Сопоставление нравственного состояния жизни в Ершалаиме и в Москве.




В итоговых сообщениях должна прозвучать мысль о том, что ни в Ершалаиме, ни в Москве не соблюдаются этические нормы, воплощённые автором в поведении Иёшуа (в Ершалаиме они ещё неизвестны, в Москве - уже утрачены). В том и другом обществах люди стремятся к власти или к деньгам, которые открывают для них возможности наслаждаться жизнью. Наслаждения же понимаются как физические удовольствия от насыщения, половой любви, приобретения ценных вещей. Любые препятствия в погоне за жизненными благами встречаются горожанами с озлоблением. Булгаков подчеркивает «звериное» в их поведении, как делал это уже в «Собачьем сердце».

 

РИМСКИЙ ВАРЕНУХА
в дурном расположении раздраженно сказал черт знает что такое шипел, ворчал беспокойно деятелен отравляли ему жизнь лгал (в трубку) процедил сквозь зубы
черт его знает видал всякие виды
совершенно остервенился заорал
уже рычал, сквозь зубы сказал сладко спросил (звонок Воланду); растерянно сказал; удивляясь,   возбужденно кричал
нервно дернувшись экспансивный администратор
пронзительно закричал крикнул, взревел, закричал, прокричал угрозу
черт его возьми возбужден и полон энергии
рявкнул курьерше желание изобличить душило, зародилось предвкушение чего-то приятного
глаза утратили свою обычную колючесть     черт знает что такое неприязненно ответил прошептал ополоумевший
лицо было буквально страшно  
бледнея от злобы  
в глазах горела настоящая тяжелая злоба  

 

 

Показательны и детали, отмеченные в ершалаимских главах, в частности в сцене разговора Пилата и Каифы:

 

ПИЛАТ КАИФА ВНЕШНИЙ МИР
Уносил, удушая и обжигая; Самый страшный гнев, гнев бессилия рванул пряжку покрасневшее лицо сузив глаза мертвыми глазами оскалившись, изобразил улыбку Тёмные глаза блеснули Гордо и спокойно бесстрашно ответил глаза сверкнули лицо покрылось пятнами, глаза горели улыбнулся, скалясь грозно поднял руку вежливо поклонился Солнце, сжигавшее Два мраморных белых льва ненавистный прокуратору Ершалаим низкое ворчание внизу взмывали стоны и крики толпа в нетерпении кричат беспокойные продавцы воды безжалостный зной; шум моря; тревожные трубные сигналы тяжкий хруст сотен ног

 

Из этих наблюдений можно сделать следующие выводы: Два льва готовы к сражению, исход которого предрешен. Они ненавидят друг друга, но сдерживают свои чувства, пока гнев не прорывается сквозь маску вежливости и любезности. Но сражение так и не состоялось – взаимные угрозы сменяются равнодушной вежливостью, под которой укрывается ненависть. Внешний мир выжжен солнцем, как выжжены ненавистью души людей, в нем разлита тревога, нетерпение и жажда (может быть, воды, может быть, зрелищ, может быть, крови..).

Пилат и Кайфа стремятся к сохранению собственного положения, то есть власти. Освобождая разбойника и убийцу Вар-раввана, синедрион признает, что слово Иешуа опаснее недоброго дела. Преступник убивает человека - Иешуа способен возродить душу, освободить ее. Отрицая власть человека над человеком, Иешуа отрицает как власть Каифы, так и власть Пилата и Тиберия.

Вывод: по мысли Булгакова, в мире, причем как в начале христианской эпохи, так и в конце ее, жизнь людей - торжество семи смертных грехов, в основе которых любовь к самому себе и страх за самого себя.

Говоря о художественных средствах изображения двух миров, отметим, что «ершалаимские» главы написаны в «высоком стиле», в них не обнаруживается элемёнтов сатиры, тогда как «московские» главы - едко-сатиричны. Трагедия, разыгравшаяся в Ершалаиме, обмельчала за тысячелетия и превратилась в пародиюна самое себя. В качестве аргументов можно привести параллельные состояния героев разных миров: головная боль Пилата и Степы; распятый Иешуа - и Варенуха, вздымающий руки, «как распятый» и жадно пьющий воду (Иешуа тоже мучит жажда; толпа, ждущая решения Пилата, - и толпа у касс Варьете, похожая на огромную змею.

- Представьте сцену пляски литераторов и попробуйте «снять ее кинокамерой»: вместо лиц - то борода с луком, то фиолетовое пятно или оскаленные зубы. На «экране» - сумбур красок и тел. Поищем варианты монтажа. Можно смонтировать кадры так: оскаленные морды лошадей с развевающимися фиолетовыми ассирийскими гривами - пляшущие Тела, отдельные детали - все должно смешаться.

- Итак, Булгаков даёт читателю возможность увидеть своих персонажей: оказывается, увидеть можно только их внешнюю оболочку, только видимость жизни, на самом деле это не жизнь – это ад!

- Ассоциации с балом у Сатаны, на котором присутствуют воскрешённые на мгновение тела, предающиеся телесным наслаждениям. У них нет душ, они воскресают из праха и в прах вернутся.

- Можно ли любить таких людей, какими они предстали в романе Булгакова, и способны ли эти люди на высокое чувство?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: