Элементы социальной справедливости в сфере науки и образования




Византия уникальная страна средневековой Европы по многим проявлениям жизнедеятельности, в том числе и по степени участия интеллектуальной элиты в процессе функционирования власти. Ни одна из ведущих европейских держав Средневековья не обладала властной средой, столь насыщенной интеллектом, как она (по утверждению М. А. Поляковской, Византия, византийцы, византинисты, с. 109). Император Василий I (из крестьян) с почтением относился к учёным и не жалел средств для поддержки византийской науки. Преподаватели и учёные пользовались привилегиями (главы юридических школ имели право личного доклада императору). В середине IХ века под началом епископа Льва Математика в Магнавском дворце была открыта высшая школа, в которой преподавали древние науки и искусства. Сотрудники Магнавской школы собирали старинные книги. Труды византийский историков восходят к классикам Геродоту, Фукидиду, Полибию. Лев Математик изобрёл световой телеграф и первым в Европе составил уравнения с буквенными обозначениями. Знаменитый грамматик и патриарх Фотий составил сборник с краткими описаниями 280 античных рукописей. Сын Василия I Лев VI Мудрый (сын крестьянина) (886-912) и его сын Константин VII Багрянородный (внук крестьянина) (912959) были просвещёнными правителями, искавшими в древних книгах примеры мудрых государственных решений; они собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширных компиляций по юриспруденции, истории, агрономии. Византийцы были знакомы с трудами Евклида и знали о шарообразности Земли. Они цитировали наизусть Гомера и Еврипида. В Византии развивались практически полезные науки математика, география, медицина (в Византии была развита система медицинского образования). Неизменным авторитетом пользовались Гиппократ, Гален, Эвклид, Теофраст. Помимо учёных, правителей и военачальников, византийцы упоминали ещё одну категорию все люди, жаждущие знания. Это намёк на то, что перечисляемые достижения были доступны всем византийским гражданам.

В Византии отсутствовали социальные ограничения на получение образования. Наоборот, чем образованнее человек, тем выше его социальный статус. Будущий император Юстиниан (из крестьян) смог получить юридическое и богословское образования. Для византийской интеллигенции уже в первые века империи стала характерной фигурой эрудита, владевшего огромной библиотекой, в которых хранились книги по богословию, истории, риторики, юриспруденции и др. наукам. Особая роль в общеимперской системе образования отводилась юридической школе в Бейруте, где будущие византийские правоведы воспитывались на исконном римском законодательстве, и новые государственные основы глубочайшей связью соединялись древними понятиями о государстве, идущих от первых римских законодателей. Получала распространение идея преемства римской государственности. В 425 г. византийским императором Феодосием был основан первый в Европе Константинопольский университет. Императорским указом был установлен круг преподаваемых в университете предметов: греческая и латинская грамматика, риторика, право. В конце V века в Константинопольском университете преподавал один из основоположников средневековой греческой филологии Георгий Хировоск, составивший своеобразный круг чтения на каждый день Эпимерисмы (пособие по обучению греческой грамматике). Уровень образования по всей стране был таков, уместно использование понятий массовый и средний читатель (Античность и Византия, с. 90). Ремесленники и крестьяне предпочитали агиографию, беллетристику и политические стихи. В начальных школах удерживались традиции обучения по грамматическим и риторическим пособиям Дионисия Фракийского, Афтония, Гермогена и по образцам древней художественной литературы, собранной в антологиях, хрестоматиях, флорилегиях. В школьную программу входили поэмы Гомера, сентенции Гесиода, стихотворения и тексты песен Пиндара, пьесы Софокла и Еврипида, идиллии Феокрита, пьесы Ликофрона, географический эпос Дионисия Периэгета, работы Фукидида и Плутарха. Помимо обширных знаний, учителя закладывали детям и нравственные установки. Сами византийцы утверждали, что их учителя-воспитатели преподавали своим пасомым такие законоположения и правила, которые сообщают человеку нравственную красоту, сдерживают в нём излишние порывы, приучают умерять желания и останавливают всякое нескромное движение. Преподавательской деятельностью занимался сам Патриарх. Пафос такого предмета, как риторика, был пронизан идеей справедливости. Специалисты выделили величавую речь, которую разделили на несколько подвидов. Торжественная речь посвящалась Богу и божественным предметам, в т. ч. нравственной чистоте и справедливости. Суровая речь предназначалась для открытого обличения вышестоящих лиц; она составлялась из повелений и укоризненных вопросов. Стремительная речь использовалась для открытого обличения нижестоящих лиц; выражает порицание. Предназначение простой речи сурово и просто выразить досаду; жалоба осуществлялась стремительно, без предварительного предупреждения; одна из фигур этой речи обращение сначала к одному лицу, затем к другому. Тяжёлая речь использовалась для порицания; её метод ирония, фигура сомнение в том, что считается признанным. Византийцы изрядно поднаторели в публичных жалобах и осуждениях. Они прямо заявляли, что имеют право давать правителям советы, как врач лекарства больному.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: