Тема: Адаптация первоклассников к школьному обучению.




 

Задание: Внимательно изучить материал по теме занятия. Выписать:

- определения основных понятий (адаптация детей к школе, физиологическая адаптация, социально-психологическая адаптация)

- признаки успешной адаптации

- названия и характеристики уровней адаптации

- систему мероприятий в работе с первоклассниками (перечислить кратко).

 

Первоначальный этап пребывания ребенка в школе – это период адаптации, именно поэтому первые 2-3 месяца являются самыми сложными.

Под адаптацией детей к школе В.Р. Цылев понимает процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни. По его словам, ребенок к школе должен адаптироваться не только к организационной стороне жизни, не только к своей социальной роли, но, прежде всего, к особенностям усвоения знаний в условиях урока.

Как отмечает В.С. Мухина, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть:

- освоение нового школьного пространства;

- выработка нового режима дня;

- вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);

- принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение;

- установление взаимоотношений с учителем;

- построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.

Адаптация - многоплановый процесс, включающий физиологическую и социально-психологическую адаптацию.

Физиологическая адаптация - это приспособление организма, привыкание его к новым условиям жизни.

Физиологическая адаптация осуществляется в несколько этапов:

1 этап - первые 2-3 недели - "физиологическая буря". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, т. е. дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

2 этап - "неустойчивое приспособление". Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3 этап - период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Этот вид адаптации нельзя недооценивать. По наблюдениям медиков некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Многие первоклассники жалуются на головную боль, усталость и другие недомогания в первой четверти, становятся капризными, снижается их способность к саморегуляции поведения.

Только на пятой-шестой неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на пятой-шестой неделях обучения, весь первый год (если сравнить показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Социально-психологическая адаптация - это процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей, значимых для самого ребенка и его окружения (родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума), перестройка личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Результатом адаптации является адаптированность - уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

Признаки успешной адаптации:

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой (очень важно на первых порах вселить в ребенка уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию).

3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

4. Удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителями.

Выделяют три уровня адаптации детей к школе.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ.Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, охотно и добросовестно; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает у него отрицательных эмоций; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; дружит со многими одноклассниками.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль со стороны взрослых; сохраняет работоспособность при длительных паузах для отдыха; требует значительной помощи со стороны учителя и родителей; близких друзей в классе не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Таким образом, первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

В работе с первоклассниками особенно важно:

- помочь первоклассникам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой, школьными правилами.

- помочь ребенку влиться в позицию школьника, сформировать "внутреннюю позицию школьника". Для этого необходимо беседовать о том, зачем надо учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе, как о школьнике даст ему возможность лучше адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформулирует эмоционально-положительное отношение к школе.

- построить режим дня школьника.

- ввести понятие оценки (не отметки!), самооценки и различные ее критерии (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес) и выработать вместе с ребенком способы, как всего этого можно достичь.

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости).

- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, т. е. развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу внимательно слушать, точно выполнять задание. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Через игру дети приходят к пониманию учебной задачи.

- развивать учебную мотивацию. Она складывается из познавательных и социальных мотивов ученика, а так же мотивов достижения.

- развивать навыки общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: