Возрастные особенности дошкольников




Детство - определённый этап в развитии человека, на протяжении которого ребёнок проходит грандиозный путь от рождения до поступления в школу. Из беспомощного существа ребёнок превращается в мыслящего человека. На протяжении детства ребёнок овладевает такими достижениями как самостоятельное передвижение, развитие речи, развитие ориентировки в пространстве и времени; развитие мышления, воображения, формирование взаимоотношений с другими людьми.

Развитие ребёнка в дошкольный период не сводится к накоплению мелких, незаметных изменений. Есть времена перемен, кризисов.

Кризис развития возникает у детей в одни и те же возрастные периоды. На протяжении 6-ти лет жизни психологи выделяют 3 кризисные точки: 1-й год, три года, шесть лет. Соответственно период жизни детства на три этапа:

Младенчество - (от рождения до года)

Раннее детство или предшкольный период - (1-3 года) и

дошкольный - (3-6 лет).

Кризис первого года жизни человека заключается в том, что годовалый ребёнок хочет сам самостоятельно действовать, его уже не устраивает прежнее положение, когда всё за него делал взрослый. Вместе с тем без взрослого он действовать не может. Вывод из этого положения состоит в том, что взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, делать не для него, не за него, а вместе с ним.

Кризис 3-х лет заключается в том, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельного человека. До 3-х лет ребёнок лишён ощущения собственного “я”. Отношения к себе дети заимствуют у взрослых: они называют себя в третьем лице, беседуют с собой как с посторонним, ругают, благодарят. Осознание себя происходит к концу 3-го года. Малыш, как бы отделяет себя от других людей. Он осознаёт свои возможности собственные. Это приводит к тому, что он иначе начинает относиться к взрослым, он стремиться к самостоятельности, желает противопоставить себя взрослым. Стремление не подчиняться воле взрослых. Предоставление ребёнку большей самостоятельности облегчает кризис.

Кризис 6-ти лет связан с поступлением ребёнка в школу. Развилось мышление и память, восприятие и внимание. Ребёнок осознает, что знание его об окружающем мире малы, от сюда появляется желание учиться, стать школьником. Выход из кризиса – поступление в школу.

Т.о. на протяжении детства ребёнок проходит три кризиса. Они неизбежны. Не было бы кризисов – не было бы развития.

На протяжении детства наиболее активное физическое развитие приходится на первый год жизни. В течении года ребёнок вырастает на 20 см, и прибавляет в весе до 5 кг. На протяжении года ребёнок приобретает такие достижения как умение сидеть, ходить и говорить. В дальнейшие годы детский темп физического развития замедляется. За 5 лет вырастает на 35 – 40 см в весе до 10 кг. изменяется и функционирование внутренних органов. Увеличивается объём сердца, за счёт чего при уменьшении пульса увеличивается количество крови, выбрасываемый сердцем за один удар. Увеличивается объём лёгких, сокращается частота дыхания. Костная система в основном сформирована, лишь в отдельных местах сохраняется хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника). Строение головных клеток мозга преображается к взрослым.

Т.о. функциональные возможности организма дошкольника достаточно высоки, они создают благоприятную почву для развития психических особенностей дошкольников.

Самым главным приобретением в период детства является развитие речи. Уже к концу первого года ребёнок начинает произносить первые осмысленные слова. Развитие речи на первом году складывается как звукоподражание взрослых, но к концу первого года ребёнок знает 10 слов.

На протяжении 2-3-го годов жизни развитие речи идёт по двум направлениям:

1) совершенствуется понимание речи взрослых;

2) складывается его собственная активная речь

развитие речи способствует общению со сверстниками и взрослыми.

На 4-м году жизни речевая активность усиливается, начинает возрастать”Почемучек”. Запас слов возрастает у 6тилетних, он достигает до 4-х тысяч. Возраст “Почемучек” связан с изменением типа “Мышления”, у ребёнка растёт интерес к окружающему; он уже стремиться понять смысл предметов, явлений, окружающих его. Ребёнку важно знать не только название предмета, но и ознакомиться с его назначением (почему вода мокрая). Процесс мышления как бы вплетён в практическую деятельность.

Осмысливая какой-либо предмет, ребёнок стремится не только увидеть, т.е. получить зрительное ощущение, а взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить. На основе этого у детей до 3-х лет формируется предметно-действенный тип мышления. Для того, чтобы 2-х летнему получить представление о каком-либо предмете, ему нужно видеть этот предмет, нужно произвести с ним действие.

 

Постепенно у дошкольников расширяется запас представлений об окружающих вещах, предметах, явлениях, решение умственных задач, начинает осуществляться не при помощи реальных предметов, а при помощи образов этих предметов. В мыслительной деятельности ребёнок начинает оперировать образами, без участия практических действий. В результате получает развитие новая, более сложная форма мышления – наглядно-образная.

 

Познавательные процессы дошкольника имеют непроизвольный характер. Всё, что воспринимается, запоминается, на что обращается внимание. Детство – очень важный период в развитии восприятия. Главная задача восприятия – накопление представлений об окружающем мире, формирование собственного видения и понимания мира. К началу обучения в школе дети, имея наглядный предмет, могут рассказать о внешних свойствах предмета, проанализировать назначение предмета, последовательно выстроить план будущего действия.

К первому классу обычно достаточно хорошее развито восприятие формы, величины, пространственных отношений предметов.

 

Память дошкольников на протяжении 6ти лет претерпевает большие изменения. Если память детей до 3х лет фрагментальная, т.е. дети запоминают отдельные эпизоды из жизни, не соотнося, их друг с другом, то память детей 6ти лет уже достаточно развита: они могут рассказать наизусть стихотворение, сказки, вспоминать последовательность событий.

Но в целом память остаётся непроизвольной; дети запоминают то, что ярко и красочно, что их интересует. Память дошкольников эмоционально окрашена, т.е. дети прочнее запоминают то, что вызвало у них сильные эмоции.

 

Внимание – непроизвольно общаясь с дошкольником важно помнить, что его внимание не продолжительное, оно произвольно направлено не более 5ти минут, зато переключение внимания очень быстрое. Поэтому при обучении дошкольников очень важно часто менять формы работы. Т.о., темп умственного развития дошкольников очень высокий. Какие-либо дефекты в умственном воспитании период дошкольного детства, трудно восполнимое в боле старшем возрасте и сказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.

 

Эмоциональный мир дошкольников чрезвычайно не устойчив. Связано это, прежде всего, с физиологией головного мозга. У детей хорошо развита подкорка головного мозга, отвечающая за эмоциональное состояние ребёнка, и плохо развита кора головного мозга, оказывающая тормозящее давление на подкорку. Такое соотношение подкорки и коры головного мозга сказывается на поведении детей: они легко возбудимы, непосредственны в поведении, эмоционально устойчивы. Известны переходы в развитии эмоц. мира ребёнка. За этот период происходит колоссальное развитие – от простейших эмоций до осмысления высших чувств – справедливости, любви, дружбы.

 

 

Большое значение для развития ребёнка имеет окружающая среда – от того с кем общается ребёнок, какие события происходили в его жизни, зависит вся дальнейшая жизнь.

 

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. 7 лет – это своеобразный рубеж между непроизвольным поведением и становлением элементов поведения. Если первое связано главным образом с эмоциями, с непосредственным желанием, то второе регулируется сознательной целью. Эта перестройка связана с развитием внимания, памяти, мышления, воображения. Для 6тилеток характерен довольно высокий уровень способностей, связанных с развитием органов чувств. Дети уже умеют определить размер предметов, различить звуки, уловить ритм.

Всё это позволяет активно развивать познавательные, музыкальные, двигательные способности детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: