Учебные и воспитательные цели.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая кафедрой

д.м.н., проф. М.В. Голубева

«26» августа 2011 г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя

по проведению практического занятия № 3

учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни»

со студентами 6 курса специальности 060103 – Педиатрия

Раздел 5 Врожденные инфекции

Тема № 35 «Листериоз. Врожденный листериоз»

Тема № 40 «Микоплазменная инфекция»

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

«26» августа 2011 г.

Протокол № 1

 

Методическая разработка составлена

доцентом, к.м.н. Погореловой Л.В.

 

 

Ставрополь, 2011

 

1. ТЕМА практического занятия №35:

«Листериоз. Врожденный листериоз»

2. План -хронокарта практического занятия – Продолжительность занятия – 7,2 учебных часов (330 учеб. мин.).

Общая продолжительность – 360 минут.

п/п этапы работы Описание Цель Время
1. Организа-ционная часть 1. Отметка присутствующих. 2. Распределение больных для курации. 3. Присутствие на утренней конференции Подготовка студентов к работе 20 минут 8.00-8.20
2. Вводное слово преподавателя Определяются цели и задачи занятия. Уточняется актуальность постановочных вопросов. Формирование мотивации и познавательной деятельности студентов 20 минут 8.20-8.40
3. Контроль исходного уровня Проведение письменного опроса по программе тест-контроля Оценка качества подготовки студентов по теме 25 минут 8.40-9.05
4. Подготовка студентов к самостоятельной работе Демонстрация таблиц, методических указаний, указания на особенности индивидуальной работы с больными. Подготовить студентов к самостоятельной работе 20 минут 9.05-9.25
5. Самостоятельная работа студентов с курируемыми больными 1. Курация больных с внутриутробной инфекцией 2. Обоснование и формулировка диагноза 3. Составление плана обследования и лечения больного 4. Дифференциальный диагноз. 5. Отчет преподавателю. 6. Контроль индивидуальной курации больного студентом (доклад истории заболевания, осмотр больного, обоснование диагноза, лечение). Выработка навыков сбора анамнеза, обследования и лечения детей с ВУИ. Контроль практических навыков обследования больных и их коррекция. 120 минут 9.25-10.45
6. Перерыв     30 минут 10.45-11.15
7. Контроль знаний студентов 1.Устный опрос по вопросам семинарского занятия. 2. Участие в обходах профессора, доцента. 3. Решение ситуационных, модульных задач. 4. Решение интерактивных задач     Выработать способность клинического мышления на базе конкретных нозологических форм, умение проводить дифференциальный диагноз, грамотно назначать обследования и лечение. 90 минут 11.15-12.45
8. Демонстрационный учебный видеофильм по теме занятия 1. Просмотр демонстрационного материала в форме видеоролика или мультимедийной презентации. 2. Обсуждение Закрепление пройденного материала 20 минут 12.45-13.05
9. Заключительный контроль знаний Интерактивные задачи Оценить качество знаний студентов, уровень клинического мышления. 30 минут 13.05-13.35
10. Воспитательная работа со студентами Мероприятия по плану воспитательной работы Формирование патриотических, морально-этических и культурных качеств врача 20 минут 13.35-13.55
11. Подведение итогов, задание на дом   Оценка работы каждого студента 5 минут 13.55-14.00

 

 

3. Мотивация. Листериоз занимает одно из ведущих мест в структуре перинатальных инфекций и протекает крайне тяжело. Листерии могут быть причиной самопроизвольных выкидышей, антенатальной гибели плода, преждевременных родов, гибели новорожденного в раннем неонатальном периоде, отставания детей в умственном развитии.

При врожденном листериозе летальность достигает у доношенных 30-70%, а недоношенные погибают в 100% случаев. В нозологической структуре перинатальной смертности доля листериоза составляет 0,7–2,5%, в странах Западной Европы эти показатели достигают 4–7%. У женщин с акушерской патологией листериоз определяется с частотой до 20%.

Сложность диагностики обусловлена многообразием и неспецифичностью клинических проявлений у новорожденных, трудностью лабораторной идентификации возбудителя.

 

Учебные и воспитательные цели.

3.1. Воспитательные цели: формировать у студентов необходимые свойства личности врача (гуманизм, высокая нравственность, сострадание, милосердие), клиническое мышление, патриотическое отношение к достижениям отечественной педиатрической науки, экологическое мышление, деонтологические аспекты общения с больными и их родителями, стимулировать навыки самообразование и самореализации личности.

3.2.Общая цель: Уметь диагностировать различные клинические варианты врожденной листериозной инфекций у детей первых месяцев жизни. Знать признаки лабораторной верификации, принципы комплексной терапии, мероприятий по профилактике внутриутробного листериоза.

 

Частные цели.

Студент должен уметь:

1. Соблюдать основные правила поведения у постели больного и этику взаимоотношений с родителями и родственниками.

2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (социальный, акушерский, наследственный, эпидемиологический, заболевания).

3. Осмотреть больного и выявить патологические симптомы со стороны различных органов и систем.

4. Отразить данные анамнеза и результатов осмотра в истории болезни с последующим обоснованием предварительного диагноза.

5. Составить план дополнительного обследования матери и ребенка.

6. По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования жидкости.

7. Обосновать клинический диагноз.

8. Назначить лечение с учетом клинической формы заболевания, фазы заболевания.

9. Написать этапный и выписной эпикриз с оценкой течения болезни, результатов обследования, лечения, прогнозом, рекомендациями по реабилитации.

 

Студент должен знать:

1. Определение болезни и место в структуре инфекционной заболеваемости населения, перинатально патологии.

2. Свойства листерий, имеющие практическое значение.

3. Эпидемиологические особенности инфекции. Механизмы и пути инфицирования матери и плода. Эпидемиологическое значение беременных женщин с различными (манифестными, хроническими) формами инфекции.

4. Современные представления о патогенезе лсиериозной инфекции. Особенности иммунитета.

5. Патоморфологические изменения со стороны органов и систем.

6. Клиническую классификацию врожденного и приобретенного листериоза. Многообразие клинических проявлений.

7. Зависимость клинических форм заболеваний от срока внутриутробного инфицирования плода.

8. Клиническую симптоматику различных вариантов болезни (приобретенной и врожденной).

9. Течение, исход, прогноз в зависимости от формы заболевания.

10. Методы лабораторной диагностики листериозной инфекции (цитологический, вирусологический, серологический, иммунологический, молекулярно-биологический, инструментальный).

11. Клиническое значение определения специфических иммуноглобулинов класса Ig M и IgG.

12. Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.

13. Профилактику внутриутробного инфицирования.

14. Морально-этические аспекты работы педиатра при установлении диагноза врожденной герпесвирусной инфекции.

 

 

4. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

 

Вопрос Установочная инструкция
Актуальность проблемы Уточнить распространенность, летальность, наличие тяжелых форм, возможности моделирования эпидемического процесса.
Характеристика листерии Особенности морфологические и биохимические, сапронозные свойства листерий, моноцитстимулирующий фактор.
Эпидемиология Знать основные механизмы м пути передачи инфекции, закономерности внутриутробного инфицирования в различные сроки при первичной и хронической инфекции у матери.
Патогенез Обратить внимание на пути распространения возбудителя в организме, характер морфологических изменений в органах.
Клиника Оценить особенности вариантов приобретенной и врожденной инфекции.
Обследование лабораторное Уточнить эффективность различных методов диагностики в антенатальном периоде, во время родов и после рождения. Обратить внимание на важность мониторирования иммунохимических показателей.
Лечение Знать принципы лечения врожденной и приобретенной листериозной инфекции.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

а). По базисным знаниям:

1. Дайте характеристику листерий.

2. Перечислите свойства листерий, имеющие практически важное значение.

3. Назовите возможные пути передачи инфекции при врожденных и приобретенных формах, расположите их по эпидемиологической значимости при различных возбудителях.

4. Оцените неврологический статус новорожденного (физиологические и патологические рефлексы).

5. Семиотика поражения мозговых оболочек, ЧМН, периферических нервов.

б). По теме занятия:

1. Какова распространенность герпесвирусных инфекций среди населения, статистика внутриутробного инфицирования, показатели летальности.

2. Эпидемиологические особенности врожденной листериозной инфекции. Назовите наиболее значимые пути заражения плода и новорожденного при листериозной инфекции.

3. Охарактеризуйте основные звенья патогенеза приобретенной и врожденной листериозной инфекции. Пути распространения листерий.

4. Клиническая классификация приобретенной и врожденной форм инфекции.

5. Укажите клинические симптомы септико-гранулематозной и нервной форма листериозной инфекции.

6. Какие клинические формы приобретенного листериоза знаете? Значение хронического листериоза у беременных?

7. Морфологические изменения в органах при листериозе.

8. Изменения в гемограмме при листериозной инфекции.

9. Перечислите методы лабораторной диагностики.

10. Укажите принципы лечения врожденного и приобетенного листериоза.

11. Профилактика листериоза у новорожденных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: