Организационный момент (звучит тихая музыка)




Организационный момент (звучит тихая музыка)

Педагог:

Я обнял глобус – шар земной,

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

 

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

 

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

 

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

 

 

Здравствуйте ребята! Вместе со мной вы сегодня узнаете: что изучает наука «экология», кто такой «эколог», что нужно знать и уметь, чтобы стать настоящим экологом-исследователем.

Для этого мы отправимся в небольшое путешествие по знаниям об этой науке. Ну что, начинаем!

 

Изучение нового материала

Педагог: Термин «экология» в нашем XXI веке очень часто употребляется в средствах массовой информации. А что это за наука «экология»? Чем она занимается? на этот вопрос я предложила вам ответить перед началом нашего занятия. Какие же ответы я получила?

(Зачитать некоторые ответы на вопросы анкеты)

Педагог: На самом деле, экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой. Термин «экология», введенный в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем – сочетание двух греческих слов: «ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука, учение. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме.

· А о какой «дом» имел ввиду Эрнст Геккель, давая название новой науке?

(ответы учащихся)

Дом – это окружающая нас природа. Для одних организмов дом – это крошечный участок среды, как, например, чашечка цветка для живущего в ней насекомого, для других – широкое пространство материков и океанов. Мы с вами тоже жители этого дома.

· А знаете ли вы наших «соседей»? Сейчас мы это узнаем из ваших ответов на вопросы ромашки.

(учащиеся отрывают лепестки ромашки, отвечают на вопросы)

- Весной на проталинках появляются цветы с золотисто-жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Верхняя сторона листа на ощупь производит впечатление более холодной, чем нижняя. Растение лекарственное. (Мать-и-мачеха)

- Есть на реках лесорубы, в серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочие плотины. (Бобры)

- Это дерево – особый вид ивы. У него пушистые, словно меховые серёжки. Ветки цветущего дерева люди приносят в своё жилище. (Верба)

 

- Что за трава, которую и слепые узнают? (крапива)

- Птица, барабанную дробь которой весной хорошо слышно в Подмосковных лесах. (дятел)

Педагог: Ребята, давайте вместе с вами, используя экологический конструктор попробуем «заселить» ландшафт («дом») характерными обитателями.

(учащиеся разбиваются на 2 группы, получают игровые поля экологического конструктора: водоем и лес, карточки с изображением обитателей, которым необходимо найти место в изображенном ландшафте)

Педагог: Вы заселили предложенные вам ландшафты живыми организмами, но кое-кого мы никуда не поселили? Про кого мы забыли?

(ответы учащихся: мы не поселили человека)

Педагог: А какое место в природе занимает человек? Давайте обратимся к фильму «Влияние человека на окружающую среду».

(учащиеся смотрят видеофрагменты о жизни нашей планеты и влиянии человека на природу)

Педагог: мы посмотрели 2 видеофрагмента: оптимистичный (о красоте нашей природы) и пессимистичный (об отрицательном влиянии человека на окружающую среду). У вас на столах лежат «веселые и грустные» смайлики. Поднимите «веселый» смайлик, если вам понравился оптимистичный сюжет. А кому понравился печальный сюжет о результатах деятельности человека – поднимите «грустные» смайлики.

(учащиеся поднимают смайлики)

Педагог: Конечно, мы предпочитаем жить в красивом и чистом «доме» - нашей природе. А от нас может зависеть благополучие нашей природы?

(ответы учащихся: да, может.)

Педагог:Человек может выступать в роли созидателя. При этом он сажает деревья, убирает бытовые отходы, не загрязняет окружающую среду. Большую помощь в данной работе оказывают экологи. Вспомним ваши ответы на второй и третий вопрос анкеты.

(зачитать ответы учащихся на вопрос анкеты: кто такой эколог? Легко ли быть экологом?)


Педагог: вы правильно заметили, что эколог – это человек, который изучает природу, любит и бережет окружающую среду. Те ребята, которые хотят в будущем выбрать профессию эколога – юные экологи или юные исследователи природы. Давайте заполним схему. Какие виды деятельности характерны для эколога-исследователя?

?     Эколог-исследователь ?
   
? ?  

(учащиеся заполняют схему: работа с литературой, походы и экспедиции, работа в лаборатории, изучение истории родного края)

Педагог: Сегодня у нас есть возможность поработать в экологической лаборатории. Решая конкретные проблемы, мы сможем понять трудности, с которыми сопряжена работа ученого, и ощутить радость открытий. По словам В.И. Вернадского: «Ученые – те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечет их чувство».

Вам предстоит исследовать воду, воздух и почву этого района и сделать вывод об экологической обстановке в этом «доме».

(учащиеся разбиваются на 3 группы, получают инструктивную карточку с методикой исследования, пробу воды, почвы или комнатное растение для определения запыленности воздуха; необходимое оборудование; выполняют свое задание)

Педагог: Вы немного поработали в лабораториях. Предоставляем слово каждой группе – рассказать о полученных результатах.

(учащиеся рассказывают о результатах исследования, делают вывод)

Закрепление изученного

Педагог: Сегодня за занятии мы с вами лишь немного прикоснулись к науке экологии, и попробовали почувствовать себя юными исследователями природы. А насколько вы меня внимательно слушали, я узнаю, благодаря кроссворду.

(учащиеся разгадывают кроссворд на доске)

  1Э                    
  2   К          
3     О        
  4Л                    
  5 О    
  6   Г      

1. Куда отправляются экологи-исследователи с целью изучения окружающей среды? (экспедиция)

2. Ученый, который ввел в науку термин «экология».(Геккель)

3. Живой организм, который чаще всего отрицательно влияет на природу. (Человек)

4. Помещение со специальным оборудованием для экологических исследований. (Лаборатория)

5. Что значит греческое слово «ойкос» в переводе на русский язык? (дом)

6. Переведите на греческий язык слово «наука». (Логос)

Педагог: Ребята, А.С. Пушкина можно назвать экологом?

(Учащиеся отвечают на вопрос. Ответ: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка – это мать-природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха-вымогательница – это современный человек. Урок же заключается в том, что нужно уметь ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта...)

Педагог: Быть экологом непросто, но интересно. На занятиях в экологическом кружке мы учимся познавать природу, учимся быть ее друзьями, ведь мы выбираем роль человека-созидателя в природе.

Звучит музыка. На экране слайды красивой природы, занятий юных исследователей в экспедициях и полевых лабораториях.

Педагог:

Посмотри мой новый друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Она: Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.

О, как природа-мать
Терпима и добра, но, чтоб её лихая
Участь не постигла, давайте сохраним
На стрежнях – осетра, касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте–ка мы все на век объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся.

Спасибо вам за внимание, до скорых встреч на занятиях в группе «Юные исследователи природы»!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: