Операции по торговле лицензиями и ноу-хау.




Международная торговля

научно-техническими достижениями.

Операции по торговле лицензиями и ноу-хау и инжиниринговые операции.

 

 

Операции по торговле лицензиями и ноу-хау.

Научно-технический прогресс и развитие производи­тельных сил ведут к увеличивающемуся углублению меж­дународного разделения труда. При этом между странами расширяется научно-технический и технологический обмен, роль и значение которого зачастую превышает коммерчес­кий эффект.

Все отрасли экономики России неразрывно связаны с процессами дальнейшего совершенствования техники и тех­нологий, используемых при производстве, транспортиров­ке, хранении, переработке и реализации отечественных и зарубежных товаров народного потребления, машин и обо­рудования. Особую важность в правильном проведении тор­говых операций во внешнеэкономической деятельности представляют собой пути рационального использования но­вых технологий, содержащихся в изобретениях, запатен­тованных в различных странах мира.

Предприниматели России испытывают большую потреб­ность в современных энерго- и ресурсосберегающих техно­логиях; в малогабаритном высокопроизводительном обору­довании по переработке мяса, рыбы, молока, овощей, фрук­тов, зерна, лекарственных трав, сырья и т. п. Актуальными становятся вопросы международной кооперации и специализации при изготовлении товаров как на собственных пред­приятиях, так и на арендованных за рубежом. Вполне ве­роятной является перспектива оказания услуг зарубежным фирмам при осуществлении ими разных видов внешнеэко­номической деятельности.

В связи с этим вопросы использования предприятиями и фирмами России зарубежных научно-технических дости­жений, тесного сотрудничества на основе аренды, подряда становятся необходимыми и целесообразными.

В Международном кодексе поведения в области пере­дачи технологий, разработанном Конференцией ООН по тор­говле и развитию (ЮНКТАД), определены виды сделок, регулирующие порядок передачи технологий и различных технологических новшеств.

1. Передача, продажа или предоставление по лицен­зии всех форм промышленной собственности, запатентован­ных лицензиаром.

2. Предоставление ноу-хау и технологического опыта (непатентованные новшества).

3. Предоставление технологических знаний, необходи­мых для монтажа и использования машин и оборудования.

4. Промышленное и технологическое сотрудничество по содержанию машин, оборудования.

5. Оказание инжиниринговых услуг — расчет технико-экономического обоснования, технологического проекта, консультации, технический надзор и т. п.

6. Передача технологии по производственной и научной кооперации.

7. Передача технологий на основе инвестиционного со­трудничества — продажа техники и технологии, надзор, обучение специалистов.

Все эти подходы дают возможность привлечь передо­вую технологию и наладить собственное производство на основе мировых достижений.

Лицензия — разрешение на передачу физическими или юридическими лицами (лицензиарами) принадлежащих им прав на использование изобретения, промышленного об­разца другим физическим или юридическим лицом (лицен­зиатом).

В последние 3—5 лет годовой объем международной торговли лицензиями составляет около 15 млрд долларов.

В большинстве зарубежных стран изобретения явля­ются собственностью разработавших их лиц и организаций. Охрана собственности на изобретения осуществляется па­тентами — официальными документами, подтверждающи­ми монопольное право изобретателя или его правопреем­ника на владение, использование и распоряжение изобре­тением на определенной территории в течение установлен­ного времени.

Наряду с лицензиями большим спросом на внешнем рынке пользуются ноу-хау, представляющие знания и опыт, способы и навыки в проектировании, строительстве, медицине, экономике, управлении и т. п.

В международной практике торговли имеется две груп­пы лицензий: чистые и сопутствующие. Чистые лицензии являются объектом лицензионных соглашений, основное содержание которых заключается в передаче прав на пред­мет изобретения или ноу-хау.

Сопутствующие лицензии включаются в общие догово­ры о поставках продукции, чаще всего комплектного обо­рудования, и при этом отдельные лицензионные соглаше­ния не подписываются.

Экспорт и импорт лицензий осуществляется на основе подписания лицензионных соглашений (договоров, контрак­тов), которые обычно наряду с ноу-хау включают обяза­тельства лицензиара оказывать помощь лицензиату во вне­дрении новшеств (рис. 12). Продажа программы на ЭВМ по своему значению приближается к соглашениям о ноу-хау. Торговлю лицензиями осуществляют владельцы и потреби­тели, а также посредники (5—10% от стоимости лицензий).

Кроме этого, торговлю лицензиями ведут специальные фирмы, скупающие, дорабатывающие их и пополняющие комплексом ноу-хау.

 

Рис. 1. Основные действия контрагентов

при купле-продаже лицензии

Условные обозначения: 1 — изучение конъюнктуры рынка по поводу

купли-продажи лицензии;

2 — патентование изобретения в странах-покупателях; 3 — проведение рекламных мероприятий,

не выдавая секретов изобретений; 4 — рассылка экспортных предложений

потенциальным покупателям;

5 — расчет лицензиаром предполагаемого вознаграждения;

6 — подписание сторонами лицензионного соглашения;

7 — передача технической документации

по реализованному изобретению; 8 — осуществление расчетов за закупленное изобретение

Торговлю лицензиями осуществляют также транснаци­ональные компании, использующие трансфертные цены. В международной практике торговли имеются такие груп­пы лицензионных договоров: договор о простой лицензии, договор об исключительной лицензии, договор о полной лицензии.

Договор о простой лицензии не ограничивает прав ли­цензиаров продавать аналогичные лицензии другим лицен­зиатам, самостоятельно производить продукцию на основе ее и сбывать на той же территории.

Договор об исключительной лицензии дает лицензиату монопольное право на ее использование, включая пере­продажу лицам в пределах оговоренной территории. Ли­цензиар не может продавать эту лицензию на договорной

Рис.1

территории, а также производить продукцию на ее основе на этой же территории.

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается прав на изобретение.

В международной практике торговли лицензиями доля ' вознаграждения лицензиара в среднем составляет от 10 до 35% общей суммы дополнительной прибыли.

Стоимость лицензий существенно различается в зави­симости от степени технической разработки и патентной защиты. Стоимость беспатентной лицензии на 10—20% ниже, чем на изобретения, защищенные патентом. Цены на ис­ключительные лицензии обычно в 2 раза превышают цены,простых лицензий.

Лицензионные соглашения оплачиваются в следующих формах: единовременный (паушальный) платеж заранее согласованной цены лицензии; постепенная выплата вознаг­раждений частичными платежами (роялти) пропорционально: согласованным показателям деятельности лицензиатов; вып­лата за оказываемые лицензиарам дополнительные услуги по согласованным расценкам или на условиях "кост плас" платежи в смешанной форме, предполагающей примене­ние нескольких способов.

Паушальные платежи применяются в случаях, когда стоимость лицензии мала по сравнению со стоимостью оборудования и сложен контроль за показателями работы ли­цензиата.

Одной из возможных форм паушальных платежей является следующая: при подписании соглашения — 10% от; общей суммы; 20% — при передаче документации; осталь­ные 70% — равными долями в течение нескольких лет.

Роялти могут начисляться к следующим показателям: к дополнительной прибыли лицензиата; к его общей при­были; к стоимости производственной или реализованной; продукции; к физическому объему производственной или ' реализованной продукции; к мощности изготовленного по лицензии оборудования, объему потребляемого сырья, сто­имости переработки продукции и т. д.

 

Если выплата роялти предусмотрена в зависимости от объема планируемого производства, то при его росте в лицензионных соглашениях обычно предусматривается сни­жение процента выплаты. Благодаря распространению на­учно-технического опыта в мире ускоряется внедрение но­вых разработок и их распространение в разных странах. Ежегодная стоимость продукции, производимой в мире на основе лицензионных соглашений, составляет в среднем 330—350 млрд долларов. Крупнейший в мире экспортер ли­цензий — США, на долю которых приходится две трети от всех продаж лицензий. К экспортерам относятся Велико­британия, Япония, Аргентина, Бразилия, Россия.

Инжиниринговые операции

Международный инжиниринг — это выполнение ком­плекса операций по оказанию услуг производственного, ком­мерческого и научно-технического характера, осуществ­ляемых специализированными инженерно-консультацион­ными промышленными, строительными и другими компа­ниями.

Торговля инжиниринговыми услугами получила разви­тие под воздействием научно-технической революции.

Ведущими экспортерами инжиниринговых услуг явля­ются компании таких стран с рыночной экономикой, как США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония. Между­народный инжиниринг обладает рядом особенностей.

Первая особенность инжиниринга — это функциониро­вание в качестве одной из услуг производственного назна­чения, реализуемой не в вещественной форме продукта, а в полезном эффекте, например, проектирование, консульти­рование, обучение.

Второй особенностью инжиниринговых услуг является то, что они связаны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализацией, рассчитанных на промежу­точное и конечное потребление реальных благ и услуг.

 

Третья особенность инжиниринга заключается в том, что ему присущи коммерческие свойства, проявляющиеся в процессе купли-продажи.

Четвертая особенность инжиниринга — это его отли­чие от лицензий и ноу-хау. Объектом купли-продажи на рынке инжиниринга являются услуги по подготовке, сис­тематизации,. приспособлению к использованию в конкрет­ных условиях и передаче доступных любым квалифициро­ванным специалистам научно-технических, производствен­ных знаний и опыта. Такого рода услуги являются воспро­изводимыми, то есть, их могут оказать многие фирмы. В то же время продажа лицензий, ноу-хау, новых техно­логий осуществляется их реальным владельцем или авто­ром.

Вполне возможно подкрепление инжиниринговых ус­луг лицензиями и ноу-хау. Основными факторами успеха на мировом рынке являются профессионализм, специализа­ция, комплексность на основе свободного, многостороннего сотрудничества с другими фирмами. На передовые позиции в мире в настоящее время выходят крупные международ­ные инжиниринговые фирмы, способные самостоятельно осуществлять "междисциплинарный" инжиниринг.

Так как сотрудничество между инжиниринговыми фир­мами является весомым аргументом в конкурентной борь­бе, то довольно часто применяются такие основные фор­мы кооперации труда, как образование новой компании в результате слияния при поглощении одной из фирм, со­здание совместных предприятий долгосрочного типа, со­здание краткосрочных совместных предприятий для выполнения конкретного проекта, заключения соглашений о со­трудничестве. Довольно часто практикуется создание кон­сорциумов, что облегчает получение заказа за счет вхож­дения в него банковских и государственных финансовых организаций. Возможно создание временных консорциумов.

Обширный комплекс операций инжиниринговых фирм можно ориентировать по проектно-консультационным, под­рядным и управленческим видам деятельности (рис. 2).

 

Рис. 2. Основные операции инжиниринговых фирм при выполнении заказа Условные обозначения:

1 — изучение конъюнктуры рынка заказчиком и инжиниринговой

фирмой по поводу размещения заказа (исполнения работ);

2 — заключение контракта на выполнение инжиниринговых услуг;

3 — получение кредитов в банке инжиниринговой компанией;

4 — получение кредитов заказчиком;

5 — разработка технико-экономического обоснования;

6 — разработка технорабочего проекта;

7 — контроль за ходом работы; 8 — обучение персонала и изготовление первой партии товара;

9 — сдача объекта;

10 — оплата за выполнение работы по контракту;

11 — оказание услуг по реализации производственной структуры;

12 — совершенствование управления

Управленческая деятельность инжиниринговых фирм заключается в оказании услуг по организации производ­ственной структуры и административного управления на основе передового мирового опыта.

Инжиниринговые фирмы занимаются разработкой но­вейших методов планирования производства продукции на основе маркетинговых исследований рынка, новых подхо­дов к учету и отчетности, модернизации структур управ­ления, контроля качества продукции и т. п.

Существенной проблемой является определение опти­мальной стоимости инжиниринговых услуг. Для этого изу-

Рис. 2.

чается конкурентный материал из различных регионов ми­рового рынка. Используются также и установившиеся под­ходы к оплате. Например, услуги инжиниринговой компа­нии, выполняющей функции генерального поставщика и генерального подрядчика, в зависимости от масштабов объекта, могут колебаться в пределах от 10 до 20% общих затрат на его сооружение.

Иногда приходится рассчитывать оплату (в случае пол­ного отсутствия аналогов) исходя из почасовой оплаты ра­боты специалистов. При этом величины могут быть следую­щими: для специалистов высокого класса — 60—70 долла­ров за час, среднего класса — 30—35 долларов, низшего — 20—25 долларов. Средняя фирма имеет в основном штате не менее 3—4 высококвалифицированных специалистов и 1—2 секретарей, остальных специалистов фирма может при­влекать по мере необходимости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: