Эстетическое восприятие окружающей природной среды.




Люди - не только разумная и социально организованная часть земной биоты, но и ее одухотворенное начало. И стали такими во многом благодаря тому, что были выращены и эмоционально воспитаны Природой, ее гармонией и красотой. Мы еще плохо осознаем исключительную роль эстетических ресурсов ландшафтной среды в эволюции человечества. А на самом деле без их участия было бы невозможно рождение человека, созидателя тонко чувствующего красоту мира, восторгающегося его непостижимым величием.

Когда В.И. Вернадский разрабатывал свою концепцию ноосферы (сфера разума), П.А.Флоренский писал ему о том, что человечество породило, наряду со сферой разума, сферу духа-пневматосфера. По сути они неразрывны и образовались в процессе как материального, так духовного основания мира. Пневматосфера существует и играет важную роль в нашей жизни.

Ноосферная ландшафтная среда должна быть оптимальной не только в эколого-экономическом, отношении.

Людям дарована способность познавать и осваивать мир, как разумом, так и чувствами. Наука и искусство, рациональное и оразно-художественные представления об окружающей среде сопровождают все развитие цивилизации, идя рука об руку.

Одни лишь строго логические объяснения действительности не могут быть исчерпывающими. Необходимо дополняющее их духовное постижение мира.

С античных времен существовала убеждение, что «…познание души много способствуют познанию всякой истины, особенно же познанию природы» (Аристотель).

В восточной философии издревле исповедуеться аналогичная установка, согласно которой «великие мысли приходят от сердца».

Мир следует понимать, по выражению Гомера, и мыслью, и сердцем. «Лишь совокупность научной и «сердечной» картины мира даст достойное человека отражение мира в его сознании и сможет быть надежной основой для поведения».

Владения языком понятий и языковым образов, умелое их сочетание - один из важнейших показателей творческого мышления.

Великий гуманист 20 века А. Швейцер подчеркивал неизбежность нравственных последствий естественно - исторического исследования. Он видел в нем акт гармонического слияния ученого и познаваемого мира.

В книги А. Швейцера «Культура и этика» Есть замечательные строки: «Всякое истинное познание переходит в переживание … Познание, ставшее переживанием, не превращает меня по отношению к миру в чисто познающий субъект, Но возбуждает во мне ощущение внутренний связи с ним. Оно наполняет меня чувством благоговения перед таинственной волей к жизни, проявляющейся во всем. Оно заставляет меня мыслить и удивляться и видит меня к высотам благоговения перед жизнью». Высшую мудрость и гармония А. Швейцер видел в живой природе.

Тесная взаимосвязь научного знания и эстетичного восприятия хорошо известна в филосовских и научных кругах «Я убежден, что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетических и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте …» - говорил Геккель.

……………………………………………………………………

Термин «эстетика» был введен в науку немецким философом А.Баумгартеном в середине 18 века. Слово было заимствованно из греческого, где aisthetikosозначает чувствующий, воспринимаемый чувствами, ощущениями.

В наше время эстетика -это наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и форме творчества по законам красоты.

В наше время эстетика – это наука о природе и закономерностях эстетичного освоения действительности, о сущности и форме творчества по законам красоты.

Эстетический потенциал мира заключен в его гармонии.

Термин «гармония» в переводе с греческого означает связь, стройность, соразмерность.

Только гармония может вызывать у человека ощущения красоты. Красота есть функция гармонии. Гармония, системная ораганизованность природы в процессе эстетического восприятия преобразуются в представлении о красоте.

Красота понимается как одна из универсальных форм существования материального мира, преломленная человеческим восприятием и сознанием.

Эстетическая категория «прекрасного» того же рода. Она означает «высшую степень красоты», т.е. гармонического совершенства воспринимаемого объекта. При этом эстетическое восприятие играет роль своеобразного «фильтра», с помощью которого гармония бытия трансформируется в человеческие представления о красоте, прекрасном.

Эстетическое восприятие -важнейший акт духовного освоения действительности.

Среди многих видов восприятия действительности эстетическое восприятие отличается духовной, эмоциональной связью субъекта с наблюдаемым объектом. Его основной целью субъекта с наблюдаемым объекта. Восприятие истинно красивого способно сопровождаться чувством глубокого духовного наслаждения, восторга, катарсиса эмоционально связуя субъект и объект, эстетическое восприятие зависит как от гармонических достоинств объекта, так и от способности индивида адекватно чувственно освоить их.

Природа-ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?-писал К.Д. Ушинский.

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не является носителем общественной морали, в то же время учит человека нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Постепенно приходит понимание того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе-красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: