Меры государственной социальной политики




могут быть дифференцированы также следующим образом:

• пассивная политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости;

• активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.

В настоящее время в рамках общих мероприятий политики занятости разрабатывается и осуществляется комплекс мер, направленных на решение проблем занятости среди социально уязвимых групп населения. Прежде всего, на эти группы населения ориентированы программы сохранения и создания рабочих мест. Эти программы предусматривают увеличение занятости, как в государственном, так и в негосударственном секторе. Среди способов поощрения создания и сохранения рабочих мест: дотации, кредиты под льготные проценты, льготы по налогам на прибыль.

Значительная часть вновь создаваемых мест, финансируемых центрами занятости, относится к сфере надомного труда. Эти места предназначены для людей с ограниченными возможностями и женщин, имеющих детей.

С помощью льгот стимулируется и такая форма содействия трудоустройству слабо защищенных категорий работников как квотирование рабочих мест. Причем в зависимости от регионов и отраслей различаются как размеры квот, их распределение между различными категориями, так и формы стимулирования работодателей.

Наибольшее число рабочих мест, в том числе для социально уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства, в том числе и таких его форм как индивидуально-трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим ещё большее значение приобретает государственная поддержка малого бизнеса в его многообразных формах.

23 Государственное стимулирование научных и научно-прикладных исследований.

Научная деятельность в широком понимании имеет обобщенное название «Научные исследования и опытно-конструкторские работы» (НИОКР). Она включает три основные стадии. Фундаментальные исследования направлены на открытие основ теории каких- либо процессов и ведутся без заранее предвидимого коммерческого использования. Их результаты широко публикуются, быстро превращаются во всеобщее достояние - общественный товар. Прикладные исследования ставят целью изобретение метода или процесса производства. Их результат может в перспективе иметь коммерческое значение. Они патентуются и редко публикуется полностью. В результате научных разработок создается новый продукт или новый технологический процесс, которые могут быть незамедлительно применены на практике. Внедрение разработок в массовый производственный процесс находится уже за пределами сферы НИОКР. Оно образует область инновационной деятельности, осуществления нововведений.

Бюджетные средства могут быть направлены на решение задач, связанных с удовлетворением потребностей развития фундаментальной науки, а также финансовым обеспечением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ прикладного характера. Абсолютные размеры их государственного финансирования взаимосвязаны с уровнем развития фундаментальных исследований и военно-промышленного комплекса в стране. До начала девяностых годов в мире существовало два крупнейших центра фундаментальной науки - США и СССР, значительно развита была область теоретических исследований в Европе, несколько менее - в Японии, высокотехнологичная индустрия которой в основном использовала задел фундаментальных открытий, сделанных в других странах. Доля государства в финансировании фундаментальных исследований составляет 100%, даже в условиях экономического кризиса семидесятых годов объемы бюджетных средств, выделяемых на эти цели, не сокращались. Отличительной особенностью бюджетной поддержки науки в странах с рыночной экономикой является то, что финансовые ресурсы выделяются не на содержание сложившихся научных учреждений и коллективов, а на реализацию крупных проектов и целевых программ, осуществляемых в основном силами вузовской (университетской) науки.

Исследования прикладного характера обычно финансируются частными фирмами, но роль государства в их проведении тоже существенна. Правительство поощряет проведение таких исследований, используя бюджетные субсидии, налоговые льготы, предоставлением предприятиям наукоемких отраслей права ускоренной амортизации.

Внимание государства к фундаментальной науке и прикладным исследованиям объясняется осознанием того, что чисто рыночные отношения, выдвигающие на первый план конъюнктурные интересы в ущерб перспективным, не в состоянии оптимизировать распределение ресурсов и направить значительные финансовые средства на формирование резерва научных и технико-технологических открытий, необходимых для будущего интенсивного роста национальной экономики.

Одним из инструментов регулирования научной сферы является законодательство. Особое значение имеет установление правовых норм защиты интеллектуальной собственности на научный продукт с помощью авторского и патентного права. Предоставляя патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, государство поддерживает особую временную монополию, исключительное право использования полученных результатов в течение определенного времени. Исключительные права собственности на научный продукт могут закрепляться за автором или за организацией-собственником.

Однако государственная охрана права на интеллектуальную собственность далека от совершенства. Во многих случаях права на интеллектуальный продукт не имеют четкой спецификации (особенно это касается ноу-хау). Огромные масштабы приобрели промышленный шпионаж и технологическое пиратство, к осуществлению которых причастны до трети зарубежных служб маркетинга. Не найден эффективный правовой механизм борьбы с контрафактной продукцией.

Важной задачей государства является, также, обеспечение общих условий функционирования научной сферы. Оно должно способствовать подготовке научных кадров, распространению научной информации, созданию инфраструктуры коммерческой реализации научных достижений.

24 Государственное регулирование природопользования.

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер, осознаны сегодня практически во всех странах мира. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе.

Быстрое развитие получила законодательная деятельность в области охраны окружающей среды. В развитых странах приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

При использовании природных ресурсов возникают так называемые экстерналии (внешние эффекты). Это издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно. Они не принимаются во внимание субъектами производства. Как правило, они представляют собой издержки для общества и для будущих поколений.

Среди задач государственного регулирования в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:

• улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;

• формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

• создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;

• оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;

• активное участие в международных экологических мероприятиях;

• формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности и создание соответствующей системы эколого-правового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).

25 Методы государственного регулирования
рационального природопользования, эко развития
Индикативные Административные Институциональные
1. Платное природопользование 1. Лицензирование 1. Аудирование (внутреннее и внешнее)
2. Штрафные санкции 2. Установление лимитов природопользования 2. Формирование коллективного общественного экологического сознания и ответственного поведения
3. Экологическое страхование 3. Эколого-экономическая экспертиза природоохранных проектов 3. Освоение процедур, правил и методов оценки воздействия на окружающую среду
4. Установление налоговых и иных льгот, предоставляемых предприятиям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств и т.д. 4. Совершенствование законодательства, государственных норм и методических правил жизнедеятельности, ГОСТов 4. Формирование конкуренции в экоразвитии. Пропаганда экоменеджмента чистых и безотходных технологий, положительного влияния на здоровье и благосостояния граждан, экологического хозяйствования и жизнедеятельности вообще (в мире, России, регионах)
5. Установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов 5. Экологическое воспитание и образование 5. Информационное сопровождение экологических показателей жизнедеятельности общества, фирм, предпринимателей, региональных структур
6. Применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию 6. Создание экологических фондов и контроль их использования 6. Разъяснение и наказание за экологические преступления, аварии и катастрофы и др. чрезвычайные происшествия
7. Применение льготного кредитования предприятий, учреждений, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды 7. Меры принуждения к законопослушанию. Милиция. Суды и другие административные органы. 7. Сертификация регулярной пожизненной квалификации лиц, принимающих решения и стоящих на страже соблюдения экобезопасности

 

26 Основные формы общегосударственного планирования в рыночной экономике.

К числу основных предпосылок, обусловивших необходимость государственного планирования, можно отнести:

1. Значительное возрастание роли государства, связанное с необходимостью осуществления контроля за рядом ключевых параметров национальной экономики (бюджет, денежная масса, учетная ставка процента и т. п.). Государство выступает как субъект управления, который заинтересован в установлении и поддержании макроэкономической сбалансированности. Безусловно, такое управление не пред­ставляется возможным без знания проблем и перспектив развития национальной экономики, ее места и роли в мировом хозяйстве и без обобщающей эти представления стратегии. В этой связи макроэкономическое планирование может и должно рассматриваться как основа государственного регулирования экономики.

2. Макроэкономическое планирование является необходимым в тех сферах национальной экономики, в которых рыночные отношения либо вообще невозможны, либо неизбежно ограничены (например оборона, фундаментальная наука, образование и т.п.). В этих сферах распределение ресурсов в значительной мере должно регулироваться внерыночными методами, включая государственное планирование.

3. Важной функцией государственного планирования становится преодоление недостатков рыночного саморегулирования (например инфляции, безработицы, бюджетного дефицита и т.п.).

4. Возрастание роли государственного, или макроэкономического, планирования в определенной мере объясняется резко возросшей интеграцией национальной экономики. Последнее приводит к тому, что диспропорции и проблемные ситуации, возникающие в одном элементе национальной экономики, достаточно быстро и легко распространяются на многие другие ее элементы. В такой ситуации действие рыночных механизмов приводит к значительным потерям, в связи с чем настоятельно необходимым становится государственное (макроэкономическое) планирование.

5. В современных условиях государственное (макроэкономическое) планирование следует рассматривать в качестве важнейшего механизма, координирующего меры государственного регулирования экономики.

6. Возрастание роли государственного планирования связывается с необходимостью решения таких глобальных проблем, как долгосрочное развитие национальной экономики, угроза истощения природных ресурсов, создание системы экологической безопасности и т. п.

В качестве предпосылок, которые обусловливают возможность макроэкономического планирования, можно назвать:

1. Осуществление государственного контроля над значительной долей ресурсов общества, включая косвенное влияние на характер использования ресурсов в частном секторе экономики.

2. Накопленный мировой опыт государственного регулирования национальной экономики.

3. Доступный уровень развития экономической теории, государственного регулирования, международной статистики и экономической информации.

4. Постоянно возрастающая консолидация различных общественных групп,

которая приводит к появлению дополнительных возможностей влияния на национальную экономику и обеспечению согласованности частных действий и решений.

 

27 К числу основных функций макроэкономического планирования можно отнести следующие:

• обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики;

• обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста;

• обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого;

• установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике;

• обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики - макроэкономической конкурентоспособности;

• обеспечение устойчивого развития национальной экономики.

Необходимо подчеркнуть, что обеспечение равновесного роста национальной

экономики, который достигается в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией становится обеспечение долговременной конкурентоспособности национальной экономики, которая обусловливает прочность и устойчивость позиций страны в общемировой системе разделения и кооперации труда. Такое изменение ориентиров экономической политики потребовало и соответствующего изменения теоретических и методических основ макроэкономического планирования.

Объектом макроэкономического планирования становится расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз, или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства, как неразрывное единство движения товарной и денежной массы.

Субъектом макроэкономического планирования является ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планирования следует рассматривать государственно-корпоративный сектор национальной экономики.

Стратегической целью макроэкономического планирования становится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.

В соответствии с данным подходом следует осуществить корректировку стратегии и политики проведения экономической политики государства, включая систему государственного регулирования экономики.

Вместе с тем необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о том, что макроэкономическое планирование может иметь весьма различный уровень развития - от достаточно законченных и целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования. Конкретные модели и алгоритмы макроэкономического планирования выбираются в зависимости от характера и уровня развития экономики страны.

Одной из форм макроэкономического планирования является индикативное планирование. Индикативное планирование, получившее в послевоенный период значительное развитие в ряде промышленно развитых стран, таких, как Франция, Великобритания, Германия, Япония, доказало свою достаточно высокую эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования рыночной экономики. Индикативные плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желательного уровня развития национальной экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах государственных предприятий.

Главной задачей индикативного планирования является координация использования прежде всего государственных ресурсов, и оно не претендует на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора национальной экономики. Вместе с тем обнародуемые макроэкономические параметры, включая прогнозные показатели темпов экономического роста, и основные параметры деятельности государственных органов и госпредприятий призваны способствовать формированию экономической среды, которая влияет на действия частных предприятий. Последнее означает, что индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор экономики преимущественно через спрос, через его стимулирующий или ограничительный характер. Подобное воздействие осуществляется весьма опосредованно - через госпредприятия, то есть посредством «давления предложения».

Следовательно, сущность индикативного планирования заключается в следующем:

1) оно предусматривает деятельность по «синтезированию» планов и программ, разрабатываемых хозяйствующими субъектами;

2) оно должно охватывать проблемы обоснования и разработки финансово-кредитной политики, адекватной содержанию общенационального плана;

3) оно призвано обеспечить оптимальное согласование целей раз вития национальной экономики со средствами, необходимыми для их достижения;

4) процесс разработки индикативного плана предусматривает про ведение многочисленных многоуровневых итерационных согласований с целью обеспечения сбалансированности показателей плана.

 

28 Ряд подходов к индикативному планированию,

которые учитывают опыт его реализации в разных странах.

1. Индикативное планирование — это макропланиронание при самостоятельности предприятий. Индикативное планирование - процесс формирования системы параметров (индикаторов), которые характеризуют состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установления мер государственною

воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

2. Индикативное планирование - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Общегосударственное экономическое планирование в Японии носит индикативный характер. Разрабатываемые в стране общегосударственные планы социально-экономического развития не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах. Иначе говоря, основная функция индикативного планирования - информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.

3. Сторонники этого подхода, опираясь на опыт многих стран, особо подчеркивают, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного «игрока» в рыночной системе — государства, даже если это для них необязательно. Соответственно государственный план переходного периода предполагается трактовать как систему показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики, прежде всего государственного. Он включает в себя как ориентирующие показатели (конт­рольные цифры), имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей и республик, так и директивные показатели - государственный заказ, лимиты, экономические регуляторы (включая цены, налоги, процентные ставки, экономические нормативы).

4. Индикативное планирование — механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения такое планирование выполняет координационную роль, то есть предполагает согласование деятельности «центра», отраслей и предприятий в процессе самостоятельной раз - работки последними их производственно-хозяйственных программ. Разделяющие эту позицию авторы исходят, прежде всего, из французской практики, где и был максимально развит институт индикативного планирования, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявиться схема экономического роста, включающая те проекты, которые по линии правительственных организаций являются взаимно совместимыми.

29 Государственное регулирование регионального развития.

Региональная политика - составная часть государственного регулирования экономики, охватывающая все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

Региональная экономическая политика - комплекс различных мер (законодательных, административных и экономических), проводимых как федеральным правительством, так и местными органами власти в целях наиболее рационального размещения производительных сил и выравнивания уровня жизни населения. Цель этих мероприятий - устранение диспропорций в экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны, оптимизация взаимодействия Федерации и регионов.

В современных условиях существует два основных направления регионального регулирования:

• Государственное регулирование;

• Местное самоуправление.

Набор целей регионального регулирования отдельных стран в разные периоды неоднороден. Такими целями в России являются:

- сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания;

- обеспечение сбалансированности эколого-экономического развития регионов, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранение среды обитания во всех регионах;

- улучшение среды жизнеобеспечения всех этнических групп, в частности коренного населения народов Севера;

- недопущение чрезмерно высокой территориальной дифференциации в уровне и качестве жизни, определяемые экономическими, природно-климатическими, природно- ресурсными, инфраструктурными и другими особенностями регионов.

- обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития.

Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.

Особенности региональной политики России состоят в следующем:

- Россия имеет самую большую в мире территорию и огромный многоресурсный экономический потенциал.

- Россия многонациональная страна, в региональной политике учет этого фактора усиливается.

- Существует резкая дифференциация в условиях природно-климатических, экономических, уровне жизни населения и др.

- Разные стартовые условия регионов при переходе от командно-административной системы управления к рыночных отношениям хозяйствования.

Потенциал выживаемости каждого региона в кризисных условиях в значительной степени определялся региональной спецификой, обусловленной территориальным разделением труда. При этом в группе «бедственных» оказались регионы с ярко выраженной отраслевой специализацией, например, Владимирская, Ивановская области и другие регионы. Относительно лучшее положение условных лидеров связано не столько с более эффективной экономической деятельностью, а главным образом с их выгодной отраслевой специализацией, позволяющей значительно повышать цены на продукцию, в первую очередь, на сырьевые ресурсы.

Основное воздействие государства на региональное развитие осуществляются в рамках бюджетного федерализма и финансовых инструментов, а также применения метода регионального целевого программирования.

С помощью бюджетного федерализма обеспечивается рациональный и дифференцированный подход к распределению бюджетных средств между федеральным центром и субъектами Федерации. При этом должны учитываться региональные особенности (ресурсы, экономический потенциал, демографические характеристики и т.д.). Бюджетный федерализм помогает перераспределять финансовые средства в соответствии с законодательно закрепленными принципами реализации региональной политики.

Социальное неравенство присуще не только людям, но и целым регионам. Сегодня по доходам территории различаются почти в 60 раз. Структура финансовой помощи регионам направлена на выравнивание финансовой обеспеченности. Для этой цели выделено несколько фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ; Фонд компенсаций; Фонд софинансирования социальных расходов; Фонд регионального развития; Фонд реформирования региональных финансов. По каждому фонду определяются принципы распределения финансовой помощи регионам, тип финансовой помощи, условия предоставления её и порядок использования. В то же время региональными органами власти должны быть приложены максимальные усилия по наращиванию собственных доходов и сокращению нерациональных расходов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: