Формирование коммуникативных умений у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях комбинированных групп ДОУ




Обоснование актуальности

Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело отношение к детству, потребовало обновления форм и методов, содержания работы с воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважают личность ребенка, отвечают личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников образовательной организации) и детей.

В наше время возникла еще одна проблема – достаточно невысокий уровень коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Имеющиеся у детей тяжелые нарушения речи приводят к неблагополучию в сфере общения, к затруднениям осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, трудностям социальной адаптации. В условиях инклюзивного образования на первый план выходит проблема взаимодействия детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками. От успешности вхождения ребенка с проблемами развития в коллектив сверстников зависит сама возможность дальнейшей социализации и индивидуализации таких детей, гармоничность их личностного и психического развития. Кроме того, в наш век высоких технологий мы часто сталкиваемся с тем, что дети не могут грамотно и правильно выразить словами то, что они хотят донести до окружающих, из-за того, что большинство из них не имеет контактного общения. Дети с пеленок получают информацию из планшетов, телефонов и прочего.

Стабильно растущее число детей детского сада, нуждающихся в коррекции речевого развития (2017-18 г. – 31 чел., в 2018-2019 г. – 32 чел., в 2019-20 г. – 37 чел.) при снижении общего числа воспитанников требует внедрение новых, более эффективных коррекционно-развивающих технологий и средств. Перед педагогами встает логичный вопрос: как сделать более успешным процесс формирования коммуникативных умений у воспитанников дошкольного образовательного учреждения?

Содержание практики

На современном этапе в рамках дошкольного образования широко обсуждается вопрос о формах организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Традиционные фронтальные занятия, как форма организации образовательной деятельности, являющейся приоритетной в более ранний период дошкольного воспитания, в настоящее время не являются подходящими для формирования коммуникативных умений воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования.

Для эффективности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации необходимо создать определенные педагогические условия.

Первое условие - комплексное воздействие на формирование информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Информационно-коммуникативные умения детей раскрываются в ходе приема информации, ее передачи партнерами по общению. По словам М. К. Тутушкиной, в настоящих процессах общения информация не просто принимается-передается, но и формируется, а это достаточно важно для творческого продуктивного общения. Это выравнивает исходную информированность собеседников, их стремление понять друг друга, сопоставить взгляды и мнения, согласиться или не согласиться с ними, получить согласованные или новые результаты. Поэтому наряду с информационно-коммуникативными умениями необходимо одновременно формировать регуляционно-коммуникативные умения, которые проявляются в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения: совместно действовать; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль деятельности; выполнять различные роли; согласовывать свое мнение и желание с потребностями товарищей; использовать свои индивидуальные возможности в решении совместных задач; выполнять согласованные действия в парах.

Благодаря общению ребенок может не только упорядочивать свое собственное поведение, но и регулировать поведение ровесников. Происходит взаимное «подстраивание» действий, которое невозможно без сформированных аффективно-коммуникативных умений.

В качестве второго педагогического условия мы определили реализацию технологии поэтапного формирования коммуникативных умений.

1 этап. Чтобы ребенок научился общаться, ему, прежде всего, необходимо захотеть общаться. Поэтому первым этапом в работе с детьми стало создание эмоционально положительной атмосферы, мотивации детей на общение.

Так как мы рассматриваем общение детей дошкольного возраста как коммуникативную деятельность, то первым возникает вопрос о мотиве данной деятельности, то есть, по словам М. И. Лисиной, коммуникативной потребности. «Мотив – это опредмеченная потребность», - пишет автор.

Опираясь на основные положения М. И. Лисиной о ведущих мотивах, побуждающих детей вступать в общение и связанных с тремя его главными потребностями, можно отметить:

1) потребность насыщения впечатлениями,

2) потребность участвовать в активной деятельности,

3) потребность в признании своих действий и их поддержке.

Руководствуясь вышеизложенным, были сформулированы необходимые компоненты повышения мотивации детей на общение:

- организация развивающей предметно-пространственной среды (согласно ФГОС содержательно-насыщенной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной) помогающей стимулировать общение детей, обогащать их яркими впечатлениями;

- построение коммуникативной деятельности так, чтобы в ее процессе перед детьми возникали новые вопросы, проблемные ситуации, была возможность собственного выбора;

- моделирование игровых ситуаций;

- разнообразие и смена спокойных и активных видов деятельности, чтобы избежать переутомления, скуки, снижения интереса;

- поддержка детской инициативы, активности, исследовательского интереса, любознательности, помощь в воплощении детских замыслов, при возникновении трудностей, в поиске возможных ошибок;

- подбор игр и упражнений в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, что обеспечивает ситуацию успеха;

- использование сюрпризных моментов, привлечение различных персонажей с целью развития любопытства и любознательности.

2 этап. Следующим этапом мы определили формирование представлений о средствах и способах общения.

Содержание работы на этом этапе связано в большей мере с формированием информационно-коммуникативных и регуляционно-коммуникативных умений, направлено:

- на ознакомление с различными средствами общения (вербальными и невербальными);

- на овладение способами общения в зависимости от коммуникативной ситуации и ее участников;

- на изучение структуры коммуникативной деятельности;

- на ориентирование в условиях внешней коммуникативной ситуации, умение планировать содержание процесса общения, способы реализации замышленного, подбора различных вербальных, а также невербальных средств, оценка результатов общения;

- с основами культуры общения.

3 этап - применение коммуникативных умений детьми в их самостоятельной и творческой деятельности. Большую роль в ходе третьего этапа играет развитие поведенческого компонента коммуникативных умений. Данный компонент Н. Н. Рудакова определяет как способ реагирования на конкретную ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения. Чтобы способствовать формированию поведенческого компонента, на данном этапе возможно расширить формы организации совместной образовательной деятельности, подключив кооперативные виды деятельности: коллективные игры-дра­ма­ти­зации, коллективное художественное творчество, конструирование, игры парами.

Третье педагогическое условие: средством формирования коммуникативных умений будет выступать совместная образовательная деятельность в форме игровых занятий коммуникативного содержания.

Цель игровых занятий – последовательное формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в соответствии с этапами формирования коммуникативных умений и задачами, решаемыми на каждом из этих этапов.

Первая часть занятия – создание благоприятного эмоционального климата, позитивный настрой на занятие с помощью коммуникативной игры, песенки-полезенки или игрового упражнения, направленных на активизацию детей.

Вторую часть составляют игры и упражнения на развитие коммуникативных умений в соответствии с этапом работы, а также беседы, слушание литературных произведений по теме, коллективная продуктивная деятельность, речевые, словесные и музыкально-ритмические игры, проигрывание ситуаций, игры-драматизации и т.д.

Третья часть - игровые упраж­нения или этюды, способствующие релаксации, мышечному расслаблению, двигательному раскрепощению, воспитанию гуманных отношений между детьми.

Наряду с играми и упражнениями для развития коммуникативных умений в игровые занятия включены оздоровительные мероприятия: самомассаж биологически активных точек, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, музыкотерапия.

Успешность проводимой работы по формированию коммуникативных умений невозможна без использования современных интерактивных технологий, которые активно внедряются в нашем детском саду.

Мульттерапия. Это один из видов арт-терапии и инновационная технология реабилитации и творческой социализации детей, в том числе с ОВЗ, это мощнейшее средство влияния на эмоциональную сферу ребенка, речевое и интеллектуальное развитие.

В детском саду организована мультистудия, оснащенная всем необходимым оборудованием и материалами для создания мультфильмов (кукольных, рисованных, пластилиновых, LEGO-мультиков, с помощью песочницы с подсветкой и т.д.).

Занимаясь с детьми в мультистудии воспитатели комбинированных групп решают следующие задачи:

- уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР;

- формирование грамматического строя, связной речи старших дошкольников;

- устранение дефектов звукопроизношения, автоматизация артикуляционных навыков, развитие фонематического слуха;

- развитие мелкой моторики с помощью различных видов арт-терапии и техник продуктивной деятельности;

- формирование представлений о специфике профессий людей, работающих над созданием мультфильмов;

- формирование информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений;

- социальная адаптация детей, умение взаимодействовать в коллективе;

- развитие творческих способностей, эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности.

Занимательная риторика. Цикл занятий с использованием риторических игр – это обучение ораторскому искусству, мастерству правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать.

Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике. Сегодня в центре риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, чтобы, обладая обширной информацией, он был бы способен грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей.

Содержание работы по развитию риторических умений у детей с тяжелыми нарушениями речи можно распределить по трем блокам:

1 блок – «Ораторское мастерство». Эторабота по совершенствованию устной речи, ее выразительности и связности.

Мы включаем в занятия артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие речевого дыхания, чистоговорки, скороговорки, фонопедические упражнения. Немаловажную роль играют различные речевые разминки, которые развивают технику речи, дикцию, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, последовательно излагать свои мысли.

Детям очень нравятся риторические игры, такие как «Торжественная речь», «Поздравление в день рождения», «Пресс-конференция», «Дикторы», «Корреспонденты», «Прогноз погоды» и т.д. А также театральные игры и драматизации, где ребята могут уже творчески подойти к своему выступлению, реализовать и отточить свои ораторские способности.

2 блок - «Речевой этикет в разных ситуациях общения», включает такие формы работы как:

- игровые занятия по темам, соответствующим ознакомлению с «вежливыми» словами;

- чтение художественной литературы этического характера и беседы по содержанию;

- использование особых ритуалов приветствия и прощания;

- ситуативные беседы, игры-ситуации этического содержания.

3 блок – «Культура слушания» направлен на формирование умений поддерживать беседу, внимательно выслушивать говорящего, не перебивать говорящего.

К формам работы по данному направлению можно отнести игры-драматизации, игры-диалоги, сюжетно-ролевые игры, ситуативные беседы, рассказывание стихотворений и сочинение сказок и рассказов по цепочке.

Для активизации интереса и полноценной мотивации детей на занятия риторикой мы используем яркий персонаж – речевую куклу Риторика. Наш герой задает позитивный тон каждому занятию, предлагает различные проблемные ситуации. Риторик может открывать рот и «беседовать» с детьми. Виртуальным персонажем на занятиях риторикой является Очень Общительная Фея, она сопровождает все задания для детей в презентациях на экране.

Результаты практики

В процессе реализации всех направлений практики в течение 3-х лет регулярно проводимая диагностика показала положительную динамику показало и состояние речевых функций, а именно фонетической и фонематической стороны речи, слоговой структуры, связной речи и т.д.

У детей наблюдается положительная динамика в умении работать в команде, слушать партнеров по выполнению задания, уметь договариваться.

Наблюдаются значительные улучшения неречевых психических функций, включающих развитие слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма, ориентирование в пространстве, состояние общей и мелкой моторики.

В течение данного времени дети с ОВЗ активно участвовали во внутрисадовских и городских творческих и спортивных конкурсах, мероприятиях. Ребята активно посещают городские учреждения дополнительного образования (Детская музыкальная школа, Детская школа искусств, Центр развития творчества детей и юношества).

К участию в совместных мероприятиях были привлечены 100 % семей воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. Повысилась компетентность родителей в вопросах коррекции речевых нарушений, в том числе в условиях ДОУ и семьи.

Педагоги детского сада активно распространяют свой опыт работы:

- коллектив детского сада занял 1 место в областном конкурсе «Детский сад года»;

- вышло в свет методическое пособие «Учимся общаться», автор-составитель старший воспитатель О. Арсеневская, издательство «Учитель», г. Волгоград;

- методические разработки и рекомендации, статьи по вопросам формирования коммуникативных умений у детей с ОВЗ опубликованы на сайтах Инфоурок.ру, Единый урок.РФ, Педмир.ру;

- проекты «Волшебная комната», «Логоритмика», «Мультистудия», «Двигайся, играй – интерфейсом управляй», целевой группой которых являются дети с ТНР, стали победителями Грантового конкурса УК Металлоинвест в рамках программы «Здоровый ребенок».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: