ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая кафедрой
д.м.н., проф. М.В. Голубева
«26» августа 2011 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
по проведению практического занятия № 3
учебной дисциплине «Детские инфекционные болезни»
со студентами 6 курса специальности 060103 – Педиатрия
Раздел 5 Врожденные инфекции
Тема № 35 «Листериоз. Врожденный листериоз»
Тема № 40 «Микоплазменная инфекция»
Обсуждена на заседании кафедры
«26» августа 2011 г.
Протокол № 1
Методическая разработка составлена
доцентом, к.м.н. Погореловой Л.В.
Ставрополь, 2011
1. ТЕМА практического занятия №35:
«Листериоз. Врожденный листериоз»
2. План -хронокарта практического занятия – Продолжительность занятия – 7,2 учебных часов (330 учеб. мин.).
Общая продолжительность – 360 минут.
п/п | этапы работы | Описание | Цель | Время |
1. | Организа-ционная часть | 1. Отметка присутствующих. 2. Распределение больных для курации. 3. Присутствие на утренней конференции | Подготовка студентов к работе | 20 минут 8.00-8.20 |
2. | Вводное слово преподавателя | Определяются цели и задачи занятия. Уточняется актуальность постановочных вопросов. | Формирование мотивации и познавательной деятельности студентов | 20 минут 8.20-8.40 |
3. | Контроль исходного уровня | Проведение письменного опроса по программе тест-контроля | Оценка качества подготовки студентов по теме | 25 минут 8.40-9.05 |
4. | Подготовка студентов к самостоятельной работе | Демонстрация таблиц, методических указаний, указания на особенности индивидуальной работы с больными. | Подготовить студентов к самостоятельной работе | 20 минут 9.05-9.25 |
5. | Самостоятельная работа студентов с курируемыми больными | 1. Курация больных с внутриутробной инфекцией 2. Обоснование и формулировка диагноза 3. Составление плана обследования и лечения больного 4. Дифференциальный диагноз. 5. Отчет преподавателю. 6. Контроль индивидуальной курации больного студентом (доклад истории заболевания, осмотр больного, обоснование диагноза, лечение). | Выработка навыков сбора анамнеза, обследования и лечения детей с ВУИ. Контроль практических навыков обследования больных и их коррекция. | 120 минут 9.25-10.45 |
6. | Перерыв | 30 минут 10.45-11.15 | ||
7. | Контроль знаний студентов | 1.Устный опрос по вопросам семинарского занятия. 2. Участие в обходах профессора, доцента. 3. Решение ситуационных, модульных задач. 4. Решение интерактивных задач | Выработать способность клинического мышления на базе конкретных нозологических форм, умение проводить дифференциальный диагноз, грамотно назначать обследования и лечение. | 90 минут 11.15-12.45 |
8. | Демонстрационный учебный видеофильм по теме занятия | 1. Просмотр демонстрационного материала в форме видеоролика или мультимедийной презентации. 2. Обсуждение | Закрепление пройденного материала | 20 минут 12.45-13.05 |
9. | Заключительный контроль знаний | Интерактивные задачи | Оценить качество знаний студентов, уровень клинического мышления. | 30 минут 13.05-13.35 |
10. | Воспитательная работа со студентами | Мероприятия по плану воспитательной работы | Формирование патриотических, морально-этических и культурных качеств врача | 20 минут 13.35-13.55 |
11. | Подведение итогов, задание на дом | Оценка работы каждого студента | 5 минут 13.55-14.00 |
3. Мотивация. Листериоз занимает одно из ведущих мест в структуре перинатальных инфекций и протекает крайне тяжело. Листерии могут быть причиной самопроизвольных выкидышей, антенатальной гибели плода, преждевременных родов, гибели новорожденного в раннем неонатальном периоде, отставания детей в умственном развитии.
При врожденном листериозе летальность достигает у доношенных 30-70%, а недоношенные погибают в 100% случаев. В нозологической структуре перинатальной смертности доля листериоза составляет 0,7–2,5%, в странах Западной Европы эти показатели достигают 4–7%. У женщин с акушерской патологией листериоз определяется с частотой до 20%.
Сложность диагностики обусловлена многообразием и неспецифичностью клинических проявлений у новорожденных, трудностью лабораторной идентификации возбудителя.
Учебные и воспитательные цели.
3.1. Воспитательные цели: формировать у студентов необходимые свойства личности врача (гуманизм, высокая нравственность, сострадание, милосердие), клиническое мышление, патриотическое отношение к достижениям отечественной педиатрической науки, экологическое мышление, деонтологические аспекты общения с больными и их родителями, стимулировать навыки самообразование и самореализации личности.
3.2.Общая цель: Уметь диагностировать различные клинические варианты врожденной листериозной инфекций у детей первых месяцев жизни. Знать признаки лабораторной верификации, принципы комплексной терапии, мероприятий по профилактике внутриутробного листериоза.
Частные цели.
Студент должен уметь:
1. Соблюдать основные правила поведения у постели больного и этику взаимоотношений с родителями и родственниками.
2. Выявить жалобы, собрать и проанализировать анамнез (социальный, акушерский, наследственный, эпидемиологический, заболевания).
3. Осмотреть больного и выявить патологические симптомы со стороны различных органов и систем.
4. Отразить данные анамнеза и результатов осмотра в истории болезни с последующим обоснованием предварительного диагноза.
5. Составить план дополнительного обследования матери и ребенка.
6. По показаниям сделать спинно-мозговую пункцию и оценить результаты исследования жидкости.
7. Обосновать клинический диагноз.
8. Назначить лечение с учетом клинической формы заболевания, фазы заболевания.
9. Написать этапный и выписной эпикриз с оценкой течения болезни, результатов обследования, лечения, прогнозом, рекомендациями по реабилитации.
Студент должен знать:
1. Определение болезни и место в структуре инфекционной заболеваемости населения, перинатально патологии.
2. Свойства листерий, имеющие практическое значение.
3. Эпидемиологические особенности инфекции. Механизмы и пути инфицирования матери и плода. Эпидемиологическое значение беременных женщин с различными (манифестными, хроническими) формами инфекции.
4. Современные представления о патогенезе лсиериозной инфекции. Особенности иммунитета.
5. Патоморфологические изменения со стороны органов и систем.
6. Клиническую классификацию врожденного и приобретенного листериоза. Многообразие клинических проявлений.
7. Зависимость клинических форм заболеваний от срока внутриутробного инфицирования плода.
8. Клиническую симптоматику различных вариантов болезни (приобретенной и врожденной).
9. Течение, исход, прогноз в зависимости от формы заболевания.
10. Методы лабораторной диагностики листериозной инфекции (цитологический, вирусологический, серологический, иммунологический, молекулярно-биологический, инструментальный).
11. Клиническое значение определения специфических иммуноглобулинов класса Ig M и IgG.
12. Принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии.
13. Профилактику внутриутробного инфицирования.
14. Морально-этические аспекты работы педиатра при установлении диагноза врожденной герпесвирусной инфекции.
4. Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:
Вопрос | Установочная инструкция |
Актуальность проблемы | Уточнить распространенность, летальность, наличие тяжелых форм, возможности моделирования эпидемического процесса. |
Характеристика листерии | Особенности морфологические и биохимические, сапронозные свойства листерий, моноцитстимулирующий фактор. |
Эпидемиология | Знать основные механизмы м пути передачи инфекции, закономерности внутриутробного инфицирования в различные сроки при первичной и хронической инфекции у матери. |
Патогенез | Обратить внимание на пути распространения возбудителя в организме, характер морфологических изменений в органах. |
Клиника | Оценить особенности вариантов приобретенной и врожденной инфекции. |
Обследование лабораторное | Уточнить эффективность различных методов диагностики в антенатальном периоде, во время родов и после рождения. Обратить внимание на важность мониторирования иммунохимических показателей. |
Лечение | Знать принципы лечения врожденной и приобретенной листериозной инфекции. |
Вопросы для самоконтроля.
а). По базисным знаниям:
1. Дайте характеристику листерий.
2. Перечислите свойства листерий, имеющие практически важное значение.
3. Назовите возможные пути передачи инфекции при врожденных и приобретенных формах, расположите их по эпидемиологической значимости при различных возбудителях.
4. Оцените неврологический статус новорожденного (физиологические и патологические рефлексы).
5. Семиотика поражения мозговых оболочек, ЧМН, периферических нервов.
б). По теме занятия:
1. Какова распространенность герпесвирусных инфекций среди населения, статистика внутриутробного инфицирования, показатели летальности.
2. Эпидемиологические особенности врожденной листериозной инфекции. Назовите наиболее значимые пути заражения плода и новорожденного при листериозной инфекции.
3. Охарактеризуйте основные звенья патогенеза приобретенной и врожденной листериозной инфекции. Пути распространения листерий.
4. Клиническая классификация приобретенной и врожденной форм инфекции.
5. Укажите клинические симптомы септико-гранулематозной и нервной форма листериозной инфекции.
6. Какие клинические формы приобретенного листериоза знаете? Значение хронического листериоза у беременных?
7. Морфологические изменения в органах при листериозе.
8. Изменения в гемограмме при листериозной инфекции.
9. Перечислите методы лабораторной диагностики.
10. Укажите принципы лечения врожденного и приобетенного листериоза.
11. Профилактика листериоза у новорожденных.