Вопрос 1. Нормы поведения и формирование навыков общения.




Тема 4.2. Психическая регуляция поведения и деятельности.

1. Нормы поведения и формирование навыков общения.

2. Ошибки и надежность человека, классификации ошибок.

Вопрос 1. Нормы поведения и формирование навыков общения.

Человек как социальная единица должен руководствоваться правилами и обычаями, установленными в том или ином обществе. Для каждой конкретной ситуации существует свой набор правил, которые, впрочем, не являются фиксированными. Так, действия, которые приемлемы в одном обществе, категорически недопустимы в другом. С другой стороны - общественные нормы поведения личности могут меняться в зависимости от ситуации и времени.

Нормы поведения – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

К примеру, американский социолог Э. Мэйо, в 1927 – 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

не держись со «своими» официально,

не говори начальству то, что может навредить членам группы,

не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,

не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». … Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Именно с нормативностью соци­ального поведения связаны ролевые функции человека в обществе и группе, обусловленные его статусом в этой группе. Норма, внедряемая как в поведение инди­вида, так и в менталитет группы и общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип, представление ин­дивида о своем должном поведении.

Детальное рассмотрение проблематики ролевых функ­ций относится к сфере социальной психологии.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение.

За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жёсткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определённая степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечёт за собой жёсткие наказания.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. … Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;

контролируют отклоняющееся поведение;

служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удаётся достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определённые обязательства и ставит их в определённые отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (обязанности, правила) или

как ожидания поведения (реакция других людей).

Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и регулируемые ими общественные отношения. Юридическая наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев как:

– способ формирования

– сфера действия

– социальная направленность

С этой точки зрения выделяются:

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ:

Они закрепляются в законах издаваемых государством, четко описывает границу поведения и наказания за их нарушение. Они выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства. До сих пор феномен правовых норм освещался в данной работе лишь при аксиоматическом условии их формирования и реализации в обществе, естественной чертой которого является политический, экономический и культурный плюрализм (это, однако, не следует противопоставлять юридическому единообразию, равенству всех субъектов общественных отношений перед законом). В условиях же тоталитарных режимов (когда о главенствующей роли права уже не может идти речи), представление о системе формирования права, а, следовательно - и юридических норм обычно подменялось тезисом о государстве как о единственном источнике права. Средства обеспечения выполнения правовых норм, как правило, ограничивались лишь мерами принудительного, насильственного воздействия. Данная так называемая “ нормативная “ теория права явилась попыткой официального оправдания государственного произвола.

Почву для тоталитарных режимов создает и подчиненное положение юридических норм в отношении норм политических. В советском обществе, например, приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а стало быть, и действие моральных и религиозных норм. Широкое распространение получила беспрецедентная форма регулирования - совместные акты партийных и государственных органов. Прямым результатом отрицания приоритета права над политической властью является государственное насилие. Государство свободно в выборе содержания закона, ибо действует вне зависимости от объективно возникающих правовых норм и связывает реализацию закона не с его объективной обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Таким образом, подобная власть не имеет никакой правовой базы, и вынуждена превратить насилие в единственное средство охраны политического режима.

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ:

Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов. Мораль – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла и т. д. Мораль охватывает почти все сферы общественных отношений (в том числе и отношений урегулированных правом)

Нормы морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека, на основе внутреннего общественного мнения. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания и их нарушение встречает общественное осуждение.

Существует точка зрения, что, нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требование, обращенные к человеку из вне.

Видимо, нет оснований проводить разделение между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ:

Правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом. Проявляются как во внутригосударственных, так и во внешних отношениях с другими странами и народами. Они состоят из правил поведения регулирующих отношений между государствами, социальными группами, партиями, в сфере осуществления политической власти.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ:

Они закрепляют представления о прекрасном и безобразным не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним, словом это правила связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ:

Это установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики правила поведения людей в области вероисповедания по содержанию многие из них выступают, как нормы морали, а также соприкасаются с правовыми нормами так религиозные нормы в заповедях устанавливают «не убий, не укради» так и правовые запрещают такие действия. В настоящее время распространенным источником права в арабских странах остаются мусульманское религиозные воззрения. Суть стой религии состоит в том, что она, во-первых, устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и, во-вторых, предписывает верующим, что они должны и чего не должны делать. Так называемый «шар», или «шариат» (в переводе «шариат» означает «путь следования»), и составляет то, что называют мусульманским правом. Религиозные нормы обеспечиваются авторитетом воздействием религиозной организации и лиц, исповедующих данную религию.

КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ:

Есть установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Они регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения, составляющих данную организацию, порядок вступления и выхода из данной организации. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. Корпоративные нормы стоят на стыке между нравственными и правовыми нормами. С правом нормы общественных организаций объединяет их формальная определенность, четкая констатация прав и обязанностей, а также санкции применяемые за их нарушение. Нормы общественных организаций тесно связаны с нравственностью единством принципов.

НОРМЫОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЙ:

Это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате их многократного повторения становятся для них привычками. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки. Многие обычаи складываются на определенной территории, носят национальный характер и твердо укореняются в общественной жизни. Обычай опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений. Здесь права и обязанности совпадают, это является главным отличием его от других социальных норм. В этом выражается его регулятивная особенность. Традиции по сравнению с обычаями имеют гораздо меньшую историю, а в будущим они могут перерасти в обычай.

Приведенная выше классификация есть общепринятая и наиболее распространенная.

Социальные нормы приобретают качество юридических вследствие того, что объективно способствуют функционированию социального целого определяя одинаковый для всех масштаб поведения участников общественной жизни, они обеспечивают их как элементов единой социальной системы и закрепляют связи множества отдельных индивидов в коллектив, общество. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. Право закрепляет условия, при которых индивид в состоянии удовлетворить свои потребности, лишь удовлетворив потребности другого. Массовые несоблюдения этих условий может привести к разрушению баланса общественных связей той основы, на которой держится современная социальная система, поэтому нормы их закрепляющие общеобязательны. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормального взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, во-первых, значение социальной нормы и ее осознание, во-вторых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение)

Кризисное состояние нашего общества требует соблюдения всех социальных норм и особенно, таких как правовые, нравственные, политические, ибо именно отступление от них, т. е. от веками выработанных основ, бытия явилось, в конечном счете, одной причин возникновения трудностей.

Под общением понимается процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, направленный на установление взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуляцию совместной деятельности. Общение характеризуется содержанием, функцией, манерой, стилем и структурой.

Содержание общения различно и выражается в передаче информации, восприятии друг друга партнерами по общению, в их взаимооценке, взаимовлиянии, взаимодействии.

Функции общения выделяют в соответствии с содержанием общения. Различают 4 основные функции общения: 1) инструментальную, которая характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действий; 2) интегративную, раскрывающую общение как средство объединения людей; 3) трансляционную – функцию передачи конкретных способов деятельности; 4) функцию самовыражения, определяющую общение как форму взаимопонимания психологического контекста. Среди других функций общения можно отметить: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентация поведения и деятельности), социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми норами и правилами).

Манера общения определяется тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным) и дистанцией в общении, которая определяет характер отношений в общении. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми, друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный характер общения. Публичная дистанция указывает на интеллектуально-демонстрационный характер общения. Манера общения может быть уважительной или пренебрежительной, в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной форме.

Стиль общения – индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми, индивидуальность человека, особенности партнера по общению. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества. К стилям общения относятся ритуальный, манипулятивный, дружеский, популистский, деловой.

Выделяются сферы общения: интимно-личностное общение, бытовая, деловая, профессиональная.

Профессиональное общение характеризуется тем, что оно: 1) регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами; 2) носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета, церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости и пр.; 3) позиционно оформлено, субординационно, что отражается в отношениях между начальником и подчиненным; 4) атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно декорировано, предполагает соответствующую среду, мебель, оргтехнику, освещение).

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают средства общениявербальные (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.Вербальные или речевые средства образуют в общении существенную логико-смысловую линию, определяющую характер его содержания. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации».

К невербальным средствам общения относят:

· оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика, а также различные визуальные средства: кинесика (движение рук, ног, головы, туловища); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза; кожные реакции (покраснение, испарина); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);

· паралингвистическая система знаков: качество голоса, его диапазон, тональность, интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте;

· экстралингвистическая система знаков (не связанная с речью)– смех, плач, вздохи, покачивания головой. Экстралингвистическая и паралингвистическая системы увеличивают семантически значимую информацию «околоречевыми» приемами;

· проксемика – это специальная область, рассматривающая пространственную и временную организацию общения (дистанция, время, место, ситуация общения).

В структуре общения выделяют три компонента или стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между речевыми партнерами.

Психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой он приобретает особый, более высокий коммуникативный потенциал. Поддержанию контакта способствует обратная связь – процесс взаимонаправленных ответных действий, однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине общения.

Информационные функции общения можно трактовать как своеобразный механизм наследования способов адаптивного поведения человека и передачи видового опыта, поэтому информация приобретает наибольшую ценность в любой сфере человеческой деятельности, а статус знающего человека растет в наших глазах. Информация кодируется в каналах связи в виде знаков и их комплексов (сообщений, слов, жестов и т.д.), за которыми закреплены определенные значения. Системы знаков образуют естественные и условные языки, с помощью которых и совершается процесс общения. Знание языков расширяет информационные возможности человека.

По целям сообщения информация может подразделяться на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если же общение рассчитано на побуждение партнера к действию, то информация приобретает регуляторную нагрузку. Эмоциональная информация адресуется к чувствам и переживаниям реципиентов – людей, ее воспринимающих.

Осведомительная беспристрастность сообщений требует жесткой логики, лаконичности, лексической выверенности с точки зрения смысловой идентичности, наибольшей однозначности в понимании сообщения партнерами. Побуждающий эффект регуляторной информации в большей степени связан с мотивационной заинтересованностью участников общения в том или ином сообщении. Эмоциональность информации приобретается в основном за счет экспрессивной аранжировки сообщения. В этом большую роль играют выразительные движения и интонация участников общения.

Эффективность информационных функций общения зависит от успешного решения проблемы соотношения языковых средств со смыслом сообщения, что обеспечивает уровень взаимопонимания партнеров. В информационном аспекте общения появляются два направления психологического взаимодействия речевых партнеров. Одно из них связано с восприятием и пониманием смысла сообщения, другое – с восприятием и пониманием личности партнера. Эти процессы находятся в сложных взаимоотношениях. Известно, что с большим доверием воспринимается сообщение, передаваемое речевым партнером с более привлекательным внешним обликом, профессиональным и возрастным статусом.

Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие) представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, т.е. устойчивого систематического выполнения действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, при этом вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию воздействующего.

Межличностный характер общения выводит партнеров на проблему взаимопознания, которое направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент их взаимодействия. Существует ряд механизмов взаимопонимания в общении: 1) идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого себя; 2) стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, категориям, социальным стереотипам; 3) рефлексия – это осмысление субъектом, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; 4) обратная связь – получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

В процессе совместной жизнедеятельности происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров. При этом формы общения могут быть различными: одни побуждают партнеров к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение).

В процессе общения особая роль принадлежит психологическому влиянию, под которым понимается воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных или невербальных, включая ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия. К основным видам психологического влияния относятся:

· убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, намерения, решения;

· самопродвижение – объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества, например, на выборах, при назначении на должность и т.д.;

· внушение – сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям;

· заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые перенимают это состояние или отношение;

· пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть подобным себе;

· формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания другого человека путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги;

· манипуляция – скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Психологическое противостояние влиянию также имеет несколько специфичных форм, к которым относятся:

· контраргументация – сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия;

· конструктивная критика – подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата;

· энергетическая мобилизация – сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий;

· уклонение – стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений;

· психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения;

· игнорирование – действия, свидетельствующие о том, что адресат не принимает во внимание слова, действия или выраженные адресантом чувства;

· конфронтация – открытое и последовательное противопоставление своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Важной составной частью процессов взаимодействия и взаимовлияния является психологическая совместимость партнеров по общению. Под психологической совместимостью понимают взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополняемости) значимых для межличностного взаимодействия индивидуальных психологических характеристик. Выделяют три основных типа совместимости:

· психофизиологическая совместимость – предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик, как время реакции, скорость и интенсивность протекания психических процессов и пр. На этом уровне совместимость зависит в основном от темперамента взаимодействующих людей;

· психологическая совместимость – предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качеств личности, способностей, интеллектуального потенциала;

· социально - психологическая совместимость – предполагает сходство ценностных ориентаций, идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования.

Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга) включает в себя процесс формирования образа другого человека.

Существуют устойчивые установки людей в отношении друг друга – аттитюды. При сходстве или взаимодополняемости отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости – отрицательные установки.

Воспринимаемый индивид также не пассивен, он стремится создать определенное впечатление, формирует свой образ – имидж, отражающий социальные ожидания речевого партнера, определенных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодействия.

Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах. При восприятии людьми друг друга проявляется ряд эффектов.

Эффект ореола (гало-эффект) наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, когда происходит направленное приписывание ему на основе специфических установок определенных качеств. Суть эффекта ореола заключается в следующем: если первое впечатление о человеке благоприятное, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков («эффект положительного ореола»); если же первое впечатление отрицательное, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция («эффект отрицательного ореола»).

Эффект бумеранга проявляется в том, что при восприятии определенной информации получается результат, обратный ожидаемому: действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует «эффект первичности».

Явление стереотипизации наблюдается в процессе познания людьми друг друга. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к определенной нации или профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие каждому представителю данной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.

Каузальная атрибуция заключается в том, чтокаждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить в определенную систему интерпретацию его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины неизвестны, тогда в условиях дефицита информации они начинают приписываться друг другу. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно.

У личности в процессе общения формируется устойчивая схема отношений к другим людям, которая может сводиться к четырем основным схемам.

1. «Я хороший и все люди хорошие» – схема, присущая высокосоциализированному, психически устойчивому типу личности, поведение которой характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

2. «Я плохой, а все люди хорошие» – жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов.

3. «Я хороший, а все люди плохие» – схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам – таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.

4. «Я плохой и все люди плохие» – позиция пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой, но в отличие от него данный сценарий ведет не к самоутверждению, а к уходу от радостей жизни, иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд или в аддиктивные формы поведения, становясь алкоголиком, наркоманом, токсикоманом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Каждый человек имеет свои масштабы измерения других людей. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению. Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще из-за неправильной их интерпретации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: