Роль педагога в проведении игр и упражнений на уроках




Игровые приемы обучения на занятиях изобразительного искусства

 

Игра – один из основных видов деятельности ребенка, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 

Функции игры:

· развлекательную: основная функция игры – доставить удовольствие;

· коммуникативную: научить умению общаться;

· примерка роли;

· игротерапевтическую: помогает забыть о проблемах;

· диагностическую: выявление отклонений;

· коррекции: позитивное изменение отклонений;

· межнациональной коммуникации: усвоение общ. ценностей;

· социализации: включение в общественную жизнь.

 

Главные черты игры:

· играю, потому что хочу;

· динамично творю, импровизирую;

· эмоциональный фон высокий;

· наличие правил.

 

Структура игры: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация: добровольность, возможность выбора, элементы соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

 

В структуру игры как процесса входят:

· наличие ролей;

· игровые действия;

· наличие реквизита;

· реальные отношения между играющими;

· условно-воспроизводимая действительность.

 

Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

 

Использование игр возможно как:

· самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

· элемент более обширных технологий;

· метод проведения занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

· как технология проведения внеурочной работы по предмету.

 

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Игровые ситуации на занятиях выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

 

Следует разделять игры по виду деятельности:

· физические (двигательные);

· интеллектуальные (умственные);

· трудовые;

· социально-педагогические.

 

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

· обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

· познавательные, воспитательные, развивающие;

· репродуктивные, продуктивные, творческие;

· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

 

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

 

Роль педагога в проведении игр и упражнений на уроках

Педагог, проводящий игру, должен уделить внимание тем детям, у которых что-то не получается, рекомендовать им приёмы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.

Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.

При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.

Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение обучающихся. Педагог может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «преподаватель – ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция педагога представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.

Педагог с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.

Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния, как группы, так и отдельного ребёнка (в начале и в конце занятия) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).

Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.

 

Основные функции игровой позиции педагога:

· гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;

· повышение творческого потенциала коллективной деятельности;

· экономия нервных затрат педагогов и школьников;

· обеспечение гибкого поведения учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: