ОСМОТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАПАСАЮЩИХ ОРГАНОВ




Задания

практического тура заключительного этапа XXXVII Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. г. Уфа. 2020-21 уч. год. 10 класс

ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

ОСМОТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАПАСАЮЩИХ ОРГАНОВ

Цель: изучить явление плазмолиза на примере вегетативных запасающих органов растений.

Оборудование и материалы: запасающие органы чистяка весеннего (Ficaria verna), чашки Петри, бритва, поддон, микроскоп, предметное и покровное стекло, пинцет, фильтровальная бумага, кусочек пенопласта, вода, 0,1% раствор нейтрального красного,
1 М раствор нитрата калия.

Ход работы:

1. Нанесите каплю воды на предметное стекло. Сделайте поперечный срез растительного объекта и поместите его в каплю. Полоской фильтровальной бумаги удалите избыток воды. Нанесите на срез одну каплю раствора нейтрального красного. Дождитесь прокрашивания (не менее 5 минут). Удалите раствор нейтрального красного, добавьте каплю воды. Накройте срез покровным стеклом. Установите его под микроскопом.

2. Поднимите руку и позовите проверяющего, чтобы оценить качество среза. Без оценки проверяющего дальнейшая работа не будет засчитана!

3. Какова морфологическая природа запасающего органа у чистяка (поставьте знак «Х») [1 балл]:

  корневище   столон   корнеклубень   луковица   клубень

4. Перечислите, по каким анатомическим признакам вы определили тип запасающего органа [2 балла]: ___________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

5. Зарисуйте анатомическое строение среза в виде сектора (рис.1). Отметьте на срезе клетки, где можно обнаружить калиевые каналы, выводящие ионы калия из цитоплазмы во внешнюю среду (SKOR).

Техника рисунка [3 балла] Правильные подписи [12 балов]     Оценка качества среза [6 баллов] 1) тонкий/толстый; 2) цельный/рваный; 3) перпендикулярно оси органа/косой

 

6. Снимите с предметного столика препарат. Замените воду под покровным стеклом на 1М раствора нитрата калия. Для этого нанесите сбоку от покровного стекла каплю раствора нитрата калия, а с противоположной стороны прикоснитесь фильтровальной бумагой. Проведите эту процедуру 2 – 3 раза.

 

7. Через 5–10 минут наблюдайте явление плазмолиза. Зарисуйте отдельную клетку, в которой произошел плазмолиз (рис.2). К какому типу плазмолиза можно отнести полученную микроскопическую картину? [2 балла]  

Ответьте на вопросы. Какой учёный ввел понятие «плазмолиз»?

  Гуго де Фриз   Джозеф Пристли   Вильгельм Кнопп   Николай Холодный

 

Можно ли утверждать, что мембраны растительных клеток непроницаемы для ионов калия и нитрат- ионов?   Да   Нет

8. Опишите причины плазмолиза в данном эксперименте. [2 балла] __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

9. Допустим, что плазмолиз прекращается, если взять раствор нитрата калия с концентрацией ниже, чем 0.2 моль/л. По формуле π = –iCRT рассчитайте осмотическое давление клеток запасающего органа. [5 баллов]

Для справки: R = 8.3 Дж/[моль×К], t о = +27оC, MW(KNO3) = 101 г/моль.

 

 

10. В наружном слое клеток перицикла работает ген SCARECROW (SCR). Белковый продукт – фактор транскрипции SCR – по плазмодесмам проникает во внутренний слой клеток коры, где направляется в ядро и активирует экспрессию гена SHORT ROOT (SHR). Белковый продукт SHR закрывает плазмодесмы между внутренними клетками коры и паренхимой коры, и белок SCR далее не распространяется. Накопление продукта SHR в клетках вызывает дифференцировку эндодермы или крахмалоносного влагалища.


К каким последствиям приведут изменения в активности гена SCR?
Ответ дайте в виде однобуквенного шифра (см. ниже). [4 балла]


А. Кора не дифференцируется, эндодермы / крахмалоносного слоя нет

Б. Появятся дополнительные слои эндодермы / крахмалоносного слоя

В. Граница между перициклом и корой сместится на несколько клеток внутрь

Г. Граница между перициклом и корой исчезнет, клетки приобретут свойства, промежуточные между типичным перициклом и корой

Д. Граница между перициклом и корой сместится на несколько клеток наружу

 

При мутации по гену SCR с полной потерей функции произойдёт________


При усиленной экспрессии гена SCR во всех клетках корня (под 35SCaMV, т.е. под сильным промотором) произойдёт ___________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: