Тема. Наука и образование (обществознание 10 класс)
Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Наука выступает частью духовной культуры общества наряду с такими её компонентами, как искусство, образование, религия. Наиболее тесные связи наука имеет с образованием. Именно в системе образования идёт подготовка будущих учёных, здесь закладываются основы избранной ими профессиональной деятельности. С другой стороны, содержание образования на школьной и вузовской ступенях во многом обеспечивается наукой. Основы научных знаний изучается на уроках математики и физики, химии и биологии, обществознания, истории и географии.
Современная наука насчитывает около 15 тыс. дисциплин.
Современная классификация наук делит их на три вида:
1. Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями.
2. Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
3. Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).
Более сложными являются отношения науки и религии. Были времена, когда католическая церковь преследовала учёных за их взгляды, объявляла научные открытия ересью. Наука и религия дают разные объяснения многим явлениям, формируют различные картины мира. Но противопоставлять науку и религию нельзя.
Наука в современном обществе выступает и как важнейший социальный институт. Уже в XVII—XVIII вв. в Европе появились первые научные сообщества. Во второй половине XVII в. открылись первые академии наук: Лондонское королевское общество, Парижская академия наук. В 1725 г. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской. Научная работа постепенно превращалась в профессию.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ
1. Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений, а также в вооружении людей новыми объективными знаниями о природе, обществе, человеке.
2. Культурно-мировоззренческая. Связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Научные представления, усвоенные человеком, во многом определяют его отношение к природным и общественным явлениям, служат критериями различения истинного и ложного, т.е. превращаются в компонент мировоззрения.
3. Социально-производственная. В основе технологических прорывов всегда лежали достижения науки. Атомные реакции, электромагнитные волны вначале были открыты и изучены наукой, а затем это знание легло в основу технологического развития (радио- и телеаппаратура, атомные электростанции, лазеры).
Научные знания и методы широко используются при решении различных общественных проблем, в частности при определении путей социально-экономического развития; преодолении экологического кризиса; обеспечении обороноспособности; создании новых лекарственных средств и препаратов.
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА В начале XX в. в мире было 100 тыс. учёных, в конце века — свыше 5 млн, в 2009 г. их число составило более 7 млн человек. Около 90% всех учёных, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Постоянно издаётся несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Всё больше средств государства выделяют на развитие науки.
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований.
Создаются новые инновационные центры, например Сколково в России,
Чжунгуаньцунь ("Кремниевая долина Китая") - базовый инновационный центр Китая, центра инноваций в Гренобле - MINATEC во Франции, "Кремниевый остров" Кюсю в Японии, Силиконовая долина в США, "Медиконовая долина" в Швеции и др.
Выдающиеся достижения большой науки XX—XXI вв. привели к социальной ответственности учёных за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, например, НТП — одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести учёных, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы.
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.
Образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. В целом основные функции образования можно условно поделить на
Ø социально-культурные - социализация и индивидуализация личности. В процессе социализации человек усваивает общественные отношения, превращает их во внутреннюю сущность собственной личности, на собственные социальные качества. Тем не менее, это происходит индивидуально для каждого человека. Поэтому образование — это особенный социальный институт, который обеспечивает социализацию и в то же время приобретение личностью индивидуальных качеств.
Ø социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией - образовательные учреждения осуществляют не только общую, но и профессиональную подготовку. Именно от уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, состояние экономики, других областей жизни общества. Образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.
Ø социально-политические - обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.
Образование в ДНР подразделяется на:
Ø общее образование - 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование;
Ø профессиональное образование - 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее профессиональное образование – бакалавриат, специалитет, магистратура;
Ø дополнительное образование - дополнительное образование (обучение) детей и взрослых и дополнительное высшее профессиональное образование – подготовка кадров высшей научно-педагогической и научной квалификации (аспирантура, докторантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка);
Ø профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей (от строителей до врачей, учителей, работников телевидения). Учёные полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через Интернет. Оно способно предоставить равные возможности для получения образования высокого уровня всем желающим, независимо от места их проживания, возраста и т. п.)
Непрерывное образование включает также самообразование. Его содержание определяется самим человеком, проявляющим личный интерес к приобретению знаний в области науки, техники, культуры, к познанию современных общественных отношений. Велика роль самообразования в повышении культуры личности.
Основной источник самообразования — чтение, изучение литературы. Кроме книг, журналов, газет, самообразованию способствуют прослушивание лекций, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач.