцу. | ||
«Мост для пешеходов» | Знакомство детей с зависимостью конструкции предмета от его назначения. Выделение в образце основных функционально значимых частей предмета- лесенки, опоры, перекрытия, перил. | ||
Декабрь | «Простые и комбинированные заборы» | Формировать представление о высоте предметов (высокий – низкий). Введение правил соединения деталей. Закрепление навыка прочного соединения деталей. | |
«Простые ворота» | Обучение детей строению простого перекрытия и действию в соответствии с инструкциями педагога. | ||
«Зоопарк». Клетка для животных. Постройка общей ограды. (1,2 неделя) | Отработка навыка точного соединения кирпичиков в замкнутое пространство. Обучение соединению разных частей постройки (ворот и ограды). | ||
Январь | Животные мира | Учимся собирать животных с помощью карточек. | |
Маленький домик по карточке | Анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки. | ||
Многоэтажный дом по образцу | Анализ образца, сделанного воспитателем, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки. | ||
Февраль | Игры с тематическим конструктором | Учить детей применять полученные знания в самостоятельных играх. | |
Мебель для кукол: стол, стул, диван, кровать. | Учить детей строить устойчивую, соответствующую размерам куклы мебель. | ||
Симметрия «Собери узор» | Педагог раздает маленькие платы с набранным узором. Дети должны повторить узор. | ||
Конструирование по замыслу. | Конструировать известные модели, придумывать новые, опираясь на полученные навыки конструирования. | ||
Март | Игры с тематическим конструктором | Учить детей применять полученные знания в самостоятельных играх. | |
Цветок для мамы | Развиваем пространственное воображение. Самостоятельная работа с большими платами и карточками. | ||
Пространственное ориентирование Игра «Где лежит?» | Педагог раздаёт детям платы и набор деталей. Затем просит расположить детали в определённом порядке | ||
Конструирование по замыслу. | Конструировать известные модели, придумывать новые, опираясь на полученные навыки конструирования. | ||
Апрель | Игры с тематическим конструктором | Учить детей применять полученные знания в самостоятельных играх. | |
«Путешествие на поезде» | Строительство поезда с использованием платформ. Развивать фантазию. | ||
Конструирование по замыслу | Конструировать известные модели, придумывать новые, опираясь на полученные навыки конструирования. | ||
Проект «Путешествие в зоопарк» | Предварительная работа. | ||
Май | Конструирование клеток, ограды и зданий зоопарка. | ||
Конструирование животных обитающих в зоопарке. | |||
Конструирование транспорта. | |||
Конструирование по замыслу | Конструирование элементарных атрибутов зоопарка |
Результаты освоения программы:
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.