Развитие речи в онтогенезе




Доречевой период длится от рождения до приблизительно двух лет и характеризуется доминированием невербального общения и стадийностью голосового развития ребенка. Следующий за ним когнитивно-языковой период речевого онтогенеза (условно от двух до шести лет) отмечен взаимозависимым развитием мышления и языка, вербального интеллекта, формированием когнитивно-языковых структур в сознании языковой личности.

Третий период речевого онтогенеза – собственно речевой – есть развитие текстовой деятельности человека, характеризуемое функционированием когнитивно-речевых механизмов понимания и продуцирования речи (текстов) и выявляющее своеобразие речевого поведения языковой личности.

Первый период вербального развития ребенка – доречевой – является реализацией в развитии субъекта языкового механизма как психофизиологически обусловленной интеллектуальной способности овладеть средством общения социальной среды. Отдельной исследовательской проблемой встает вопрос природы языкового механизма. Варианты его рассмотрения как механизма врожденного, наследственно детерминированного и социального (в отечественной науке), принятые полувека назад, так и не сняли дискуссионности вопроса.

В доречевом периоде отмечается особая связь развития речи и движения. Маленький ребенок начинает поворачиваться – в речи появляется гуление – параллельно. Начинает сидеть, ползать – появляется лепет. Начинает ходить к 1 году – появляются первые слова. Во время двигательного развития ребенок познает мир, формируется восприятие себя в пространстве, параллельно формируется речь. На 1 году жизни общение со взрослым осуществляется при помощи тактильно - мимических экспрессивно-голосовых, зрительных и предметно-действенных средств. Развивается слуховое и зрительное восприятие, формируется предметная игровая деятельность. В доречевом периоде также выделяют несколько этапов. В первый период помимо криков, к голосовым реакциям относят звуки при сосании, зевании, кашель, чихание.

Во втором этапе доречевого развития появляется гуление и смех, развиваются сенсорные системы (2-5 месяцев). Ребенок уже следит глазами за предметами, удерживает их взглядом. Развивается тактильная чувствительность, которая имеет важное значение для возникновения автохватания и обследования предметов.

В третьем этапе появляется лепет (от 4-5 месяцев до 7-12 месяцев). Ротовая полость ребенка увеличивается в размерах. К 5-6 месяцам сочетание губных согласных и гласных звуков (ба, ма), а так же передне-язычных согласных и гласных (та).

Четвертый этап доречевого развития – расцвет лепета, стадия канонической вокализации (от 5-7 месяцев до 12.5 месяцев). Появляется начальное понимание обращенной речи. В 5 месяцев появляется акт хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения. На основе акта хватания развивается манипулятивная деятельность.

Манипуляции приобретают функцию общения. Хватание способствует сидению. На пятом этапе отмечается продолжение канонической вокализации (от 9 до 18 месяцев). Развивается моторика, восприятие, память, внимание. Признаки риска на 3-5 этапах является отсутствие лепета, избирательного предметно-действенного общения со взрослым, не выполнение простых словесных просьб, отсутствие подражательных игровых действий. В 8 месяцев ребенок реагирует на свое имя, вступает в игровое общение со взрослым.

В 10-11 месяцев появляются первые лепетные слова (мама, ту-ту), подражательные движения рук (Ладушки, до свидания). Понимает слово "нельзя". Понимает названия отдельных предметов, выполняет действия с ними по словесной инструкции (открой, закрой). Выполняет простые поручения (дай куклу). Совершенствуется манипулятивная деятельность.

Переход речевого развития ребенка в следующий период - когнитивно-языковой, определяется особенностями генезиса мышления и языка человека. Мышление и язык имеют разные генетические корни и до определенного момента развития субъекта существуют независимо друг от друга.

Наступление когнитивно-языкового периода знаменуется началом взаимозависимого и взаимовлияющего развития языка и мышления: речь становиться интеллектуальной, а интеллект – вербальным, формируется «языковая организация человека». В сознании ребенка образуются: фонетический компонент его языковой организации (как ментальная подсистема эталонов звуков языка), его лексикон, грамматический компонент как комплекс процедурных знаний морфологической и синтаксической связности слов в речи.

Формирование лексикона непосредственно связано с развитием генерализации в детской речи, что представляется фазным процессом: однозначность – сверхгенерализация – обобщение по схеме «куча» – обобщение по схеме «комплекс» и т. д. Итогом развития генерализации выступает формирование вначале псевдопонятий (младший школьный возраст), а затем истинных понятий (ближе к раннему подростковому возрасту). Отдельно выделяется семантический компонент языковой организации человека как хранение в сознании альтернативных моделей речевого поведения с учетом контекста ситуации, социальной роли и статуса языковой личности. Наличие такого языкового знания определяет, например, где, когда, кого и какими словами мы будем приветствовать («Привет», «Добрый день» или «Здравствуйте»).

Формирование семантического компонента языковой организации человека, его содержание и специфика определяют своеобразие вербального поведения формирующейся языковой личности. Особенностями когнитивно-языкового периода онтогенеза являются: функционирование эгоцентрической речи ребенка, ситуативная и диалогическая направленность детской речи, детское «языкотворчество».

Создание «детских неологизмов» («накрывальце», «пальчатки», «копатка») есть показатель сложной интеллектуальной работы сознания по овладению ребенком системой языка: ее единицами, правилами, нормами. Итогом такой работы выступает формирование некого «лингвистического архива» в сознании, т. е. языковой организации человека в комплексе компонентов (фонетический, лексический, грамматический, семантический).

Завершение когнитивно-языкового периода знаменует достижение некоторой языковой компетентности субъекта или формирование уровня фоно-лексико-грамматической правильности. Следующий период речевого онтогенеза – собственно речевой – представляет собой функционирование речевого механизма (третьего аспекта языковой способности человека). При этом речевой механизм рассматривается как реализация человеком его языковой способности для целей коммуникации и мышления, которая осуществляется в процессах порождения (продуцирования) и восприятия и понимания речи (текстов).

Начиная с 6-летнего возраста, ребенок по Н.И. Жинкину «выходит в открытый текст как космонавт в космос», что знаменует его дальнейшее речевое развитие в рамках текстовой деятельности. Речевое развитие субъекта представляется сложнейшим ментальным процессом, неограниченным как во времени, так и в качественном показателе уровня развития вербального интеллекта.

Следует рассмотреть онтогенез отдельных сторон речи Развитие и становление в онтогенезе фонетической и фонематической сторон речи Фонетика 0 – 1 год. Развитие восприятия: возникновение различных реакций ребенка на звуки и речь; различение интонации; восприятие основных фонологических противопоставлений родного языка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: