Виды образовательных программ




Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

 

1) дошкольного образования;

 

2) начального общего образования;

 

3) основного общего образования;

 

4) среднего (полного) общего образования.

 

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

 

1) начального профессионального образования;

 

2) среднего профессионального образования;

 

3) высшего профессионального образования;

 

4) послевузовского профессионального образования.

 

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

 

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

 

содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности; учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Помимо основной образовательной программы в образовательном учреждении может функционировать и дополнительная образовательная программа. В Типовом положении термин дополнительные образовательные программы используется и как выражение помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в организации досуговой, внеурочной деятельности, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям по договору с ними (П.24). В данном случае дополнительные образовательные программы – это вид временной или постоянной услуги, которую может оказывать учреждение. В разделе, характеризующем основы деятельности учреждения, вводиться понятие программа деятельности. Это самостоятельно разрабатываемая учреждением программа, учитывающая запросы детей, семьи, образовательных учреждений, разнообразных общественных организаций, особенности социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Очевидно, совершенно иное смысловое наполнение этого понятия в сравнении с понятием «образовательная программа», и оно нуждается в специальном пояснении. Для образовательной программы первостепенное значение имеет определение цели и задач образовательной деятельности. Программа деятельности - это продуманная, планомерно организованная инструментальная, техническая часть обеспечения реализации концептуально обоснованных целей и задач. Взаимосвязь образовательной программы и программы деятельности учреждения очевидна.

 

Программа деятельности «следует за» или «опирается на» образовательную программу учреждения. Она не может быть самостоятельна и самодостаточна, ибо есть опасность её перерождения в простой календарный план работы учреждения.

Программа деятельности дополнительного образования детей обязательно предусматривает:

 

- оценку своего состояния и достижений;

- изучение и анализ образовательной ситуации (выявление и прогнозирование образовательных запросов);

- организацию процесса программирования, обновления образовательных программ на всех структурных уровнях учреждения в соответствии с образовательными потребностями.

 

В оценке своего состояния важно выявить достигнутые и желаемые результаты, установить связь с факторами, их определяющими, - организационными, управленческими, ресурсного обеспечения и отношений социальной коммуникации.

Изучение образовательных запросов позволит более точно определить функции учреждения, скорректировать цели деятельности, свою миссию, поможет сопоставить мотивы «авторов заказа» образовательных программ с мотивами профессиональной деятельности педагогов. Педагогические возможности дополнительного образования в подавляющем большинстве случаев шире актуальных проблем детей и родителей. Но педагогический потенциал центров дополнительного образования может быть в полной мере реализован лишь в том случае, если известны мотивы дополнительного образования. (Методический практикум по социально-педагогическим проблемам учреждений дополнительного образования. СП б, 1997).

Организация программирования в учреждении опирается на выводы проведённого анализа и самооценки, которые являются объективным критерием для корректировки содержания образовательных программ, их классификации и систематизации.

Результаты систематизации и классификации программного обеспечения учреждения позволяют сделать следующие выводы:

 

- Информационная база данных по образовательным программам позволяет принимать обоснованные управленческие решения:

 

- В определении перспективы развития учреждения в целом, отдельных направлений образовательного процесса;

 

- В создании наиболее полного спектра преемственных программ, выражающих видовые характеристики учреждения;

 

- В осуществлении наиболее полной подготовки к проведению аттестации и аккредитации.

 

- Анализ информации по основным параметрам образовательных программ, реализуемых в учреждении, позволяет решать следующие методические задачи:

 

- Организация и проведение педагогического мониторинга;

 

- Формирование образовательных стандартов;

 

- Методическая помощь педагогам в осуществлении программирования как особого способа инновационной деятельности.

 

Наличие базы данных по образовательным программам – условие успешности проведения учреждением дополнительного образования детей маркетинговой и рекламной деятельности, необходимой для грамотного и достойного определения своего места и роли в системе образования района, города или региона.

 

Содержанием образовательных программ и посредством их разнообразия учреждения дополнительного образования создают условия для преобразования современной системы образования, её перспективного развития в целях предоставления обществу и каждому отдельному гражданину права на выбор образования, права на образовательные услуги более высокого качества.

 

«Вместе с общеобразовательными школами, учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребёнка в рамках единого социокультурного пространства страны. Отсюда вытекает ориентированность дополнительного образования на:

 

- динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развёртывания и реализации своего жизненного пути;

 

- стимулирование творческой активности ребёнка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

 

- активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

 

- обобщение жизненного опыта ребёнка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

 

- новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в малых группах юных исследователей;

 

- преемственность содержания различных видов образования с учётом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм жизнедеятельности. «(Аналитическая записка, рассмотренная коллегией Минобразования РФ от 25.05.94.)

 

В заключение следует сказать, что программам дополнительного образования посвящено много исследований. Дело не в том, чтобы задать единые для всех нормы программного документа, выработать общую матрицу для программирования. Процесс создания образовательных программ и программного обеспечения образовательного процесса для дополнительного образования детей не закончен, так как всегда будут рождаться новые идеи, продолжаться творческие искания педагогов, будут постоянно меняться интересы, желания, запросы, возможности детей, давая новые стимулы к развитию образовательных программ.

Главное – осознать необходимость и ценность творческого самоопределения в собственной программе и отдельному педагогу, и учреждению в целом. Преобладание унифицированных учебных программ или их вариаций, стихийно сложившихся в учреждении набор из примерных и авторских программ – сегодня уже показатель недостаточного профессионализма деятельности и невысокого качества результатов.

Чем выше степень готовности учреждения реализовать образовательные запросы семьи, отдельного человека, общества, тем больше оснований для высокой оценки учреждения, адекватного определения его статуса.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1997.

 

2. Баранников А.В. Основные направления организации образовательного процесса (Информация. Анализ. Предложения.) М., 19993.

 

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. 1989.

 

4. Вершловский С.Г. Эффективная школа. СПб., 1995.

 

5. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М., 1996.

 

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10.07 1992.

 

7. Карстанье П., Ушаков К. Управление в образовании. Проблемы и подходы. М., 1995.

 

8. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М., 1993.

 

9. Лебедев О.Е. и др. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариативной образовательной системы. СПб.,1998.

 

10. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.

 

11. Разумовский В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира 2000г. (Педагогика, 1993.-№3).

 

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: