Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению
Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.
Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.
И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная
Готовность к школьному обучению предполагает сформированность "внутренней позиции школьника", что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.
Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.
Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.
Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: "позиции школьника".
Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.
Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.
Эмоциональная готовность - это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности. Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.
Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по признакам:
· морфофизиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка
· психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти,
внимания, мышления, речевого развития, воображения.
· личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков.
Степень их сформированности зависит от:
· правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
· уровня развития его психических процессов;
· социальной среды, в которой малыш воспитывался;
· личностных качеств, которые у него выработались;
· наличия основных универсальных учебных умений.
Основные виды готовности к обучению в школе и их характеристика:
Физическая | Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья. | |
Психологическая | Интеллектуальная | Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию. |
Социальная | Готовность взаимодействовать с окружающим социумом. | |
Личностная | Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника. | |
Эмоционально-волевая | Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок. | |
Специальная | Основные учебные умения |
По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
1. Уровень биологического развития:
· рост;
· масса;
· работоспособность;
· утомляемость;
· система условных словесных реакций;
· зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
2. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
3.Общее физическое развитие.. Определяется по наличию основных физических качеств:
· ловкость;
· скорость;
· сила;
· скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
· бег;
· прыжки;
· наклоны;
· приседания;
· ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
· держать ручку или карандаш;
· проводить четкие линии;
· перекладывать мелкие предметы;
· складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
· умываться;
· чистить зубы;
· мыть руки;
· пользоваться туалетом;
· одеваться;
· застегиваться и завязывать шнурки;
· следить за своим внешним видом;
· пользоваться столовыми приборами;
· убирать за собой посуду;
· организовывать рабочее место;
· собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
· важности быть здоровым;
· необходимости беречь здоровье;
· режиме дня;
· значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.