Пример моделирующей конструктивной деятельности




Виды заданий для развития конструктивного мышления

Сложи квадрат

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логико-конструктивного мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80*80 мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

Разложить кусочки квадратов по цвету; по номерам; сложить из кусочков целый квадрат; придумать новые квадратики.

Игры с конструктором.

Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре.

Развивающие упражнения организуют умственную и практическую деятельность, способствуют совершенствованию психических процессов, входящих в состав умственной деятельности. Развивающее упражнение отличаются от дидактической игры. В дидактической игре обязательно наличие элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил.

Развивающие упражнения способствуют развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста быстро ориентируются в материале (кубиках, блоках, целостной конструкции объекта) и сразу начинают размышлять о способе достижения результата, характеризуя его сразу, ещё на стадии ориентировочного действия, что способствует развитию конструктивного мышления.

Приступив к выполнению упражнения, ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, мобилизует имеющиеся знания, учится использовать их в новой ситуации. Это развивает самостоятельность конструктивного мышления, формирует креативность и целеустремленность.

Пример развивающего упражнения.

Цель: подготовить детей к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализировать счётные умения, организовать внимание.

Материалы: счётные палочки двух цветов, фланелеграф с картонными моделями счётных палочек для педагога.

Задание

- Возьмите из коробки столько палочек, сколько у меня. Положите их перед собой так же (). Сколько палочек? (две)

- У кого палочки одного цвета? У кого разного цвета? Какого цвета палочки у тебя?

- Один да один. Сколько вместе? (два)

Моделирование также является Эффективным средством развития конструктивного мышления.

Модельный подход к обучению - возможность представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения [6, с.169].

Моделирование - наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений у дошкольников [6, с.168].

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением или знаком. Дети овладевают моделированием в игре, изобразительной деятельности, в конструировании, в процессе освоения речи и математики.

Метод моделирования широко применяется в методике ознакомления дошкольников с количественными и пространственными отношениями, в процессе усвоения представлений о числе и величине.

Пример моделирующей конструктивной деятельности

Цель: конструирование сюжета из геометрических фигур.

Материал: аппликация - образец, геометрические фигуры по форме фигур из рамки.

Способ выполнения: педагог предлагает детям сюжет:

Однажды в предновогодний день дети слепили снеговика, поставили его во дворе и наказали ему: "Скажи Деду Морозу, что нам нужна елка к празднику!" Наступила новогодняя ночь, снеговик ожил и отправился к Деду Морозу. Наутро проснулись дети, вышли во двор и видят: стоит рядом со снеговиком красивая зеленая елочка.

Педагог показывает аппликацию, разбирает с детьми, какие понадобятся для нее детали. Аппликация моделируется на фланелеграфе из заранее приготовленных педагогом деталей. Их должно быть столько, сколько прорезей на рамке. Форма деталей соответствует форме прорезей на рамке. Дети отбирают подходящие формы и конструируют заданный сюжет на фланелеграфе.

Это упражнение организует визуальный анализ материала и перевод полученной визуальной информации в модель заданного вида (вид модели задает педагог).

В данном упражнении на моделирование дети активно работали с геометрическими фигурами, действовали собственными руками, сравнивали, обобщали, анализировали, оценивали результаты своей деятельности, т. е. производили полноценные учебные действия.

Таким образом, эффективными средствами развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике являются дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: