Причины, этапы формирования, состав, масштаб, основные центры первой волны эмиграции из России. Формирование русского зарубежья за границей. Создание русского культурного, социального, бытового пространства за рубежом. Очевидная тенденция не только к сохранению, но и развитию национальной ментальности. Миссия русской эмиграции. Активное неприятие большевистского режима. Надежда эмигрантов на скорое возвращение в Россию. Профессиональные объединения журналистов русского зарубежья, их цели и функции. Первый зарубежный съезд русских писателей и журналистов в Белграде (1928): участники, повестка, результаты.
Факторы, повлиявшие на типологическую характеристику изданий русского зарубежья:
1) специфические условия функционирования периодики русской эмиграции;
2) особенности газетно-журнального производства;
3) социально-демографическая структура аудитории;
4) возможности взаимодействия с родиной.
Типологические особенности журналистики русского зарубежья
(1920-е - 1940-е гг.)
1. Пресса – мощное средство консолидации русских эмигрантов, важнейший инструмент сохранения русской культуры и национальной традиции.
2. Типологическое разнообразие изданий: газеты, журналы, альманахи. Альманахи, с одной стороны, появлялись в связи с отсутствием средств на полномасштабное производство периодики; с другой – альманахи продолжали издательскую традицию русской литературы. Напр., альманахи «Окно» (Париж, 1923); «Наши современники» (Париж, 1924); «Колос: русские писатели русскому юношеству» (Париж, 1928) и др.
3. Известная неопределенность типов изданий. Кроме устойчивых типов встречаются записки, хроники, труды, временники, журналы-памятки. Напр., «Бюллетень Русского Бюро печати “Русская пресса”» (Вена. 1928. №1-2),
«Информационный бюллетень. Союз русских военных инвалидов в Болгарии» (София. 1931. №1-3; 1932. №4-7; 1933. №8-11); «Информационный лист I армейского корпуса» (София. 1925. №1; 1926. №2-10) и др.
4. Типологическая система журналистики русского зарубежья как бы повернута в ХIХ век. Несомненным лидером является журнал.
5. Недолговечность изданий. Газеты-однодневки: «День русской культуры» (София. 1926); «День русской культуры» (Париж. 1926);
«День русского инвалида» (Прага. 1926); «Русскому крестьянину. Однодневная газета» (Рига. 1928); «Русскому мальчику. Однодневка. Издание в пользу общежития для русских мальчиков в Париже» (Париж. 1926); «Станица. Однодневная общеказачья газета» (1925); «Под русским стягом. Однодневка» (Варшава. 1934) и др.
6. Дифференциация прессы по интересам и потребностям аудитории: литературные, общественно-политические, по вопросам культуры, по вопросам экономики и хозяйства, партийные, религиозные, исторические, земские, евразийские и др. проблемы (наука, искусство, сатира).
7. В печати много места отводилось литературе.
8. Большое число общественно-политических изданий.
9. Внимание к истории; множество исторических журналов и сборников («Архив русской революции», «Архив гражданской войны», «Белый архив» и др.).
10. Сеть религиозных изданий.
11. Многопартийность прессы (монархические, кадетские, эсеровские, социал-демократические, фашистские и др. издания)
12. Тенденция угасания партийности
13. Стремление в той или иной степени установить связи с родиной, подчеркнуть общность культуры эмиграции и России (сменовеховские, евразийские издания).
«Последние новости» – одна из самых влиятельных газет эмиграции. (1920-1940, Париж). Редактор - П.Н. Милюков (с 1921 г.). «Новая тактика» Милюкова как основа программы издания, что позволило придать газете не узко партийное, а широкое демократическое направление. Передовые статьи Милюкова, его редакторское и публицистическое мастерство.
Политическая линия газеты:
1) анализ причин неудачи, постигшей Белое движение;
2) демократическая политическая программа – демократическая республика, федерация, признание собственности крестьян на безвозмездно перешедшие к ним земли помещиков;
3) отказ от дальнейшей вооруженной борьбы, от иностранной интервенции; обращение к активным общественным силам внутри самой России, которые могли бы быть противопоставлены большевикам;
4) объединение демократических элементов и отмежевание от реставраторских и монархических групп и тенденций.
Хорошо подобранный состав публицистов: М.А. Алданов, М.Ю. Бенедиктов, Н.П. Вакар, Н.В. Калишевич, А.Б. Петрищев, Андрей Седых (Яков Цвибак), С.Г. Сумский, Дионео (лондонский корреспондент) и др. Освещение в газете жизни эмиграции и событий в Советском Союзе.
Внимание газеты к проблемам культуры. Литературная страница «Последних новостей» (выходила по четвергам). Проза И. Бунина, Б. Зайцева, А. Куприна, М. Алданова, М. Осоргина, А. Ремизова, Н. Тэффи, В. Сирина (Набокова); поэзия К. Бальмонта, Саши Черного, И. Одоевцевой, Г. Иванова, М. Цетлина. Публикации молодых прозаиков и поэтов: Н. Берберовой, Г. Кузнецовой, Л. Зурова, И. Кнорринг, А. Ладинского, Д. Кнута.
Литературная критика в газете. Публицистический цикл Г. Адамовича «Литературные заметки» как летопись литературного процесса в России и в зарубежье. Анализ творчества В. Маяковского, И. Бабеля, М. Зощенко, Л. Леонова, А. Фадеева, М. Шолохова, Б. Пильняка, А. Платонова, М. Горького и др. писателей, живущих в советской России.
«Художественные письма» А. Бенуа, музыкальная критика Б. Шлецера, балетная критика А. Левинсона, театральные рецензии С. Волконского. Публикация научных обозрений, которые стали своеобразным «университетом на расстоянии».
Периодичность – сначала ежедневная, с конца 1923 г. – 2 раза в неделю (по воскресеньям и четвергам) на 6 страницах, а с 1931 г. – 8-страничные номера.
Тираж – 30-35 тыс. экз.
Газета «Возрождение» (1925-1940, Париж) – орган русской национальной мысли. Редакторы - П.Б. Струве (1925-1927), затем Ю.Ф. Семенов (1927-1940). Издатель – нефтепромышленник О.А. Гукасов. Умеренно-консервативное направление газеты при Струве, стремление газеты объединить все силы эмиграции для борьбы с советской властью. Работа газеты и ее редактора Струве по подготовке «Всемирного русского съезда». Авторская рубрика П.Б. Струве «Дневник политика». Разногласия между Струве и Гукасовым по поводу направления газеты. Уход Струве с поста редактора.
Второй этап в истории «Возрождения»: новый редактор Ю.Ф. Семенов, превращение газеты в открыто промонархическое издание, явно правого направления, рассчитанного на широкую обывательскую аудиторию. Активная пропаганда идей Российского общевойскового союза, нацеленного на самую активную борьбу с советской властью и требовавшего боевой готовности к ней.
Сотрудничество с газетой И.С. Шмелева, И.А. Бунина, А.И. Куприна, Б.К. Зайцева, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, А.В. Амфитеатрова, Н.А. Тэффи и др. Публикация (частичная) «Окаянных дней» И.А.Бунина в 1925-1927 гг. Литературная критика В. Ходасевича.
Открытое приветствие в 1930-х гг. победы на выборах в Германии Гитлера. Активная полемика с газетой «Последние новости».
Газета «Дни» (1922-1928, Берлин, затем Париж) – влиятельное эсеровское издание. Редактор – А.Ф. Керенский. Авторская рубрика Керенского «Голос издалека». Статьи о политике, экономике и литературе. Сотрудничество в газете Е.Д. Кусковой С.Н. Прокопович, В.М. Зензинова. М.А. Алданов и М.А. Осоргин – заведующие литературным отделом. Литературно-критические статьи В. Ходасевича. Проза Б. Зайцева, А. Белого, И. Бунина, З. Гиппиус, Д. Мережковского, А. Ремизова, И. Шмелева, М. Алданова; стихи К. Бальмонта, В. Ходасевича, М. Цветаевой.
Периодичность – еженедельная, в 1931-1933 гг. газета стала двухнедельным журналом.
Газета «Руль» (1920-1931, Берлин) – издание правых кадетов. Редакторы газеты «Руль» И.В. Гессен, В.Д. Набоков (убит в 1922 г.)
Обсуждение событий в русском зарубежье и в Советской России. Рубрика «В Советской России», критическое освещение советской действительности. Дебют на страницах газеты В.В. Набокова, который стал активным автором «Руля»: печатал стихи, рассказы, статьи, рецензии. Сотрудничество с газетой М. Волошина, К Бальмонта, И. Шмелева. Мемуары С. Витте в газете. Публикация в «Руле» речи И. Бунина «Миссия русской эмиграции» (апрель 1924 г.), ее программное значение для эмигрантов.
Полемика «Руля» с левыми кадетами, с социалистами разных оттенков, разоблачение всех просоветских течений в эмиграции.
Тираж – 20 тыс. экз.
Журнал «Современные записки» – самый авторитетный «толстый» журнал русского зарубежья (1920-1940, Париж). Редколлегия: М.В. Вишняк, А.И. Гуковский, В.В. Руднев, Н.Д. Авксентьев, И.И. Фондаминский. Традиции русской демократической журналистики в журнале. Задачи развития русской культуры как основные в издании; предоставление трибуны свободному слову; плюрализм; внепартийность, демократическое направление на платформе антибольшевизма.
Солидный литературный отдел. Публикация в журнале в 1920-1921 гг. романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам». Дебют в «Современных записках» М.А. Алданова как прозаика (роман «Святая Елена, маленький остров»), публикация романов «Девятое термидора», «Чертов мост», «Заговор», «Ключ», «Бегство», «Пещера», «Начало конца», многочисленных статьей и портретных очерков.
И.А.Бунин – один из активных авторов «Современных записок» («Несрочная весна», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева», фрагменты из «Освобождения Толстого»).
Публикация произведений Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева. Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус – активные авторы журнала, публиковались в 21-й книге «Современных записок»
Публикация в журнале наиболее известных молодых авторов: В.В. Набокова («Защита Лужина», «Подвиг», «Camera obscura», «Отчаяние», «Приглашение на казнь»), а также В. Яновского, Г. Газданова, В. Злобина, Н. Берберовой.
Отдел публицистики журнала. Публикации А.А. Кизеветтера, Н.А. Бердяева, Е.Д. Кусковой, Н.О. Лосского, С.П. Мельгунова и др. Цикл философско-исторических очерков И.И. Фондаминского «Пути России». Авторская рубрика М.В. Вишняка «На родине». Отдел литературной критики; рецензии П.Бицилли, К.Мочульского, Г.Федотова, Ф.Степуна и др.
Тираж – 2 тыс. экз.
«Бюллетень оппозиции (большевиков-ленинцев)» – журнал, печатный орган русской секции Четвертого Интернационала (1929-1941, Париж) под общей редакцией Л. Д. Троцкого. Публикация материалов, анализирующих положение в большевистской партии, причины поражения левой оппозиции, давалась оценка событий, происходящих в Советском Союзе, в том числе гибелям в ссылке и концлагерях. Статьи Л. Троцкого «СССР в войне», «Загадка СССР», «Сталин – интендант Гитлера», «Германо-Советский союз», «Империалистическая война, рабочий класс и угнетенные народы» и др. Всесторонняя критика сталинизма, анализ его истоков природы и последствий. Авторы Бюллетеня: сын Троцкого – Лев Седов, И. К. Дашковский, Е. А. Преображенский, К. Б. Радек, Х. Г. Раковский, И. Т. Смилга, Л. С. Сосновский, А. Цилига, К. Цинцадзе и другие известные оппозиционеры. Публикация в журнале анонимных материалов — свидетельств из СССР, рассказов выезжавших за рубеж по служебным делам тайных сторонников оппозиции и писем от разбросанных по разным концам страны оппозиционеров, которые публиковались без указания авторства по соображениям безопасности.
Религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-1940). Н. Бердяев – главный редактор журнала «Путь». Высокий интеллектуальный и научный уровень публикаций. Сотрудничество в журнале философов и богословов: С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Ф.А. Степуна, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка и др. Призыв журнала упорно трудиться во имя духовного возрождения России, созидать новую русскую культуру с опорой на православие. Выступления журнала против всех форм тирании и диктатур, в том числе и большевизма. Внимание «Пути» к религиозным, философским и общественным проблемам, отсутствие публикаций художественной литературы и критики. Тираж – 1000-1200 экз.
Религиозно-философский журнал «Новый град» (Париж, 1931-1939). Редакторы – И.И. Бунаков-Фондаминский, Г.П. Федотов, Ф.А. Степун.
Программа «Нового града»:
1) либеральная идея политической свободы;
2) социалистическая идея общественно-хозяйственной справедливости;
3) христианская идея абсолютной личности.
«Новый град» о путях преобразования России; идеи реформ, основанных на возрождении религиозного сознания. Развитие идей будущего устройства человеческого общества - Нового Града с позиций, близких к христианскому социализму. Защита с точки зрения христианского гуманизма человеческой личности как от коммунистического, так и от фашистского тоталитаризма. Осмысление места русской эмиграции в жизни России и Европы, ее задач, поиск ответов на злободневные социальные вопросы и отстаивание непреходящей ценности демократии. Обсуждение культурного кризиса Европы, связанного с усилением фашизма. Отражение в «Новом Граде» духовных и научных исканий русской эмиграции, различных аспектов интеллектуальной жизни Европы, в которую органично влилась и русская христианская мысль.
Публикации известных ученых, богословов и писателей: С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, М.И. Цветаевой, В.С. Яновского, М. Скобцевой, Н. Бердяева, М. Вишняка и др.
Сменовеховские издания
Сборник «Смена вех» (Прага, 1921), статьи Н. Устрялова, Ю. Ключникова, С. Лукьянова, С. Чахотина, А. Бобрищева-Пушкина, Ю. Потехина. Призывы «услышать» революцию и покаяться в политических ошибках интеллигенции.
«Смена вех» (Париж, 1921-1922) – еженедельный журнал. Редактор – Ю.В. Ключников. Обращение к эмигрантам вместе с большевиками работать над созданием новой России. Уточнение представлений о миссии эмиграции, которая, по мнению сменовеховцев, заключалась в установлении прочных связей между русским зарубежьем и Советской Россией.
«Накануне» (Берлин, 1922-1925) – ежедневная газета под ред. Ю.В. Ключникова и Г.Л. Кирдецова; продолжение журнала «Смена вех». А.Н. Толстой – редактор «Литературного приложения к газете “Накануне”».
Евразийские издания
Евразийство - идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, а потому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.
Зарождение евразийства в русской эмигрантской среде в Болгарии в 1921 г.
Идеологи евразийства: Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский и П. Сувчинский. Издания евразийцев:
сборник «Исход к Востоку» (София, 1921);
сборник «На путях» (Берлин, 1922);
сборник «Россия и латинство» (Берлин, 1923);
альманах «Евразийский временник » (Берлин,1923, 1925; Париж, 1927; Прага, 1929);
журнал «Евразийская хроника» (Прага, Париж, Берлин; 1925-1937; вып.1-12);
газета «Евразия» (Париж, 1928-1929).
Новые идейные подходы к пути развития России, обоснование геополитического единства, экономической целостности, культурной общности Евразии.
«Иллюстрированная Россия» – двухнедельный журнал, (1924-1939, Париж); с 1926 г. еженедельник. Основатель журнала и его первый редактор – М. П. Миронов. Ориентация на опыт дореволюционного иллюстрированного семейного еженедельника «Нива».
Особенности оформления журнала: мелованная бумага; обложки, выполненные известными русскими художниками – А.Н. Бенуа, К.А. Коровиным, Ф.А. Малявиным, Д. Стеллецким и др.; большое количество рисунков, фотоиллюстраций.
Структура журнала: литература, литературные воспоминания, история, русская художественная жизнь, бытовая и ежедневная жизнь эмиграции. Художественные произведения, специальные разделы для детей, женщин, семейного чтения и развлечения. Сотрудничество с журналом А.И. Куприна, И.А. Бунина, Б.И. Зайцева, А.Н. Толстого, М.А. Алданова. Саши Черного и др. Приложения: дешевая подписка на собрание сочинений классиков, энциклопедии, справочники.
«Числа» – журнал литературы, искусства и философии (1930-1934, Париж, № 1-10). Главный редактор – Н.А. Оцуп. Журнал «Числа» как основной печатный орган писателей «незамеченного поколения», оппозиция традиционным «Современным запискам». Журнал как стартовая площадка для множества молодых представителей русской эмигрантской литературы.
Публикации в журнале Г.И. Газданова, В.С. Яновского, В.С. Варшавского, Б.Ю. Поплавского, И.В. Одоевцевой и др.
«Зеленая палочка» ( Париж,1920-1921) – двухнедельный журнал для детей.
Редактор – Дон-Аминадо (наст. имя – Аминад Петрович Шполянский). Участие в журнале А.Н. Толстого, Н.В. Крандиевская, Амари (псевдоним поэта М.О. Цетлина), К.Д. Бальмонта, В.В. Барятинского, И.А. Буниа, А.И. Куприна, Саши Черного, Н.А. Тэффи, А.М. Дроздова, М.К. Первухина, С.Л. Полякова (Литовцева) и др. Иллюстрации А.Н. Бенуа, Н.В. Ремизова-Васильева (подписывал свои работы псевдонимом Ре-Ми), С.Ю. Судейкина, Г.К. Лукомского и др. Рубрика «Крепко помни о России». Роль журнала в воспитании подрастающего поколения эмигрантов в русских традициях, в сохранении родного языка, в передаче детям эмигрантов национального культурного наследия.
«Ласточка» (1926-1945, Харбин) – двухнедельный иллюстрированный журнал для детей младшего возраста. Издатель журнала – Е.С. Кауфман (директор-распорядитель издательства «Заря»), редакторы – А.Я. Буйлов (1926-1930), М.С. Рокотов (1931-1935), М.О. Данилов (1935-1941), Е.А. Васильева(1942-1945). Продолжение традиций классической просветительско-воспитательной журналистики для детей, сосредоточившей внимание на воспитании душевных качеств и развитии интеллектуальных способностей ребенка. Принципы работы журнала: сочетание художественного и научно-познавательного материала, ориентация на грамотную русскую речь и правильный разговорный стиль, нацеленность на гармоничное развитие ребенка, стремление заинтересовать его, отсутствие нарочитой назидательности.
Задания развивающего характера: игры, шарады, ребусы, кроссворды и анаграммы. Рубрика «Подумайте-ка!», приложение по ручному труду, рубрика «Отчего и почему?». Активное взаимодействие журнала с маленькими читателями: публикация их писем, рисунков, фотографий, рассказов об их творческих достижениях.
Журналистика русского зарубежья 1920-х-1940-х гг. – это целостная и оригинальная система разных типов изданий, отразившая пеструю социально-демографическую структуру эмиграции из России, опиравшаяся на традиции русской журналистики ХIХ – начала ХХ в.