Термины «народ», «этнос», «национальность» в современной социальной науки и практике.




Тема 1. Введение. Роль православия и православной церкви в русской истории и культуре.

 

 

Русский народ как субъект истории.

 

История Русской церкви может быть осмыслена только в общем контексте русской истории.

То, что мы называем «историей России», в действительности, включает в себя существование нескольких исторических систем:

Древняя Русь (10-13 вв),

Московская Русь (15-16 вв),

Российская империя (1700-1917)

СССР (1917-1991)

Одна историческая система, как правило, не переходит непосредственно в другую. Между ними находятся так называемые переходные периоды. Так, между Древней Русью и Московской Русью переходный период занял почти два века (середина 13 – середина 15), когда Русь находилась под игом Золотой Орды. После распада Московской Руси переходный период занял почти весь 17 век и завершился созданием Российской империи. После свержения монархии в 1917 г. переходный длился до середины 30-х гг. 20 в., пока не была создана «Красная империя». Наконец, после распада СССР возникла современная РФ. Она не является сложившейся исторической системой, а представляет собой переходный период разложения позднего советского общества. Как любой переходный период, он может завершиться либо созданием новой исторической системы, либо окончательным её разрушением и поглощением другими историческими системами.

Возникает вопрос: что даёт нам основание считать смену этих социальных систем единым историческим процессом? Что обеспечивает преемственность этих социальных систем?

Преемственность этих социальных систем обеспечивает общий исторический субъект – Русский народ. Перечисленные типы государства – это формы политической самоорганизации Русского народа на различных исторических этапах.

В истории соотношение субъекта и системы носит диалектический характер. Субъект создаёт систему. Когда система стабилизируется, то её практически невозможно сломать и заменить на другую; изменения системы возможно лишь в определённых пределах, без изменения её качества. Однако стоит системе вступить в полосу кризиса, субъект вновь может менять систему по своему усмотрению. Таким образом, в целом субъект первичен по отношению к системе или системам. Именно субъект создаёт систему, а не наоборот.

Однако следует различать потенциальный и актуальный субъект. Потенциальный субъект – Русский народ. Актуальный субъект – социальная группа, выступающая от имени Русского народа и представляющая (более или менее адекватно) его интересы. Как, правило, в период кризиса между собой конкурирует несколько актуальных исторических субъектов (групп), у каждого из которых свой проект будущего. Тот субъект, который одерживает победу, получает возможность реализовать свой проект и создать следующую историческую систему.

Термины «народ», «этнос», «национальность» в современной социальной науки и практике.

Термин «народ » в интересующем нас контексте имеет два значения.

1. Народ как этнос. Например, русский народ, татарский народ, немецкий народ и т.д. Это исконное, этимологическое значение данного слова в русском языке. Народ, наш род, народиться.

2. Народ как гражданская общность, т.е., как правило, совокупность граждан какого-либо государства. Например, российский народ, французский народ, американский народ и т.д.

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, обладающих общностью происхождения, общими чертами духовной культуры (язык, традиции, обычаи, менталитет, историческая память), а также общим самосознанием.

Критериальные характеристики этноса

1) общность территории формирования

2) общность языка

3) общность духовной культуры (традиции, ценности, обычаи, модели поведения)

4) общность менталитета (неосознаваемые культурные коды и модели поведения)

5) общая историческая память

6) общее национальное (этническое) самосознание.

Показательно, что заимствованный термин «нация» имеет те же два значения – «этническое» и «гражданское».

Этимологически данный термин, как и русское слово «народ», указывает на этническое единство, происходя от латинского слова, обозначающего «род», «племя». Поэтому нацией в первом смысле называют этническую общность, точнее, определённый исторический тип этноса, соответствующий капиталистическому (в других терминах – индустриальному) обществу. Считается, что нация характеризуется большей степенью социокультурной сплочённости, нежели предшествующие исторические типы этносов – племя и народность.

Однако в западной традиции нация, чаще, обозначает гражданскую общность жителей национального государства – так называемую «гражданскую нацию».

От термина нация происходит и термин «национальность». Сейчас на Западе термин «nationality» обозначает гражданство или подданство. В отечественной традиции, однако, национальность обозначает «этническую принадлежность».Вспомним, что в советское время мы в графе "национальность" писали "русский", "татарин" и т.д., а вовсе не "советский гражданин".

Очевидно, что народ как этнос не может быть многонациональным – это противоречие в определении. Другое дело, что этнос состоит из субэтносов. Например, мордва включает в себя эрзю и мокшу. Народ как гражданская общность, напротив, многонационален по определению, так как состоит из представителей различных этносов.

Отсюда видно, что выражение «многонациональный русский народ» лишено смысла. Русский народ, как и любой народ (этнос), мононационален, хотя и имеет сложную субэтническую структуру. Он включает в себя великороссов, малороссов, белорусов и русин. Помимо этого, в состав русского народа входит и множество мелких субэтнических (этнографических) групп, выделенных по различным критериям: молокане, духоборы, поморы, сторожилы, «хлысты».

Особое место в составе русского народа занимают казачество, точнее, казачества, множество казачеств. Казачество в целом обладало общими сословными характеристиками, но этнографическими характеристиками (свой говор, песни, символы, одежда и так далее) обладали только конкретные виды казаков (то что раньше называлось казачьим войском). Поэтому субэтносами в составе русского народа являются кубанские, терские, донские и т. д. казаки, а вовсе не казаки вообще.

Субъектом, носителем суверенитета в РФ является её многонациональный народ, о чём прямо сказано в преамбуле и основном тексте (ст. 3) Конституции РФ. Российский народ, в отличие от русского, и в самом деле многонационален, так как представляет собой гражданскую нацию.

Этническая структура российского народа включает в себя три вида общностей:

1) этносы (этносоциальные общности),

2) этнокультурные группы,

3) этнические маргиналы.

Этносы, входящие в состав российской нации, обычно обозначаются термином «коренные народы России». Это народы, которые сформировались как этносы в той местности, где, в основном, проживают и сейчас, или, по крайней мере, в границах современной России. Таковы русские, татары, чуваши и многие другие. Всего более ста этносов.

Этнокультурной группой называют представителей этноса, проживающих в иной культурно-языковой (а иногда – политической и экономической) среде и обладающих в силу этого специфическими чертами. Например, итальянцы, проживающие в США, в отличие от итальянцев в самой Италии. Или, скажем, русские в Литве, в отличие от русских в России. Оставаясь частью своего народа, этнокультурная группа, тем не менее, обладает и определёнными особенностями. В России такими группами являются евреи, армяне, грузины, азербайджанцы, греки, немцы, киргизы и другие.

Иногда к этим группам ошибочно применяют определение русский – «русские немцы», «русские евреи», «русские армяне» и т.д. Однако «русский» как этноним, вопреки распространённому мнению, это существительное, результат субстантивации (подобно словам «прохожий» или, скажем, «военный»). Правда, перед нами лишь частичная субстантивация и слово русский может использоваться и в качестве прилагательного (определения). Но и в этом случае оно означает «относящийся к русскому народу». Но ни грузин, ни еврей не могут «относиться к русскому народу», поскольку, как мы выяснили выше, русский народ – это этнос, а не гражданская общность и он не может включать в себя представителей других национальностей (этносов).

Определение этих этнокультурных групп может быть гражданским или культурно-языковым. При определении гражданской идентичности следует употреблять определение «российский» - «российский грузин», «российский немец» и т. д. Если мы хотим подчеркнуть культурно-языковые особенности, то в нашем распоряжении такие термины как «русскоговорящий», «русскоязычный» и, наконец, «русскокультурный».

Наконец, особый слой «многонационального российского народа» составляют этнические маргиналы.

Определение понятия «маргинал» есть в любом учебники по обществознанию. Маргинал – это человек, который может быть соотнесён с двумя или более социальными группами, но полностью не принадлежит не к одной из них. В древней Руси к таким людям применяли термин «изгой». Князь без княжества, боярин без вотчины, крестьянин, изгнанный или добровольно покинувший общину – всё это примеры изгоев или, по-научному, маргиналов.

Отсюда несложно вывести, что этнический маргинал – это человек, который может быть соотнесён (по различным критериям) с двумя или более этническими общностями, но полностью не принадлежит не к одной из них.

Можно выделить три пути формирования группы этнических маргиналов и, соответственно, три подгруппы в её составе.

1) межнациональные браки

2) несовпадение этнического происхождения и культурной лояльности.

3) Размывание национального самосознания является относительно новым процессом, вызванным глобализацией культуры.

Первые два связаны с процессом ассимиляции, третий является результатом относительно недавнего процесса культурной глобализации. В отличие от ассимиляции здесь человек не переходит из одного этноса в другой, а в принципе лишается этнической идентичности (устойчивого места в этнической структуре общества). Он начинает ощущать себя и, следовательно, становится «общечеловеком», гражданином мира, одним словом тем, кого в советское время назвали бы «безродным космополитом».

Впрочем, иногда глобализация приводит к замене действительной национальной идентичности фейковой идентичностью. Все мы помним как во время предпоследней переписи населения в РФ в графе «национальность» можно было обнаружить такие идентичности как «эльфы», «орки» и даже «гоблины».

 

Четыре исторических пласта Русской культуры.

 

При крупномасштабном взгляде на русскую культуру мы можем выделить в её истории и современном состоянии четыре культурно-исторических пласта.

1) Славянское язычество (до 10 века).

2) Русское христианство (11-17 века).

3) Первый Русский модерн (белый модерн) – светская культура периода Российской империи (1700-1917)

4) Второй Русский модерн (красный модерн) – культура периода СССР (1917 – 1991)

 

Схематично и упрощённо очертим круг культурных образцов и форм, которые привнёс каждый из пластов в культуру, самосознание и менталитет современных русских.

 

Языческий пласт представлен следующими формами.

1) Русские былины

2) Русские сказки

3) Языческое мироощущение и, отчасти, мировосприятие. Сюда можно отнести следующие элементы.

- одухотворение природы

- культ предков

- понятие жертвы (языческое).

Язычники полагали, что изначально существует некий мировой порядок. Если он нарушается (за грехи людей), то начинается неурожай, мор, голод. Чтобы восстановить мировой порядок, вернуть мировую гармонию необходимо принести жертву. В ряде случаев – человеческую. Хорошо, конечно, принести в жертву врага или чужака. Но в особых случаях в жертву необходимо принести что-то дорогое – своего сородича или даже ребёнка. Мы, современные люди, не понимаем и малой степени внутреннего трагизма этой ситуации.

Человеческие жертвы, по счастью, в прошлом. С этим согласиться и тот, кто называет себя язычником. Но само понятие жертвы (или, мягче, коллективной ответственности) осталось в нашем менталитете.

 

Кому-то, наверное, кажется, что поскольку язычество «было давно», то оно уже не влияет на нашу жизнь. Это заблуждение.

 

Многие, вероятно, видели такую сцену. Гуляет бабушка с внучком. Внучок с разбегу врезается в угол скамейке. Ему больно, он плачет. Подбегает бабушка: «кто обидел Сашеньку? Ух, какая скамейка, давай её накажем». И бабушка начинает стегать прутиком скамейку. Самое любопытное, что скамейка раскаивается и начинает «осознавать» свою вину… Мы разговариваем не только с домашними животными, но и с предметами – диван, телевизор, компьютер. Мы чувствуем потребность выезжать на природу, хотя, казалось бы, какая разница, где бухать…

 

Всё это дало основание Кончаловскому произнести: «несмотря на тысячелетие христианства, наш народ остаётся народом-язычником»

 

Русское христианство представлено следующими культурными достижениями.

 

1) Появление развитой книжной культуры. Если по поводу письменности ведутся споры (есть косвенные данные существования у славян письменности до крещения), то по данному вопросу сомнений быть нет может. Только после крещения у нас зародилась книжная культура. Первое оригинальное произведение – «Слово о Законе и Благодати» Иллариона (середина 11 века).

2) Появление летописания, а вместе с ним и исторического самосознания, определения собственного места во всемирном историческом процессе. Симптоматично, что русское национальное самосознание окончательно оформилось к 12 веку (это мы видим по содержание ПВЛ), то есть после крещения. Это неудивительно: историческое самоопределение является важной, необходимой частью национального самосознания.

 

3) Развивается русская иконопись и культовая архитектура, многие образцы которых входят в сокровищницу не только русской, но и мировой культуры.

 

4) Христианство решающим образом повлияло на нравственность русского народа. Поэтому каждый русский ещё и сейчас остаётся до известной степени христианином, независимо от своих религиозных взглядов. Ряд исследователей справедливо указывали, что «кодекс строителя коммунизма», принятый при Хрущёве, подозрительно напоминает христианскую мораль в её секуляризированной форме.

 

5) Наконец, христианство окончательно оформило Русскую патриархальную моногамную семью. Эта семья вплоть до 20 века обеспечивала демографический рост русского народа и приходится лишь сожалеть, что в наше время традиционная семья находится в кризисе.

Вот почему для нас, русских, неприемлема ювенальная юстиция с её идеей «профессионального родительства». Мы хотим воспитывать детей, вышедших «из чресл наших». Ни государство, ни царь, ни тем более наёмный менеджер не могут вмешиваться в воспитание детей – воспитание определяется Традицией.

 

В настоящее время этот христианский пласт представлен, минимум, двумя направлениями – православием Старого Обряда и православием Нового Обряда. Виною – церковный раскол.

 

Белый модерн внёс в нашу культуру следующие формы.

 

1) Русская классическая литература. Это, конечно, главное.

Однако здесь важно понимать, что частью народной культуры русская классика стала лишь в Советское время. Крестьянин 19 века понятия не имел, кто такой Пушкин. Большевики ввели всеобщее образование и внесли русскую классику в школьную программу. Сейчас имена Пушкина, Толстого и т.д. знают даже те, кто очень плохо учился в школе.

Как мы видим, время создание культурных образцов и время их вхождения в народную культуру может и расходиться. Вот почему я веду речь не о периодах, а об «культурно-исторических пластах».

 

2) Светское искусство (живопись, музыка, архитектура), первоначально заимствованные, а затем национальные.

 

3) Светская наука

 

4) Светское образование, появление университетов.

 

Наконец, Красный модерн внёс следующий вклад в русскую культуру.

 

1) Введение всеобщего образования радикально изменило народную культуру.

 

2) Советское искусство создавало высокие нравственные образцы; служение народу было провозглашено одной из базовых ценностей.

 

3) Идея социальной справедливости и коллективизм, и без того характерные для русского менталитета, получили дополнительное подкрепление.

 

4) Развитие научно-ориентированного мышления, науки и технологий, в том числе

- мирное и военное освоение атома

- ВПК

- Освоение Космоса

Первым человеком в космосе был русский и этот факт уже ничто не способно отменить. Пока существует русский народ, это будет оставаться предметом нашей национальной гордости.

 

______________________

 

Итак, в современной русской культуры мы видим четыре культурно-исторических пласта (или пять, если иметь в виду разделение православных на старообрядцев и новообрядцев). Каждый из этих пластов необходим русской культуре и не может быть отброшен без последствий для нашего менталитета и самосознания. Вот почему призывы к устранению любого из них являются видами русофобии.

 

Вы, например, можете быть язычником или, как сейчас говорят, родновером. Это нормально. Разумеется, речь идёт о тех, кто ориентируется на аутентичное славянское язычество. Но как только вы предлагаете выбросить из русской истории христианство, имперский и советский периоды, вы превращаетесь в родновернутого.

 

То же можно сказать о православных. Исповедовать православие для русского человека естественно и закономерно. Но православный, который хочет выжечь из русской культуры всё, кроме христианства, становится православнутым. По этому же принципу я различаю монархистов и монархизднутых, коммунистов и коммунизднутых.

 

Язычники, православные, монархисты и коммунисты – это наши братья. Мы сначала русские, а уже потом делимся на эти группы. А вот родновернутые, православнутые, монархизднутые и коммунизднутые – это наши враги. Они хотят (понимая того или нет) растащить русский народ на несколько частей на радость нашим врагам. Впрочем, с такими «друзьями» никакие враги не нужны.

 

Нам необходимо преодолеть три великих русских раскола – на язычников и православных, старообрядцев и новообрядцев, красных и белых.

 

Но было бы трагической ошибкой пытаться преодолеть эти расхождения через какой-либо один из этих пластов. Зачесать всех под одну гребёнку не получится и приведёт к очередному расколу.

 

Вместе с тем, и механическое, эклектическое соединение этих пластов также невозможно и контрпродуктивно.

Нам нужен Новый Русский Синтез, созидающий новый исторический тип Русской культуры, в котором бы нашлось место и язычникам, и старообрядцем, и новобрядцам, и белым, и красным. Говоря по-гегелевски, это должна быть новая культурная тотальность, включающая в себя все указанные пласты русской культуры как свои «моменты».

 

Опора на прошлое и устремлённость в будущее – это две стороны одной медали. Опираться нужно на прошлое, а двигаться можно и нужно только в будущее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: