Аксиоморфологическая концепция дизайна




Современные концепции в дизайне

Современные концепции российского дизайна

Общие сведения по теме вопроса. Формирование современной российской методологической основы дизайна базируется на двух основных концепциях, родившихся во второй половине ХХ века.

Одна из них родилась во ВНИИТЭ как теория художественного конструирования. Эта теория ориентировалась на науку и тесный контакт с инженерным проектированием.

Другая теория – художественное проектирование связана с деятельностью Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР (Сенежская студия). Она опиралась на изобразительное искусство и художественную культуру в целом.

Третья теоретическая концепция появилась и апробировалась во многих областях деятельности в последнее десятилетие (1990 – 2000 гг.).

· Концепция первая

Аксиоморфологическая концепция дизайна

ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) был создан в 1962 году и стал центром системы отечественного дизайна. Практически отсутствовала информация о зарубежном дизайне, все приходилось делать почти с нуля. Не имели четкого представления и вызывали споры не только цели, но методы и задачи дизайна. Даже использование термина «дизайн» находилось под запретом. Были сформулированы задачи технической эстетики, структура которой включала следующие компоненты:

1. вопросы общей теории художественного конструирования (дизайна) с определением его задач и путей развития;

2. проблемы взаимодействия человека и вещи; отсюда вытекали состав номенклатуры и состав вещей для обеспечения нормального протекания процессов жизнедеятельности;

3. разработка требований к качеству изделий и их комплексов с учетом групп населения (типовых требований);

4. проблемы, связанные с методическими вопросами художественного конструирования (принципы, методы проектной работы), а также вопросами формообразования и композиции.

 

Весь комплекс требований технической эстетики и вся совокупность потребительских свойств условно разделялась на две группы:

1. Социальные требования, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические требования.

2. Материальные затраты на производство и эксплуатацию изделий.

Социальные требования связаны с необходимостью производства вида изделий, номенклатурой, организацией процесса труда, утилитарно-функциональными требованиями.

Эргономические требования включают соответствие предмета (вещи) физическим, психологическим, физиологическим данным.

Эстетические требования – это композиционно-художественные принципы. Дизайнер использует весь арсенал принципов, найденных поколениями художников, архитекторов; опыт эстетического освоения действительности.

Произведения дизайна в своем большинстве выступают как носители эстетической ценности, и как элементы формы художественно-образного решения человеком действительности. Дизайн предстает перед нами как сфера материальной культуры и искусства, включающая в себя утилитарные и эстетические ценности».

Концепция вторая
Концепция «открытой формы» художественного проектирования

Иную концепцию дизайнерского творчества развивали теоретики и практики Центральной учебно-экспериментальной студии на Сенежском озере. Формируя свое творческое кредо, руководители студии подчеркивали отличие их концепции и методов от художественного конструирования ВНИИТЭ. В их установке выделялась непосредственная связь дизайн-проектирования с общей и художественной культурой. Вокруг проектируемой вещи или системы (объекта) разворачивается процедура описания сферы взаимодействия «человек-вещь». Имеются в виду не только утилитарные характеристики, а, прежде всего, комплекс социально-культурных взаимоотношений между человеком и вещью, когда связи носят ценностный характер, и проектирование ориентировано на общественную значимость. Переход от чисто технических задач к социально-культурным требованиям проектируемого изделия означает заботу дизайнера о создании предметного фона человеческой деятельности.

Метод открытой формы призван решить проблему творческой самодеятельности человека. Творческое мышление дизайнера ориентировано на поиск формы, позволяющей свободно менять структуру объекта и ее элементы.

К.М. Кантор, один из ведущих ученых, искусствоведов, четко сформулировал четыре положения концепции Сенежской студии:

1 – творческой основой художественного проектирования является изобразительное искусство, оно источник проектных замыслов и художественных средств арт-дизайна;

2 – художественное проектирование может осуществляться как особый вид коллективного творчества, родственный творчеству театральной группы;

3 – художественный проект, воплощенный в виде пространственной конструкции, проработанный композиционно, пластически и колористически в специфический макетный материал выступает как самостоятельное, завершенное в себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выставке или в музее как результат нового вида творчества;

4 – основным полем приложения сил студии на Сенежском озере является городская среда в местах «средостения» архитектуры и традиционного дизайна.

Критически оценивая опыт студии, К. Кантор признавал, что связи с промышленностью не было, не было знания техники и технологии. Методы художников в основном использовались для проектирования экспозиций выставок и музеев. Много лет основной темой студийных проектов было благоустройство городской среды.

Концепция третья :



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: