Иллюзия утраченных угроз




Завершение периода «холодной войны» и, как следствие, начало поэтапного сокращения мировыми державами своих арсеналов оружия массового поражения и средств их доставки, к сожалению, не привели человечество к долгожданному миру и уверенности в завтрашнем дне. Пока ведущие игроки мировой политики продолжают по инерции с недоверием относиться к новым инициативам и практическим шагам друг друга, ведут медленные переговоры по наиболее острым вопросам современности (нераспространение и дальнейшее сокращение ракетно-ядерного оружия и других средств ОМУ(оружие массового поражения), ограничение производства и экспорта обычных вооружений, энергетическая и экологическая безопасность), появились новые глобальные вызовы и угрозы нашей цивилизации (международный терроризм, транснациональная организованная преступность, распространение наркотиков, морское пиратство, эпидемии ранее неизвестных заболеваний, техногенные и экологические катастрофы и др.). При этом становится все более очевидным, что усиление новых вызовов и угроз человечеству в значительной мере опережает процесс разрешения существующих геополитических проблем, региональных и локальных конфликтов.

Неспособность мирового сообщества и, прежде всего, претендующих на роль мирового лидера США наладить цивилизованные международные отношения с Ираном, Северной Кореей, Сирией, решить вопрос с вакуумом власти в Сомали, нормализовать ситуацию в Ираке, Афганистане, Пакистане, разрешить мирным путем ключевые проблемы современности (палестинская, курдская, кашмирская, кипрская и др.) в условиях ускорения научно-технического прогресса и повышения роли человеческого фактора может привести к непредсказуемым катастрофическим последствиям. Дальнейшее расползание по миру ОМУ, ядерных и других технологий двойного назначения, попадание их в руки лидеров тоталитарных режимов, не контролируемых государствами военно-политических группировок, преступных организаций типа «Аль-Каиды», отдельных террористов, психически нездоровых людей становится все более опасным. Катастрофа на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года в СССР и крупномасштабный теракт 11 сентября 2001 года в США наглядно продемонстрировали уязвимость нашей цивилизации от действий даже небольшой группы лиц.

Определенный оптимизм в успешном преодолении потенциальных катастроф на планете вселяют последние высказывания руководителей ведущих мировых держав. Так, Президент США Барак Обама в ходе своего недавнего визита в Российскую Федерацию, выступая в Российской школе экономики, заявил: «Накал идеологической борьбы снизился, но на ее место пришли конфликты на племенной, национальной и религиозной почве. Владелец компьютера ныне может хранить у себя такое же количество информации, как в Российской государственной библиотеке, но та же самая технология может причинить страшное зло»1. Российский Президент Д.А.Медведев в своем выступлении на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 24 сентября 2009 года также отметил: «Мы все надеемся на то, что «холодная война» уже позади. Но мир не стал более безопасным, …мировому развитию продолжают угрожать региональные и локальные конфликты, терроризм, трансграничная преступность…Мы намерены и дальше участвовать в поиске эффективных вариантов урегулирования региональных конфликтов…». Уже сам факт общности оценок лидерами США и России современных проблем безопасности дает нам надежду на окончательное преодоление последствий «холодной войны» и успешное противодействие новым вызовам и угрозам.

Россия, сама неоднократно переживавшая техногенные катастрофы и подвергавшаяся атакам террористов, принимает самое активное участие в решении проблем региональной и международной безопасности. С помощью мирового сообщества и самостоятельно а стране ликвидируются запасы химического оружия, утилизируются ядерные отходы, сокращаются арсеналы обычных вооружений, начата работа по повышению уровня физической и технической защиты потенциально опасных для населения объектов. Российская Федерация участвует в урегулировании региональных конфликтов, миротворческих операциях различных форматов (ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ), борьбе с международным терроризмом, морским пиратством и наркоугрозой.

В своей внешней политике российское руководство уделяет приоритетное внимание урегулированию региональных конфликтов на постсоветском пространстве, которые находятся в непосредственной близости от границ Российской Федерации, оказывают прямое воздействие на безопасность российского государства и затрагивают его национальные интересы.
К настоящему времени таких конфликтов четыре: грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, нагорно-карабахский и приднестровский. Хотелось бы сразу отметить, что названия конфликтов чисто условны и ни в коей мере не отражают их природу, сущность, причины и содержание. В каждом из них есть свои составляющие и особенности политического, стратегического, экономического, этнического, демографического, идеологического, исторического, языкового, географического и другого характера. Большую роль при этом играют позиции заинтересованных третьих стран (России, Армении, Турции, Ирана, Румынии, Украины, Белоруссии), региональных и международных организаций. Общей причиной этих конфликтов стала изначально ошибочная внутриполитическая линия правящих режимов в бывших советских республиках по отношению к национальным меньшинствам и отдельным территориям.

"БУРЯ_В_ПУСТЫНЕ"

18 июля 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн обвинил соседнюю страну Кувейт в том, что она ворует у Ирака нефть из приграничных месторождений. Кувейтский эмир шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер согласился на переговоры. В ходе переговоров Ирак потребовал, чтобы Кувейт простил ему долг в 15 млрд долларов, а также выплатил компенсацию в 2,5 млрд долларов за нанесенный моральный ущерб.
Переговоры закончились тем, что 2 августа иракская армия численностью несколько сот тысяч человек перешла границу Кувейта, а авиация Ирака стала бомбить кувейтские_города.
Иракские войска оккупировали Кувейт за один день. Эмир бежал из страны. Захватив Кувейт, Саддам Хусейн стал обладателем пятой части мировых запасов нефти.
Второго августа 1990 года, в день вторжения, Совет Безопасности ООН принял резолюцию №660 о немедленном выводе иракских войск из Кувейта (всего по Ираку было принято 12 резолюций). Была создана антииракская коалиция. В нее, кроме США, Великобритании, Франции и Австралии, вошли некоторые арабские страны (Сирия, Египет, Саудовская Аравия и др.), а также государства Восточной Европы. СССР в эту коалицию_не_вошел.
16 января 1991 года в 19.00 по вашингтонскому времени и 17 января в 03.00 по багдадскому времени началась операция "Буря в пустыне". Ее цель была определена резолюцией 678 Совета Безопасности ООН от 29 ноября 1990 г. и состояла в выполнении решений СБ о безусловном уходе Ирака из Кувейта.
Операция "Буря в пустыне" продолжалась 41 день и включала: воздушное наступление (17 января - 23 февраля) и воздушно-наземную операцию (24-28 февраля). 17 января авиация МНС нанесла внезапный массированный удар по объектам на территории Ирака и Кувейта. 27 февраля был полностью освобожден Кувейт, и войска МНС вступили в бой с иракскими частями республиканской гвардии в районе Басры. Иракские войска начали отход, который вскоре перерос в беспорядочное отступление.
Утром 28 февраля 1991 года по инициативе США военные действия прекратились, 6 марта было заключено перемирие.

СОМАЛИ

В 1991-1992-х годах, когда в Сомали началась гражданская война и в ходе начавшихся столкновений в стране погибло несколько десятков тысяч человек, США организовали коалицию нескольких государств для миротворческой операции в Сомали и добились в Совете Безопасности ООН принятия резолюции №794 (3 декабря 1992 года), приостановившей деятельность миротворческой миссии ООН, и передавшей руководство операцией военному командованию США.
В рамках этой резолюции была начата операция "Restore hope", в ходе которой 9 декабря 1992 года в район Могадишо началась высадка морем и по воздуху контингента миротворческих сил ООН во главе с силами 15 экспедиционной дивизии морской пехоты США и 10-ой горной дивизии армии США, установившими до 16 декабря полный контроль над территориями вокруг порта и аэродрома Могадишо, над портом Кисмайо, над аэропортом Баледоглу и над аэродромом Байдоу.
В рамках новой миссии миротворческих сил ООН-UNITAF (United Task Forces) были задействованы контингенты США и армий Австралии, Бельгии, Ботсваны, Канады, Египта, Пакистана, Саудовской Аравии, Нигерии, Марокко, Греции, Норвегии, Новой Зеландии, Кувейта, Индии, Швеции, Туниса, Турции, ОАЭ, Великобритании, Испании, Франции, Италии, Германии и Зимбабве.
Уже к концу года их численность достигла 37 тысяч человек и они взяли под контроль до 40 процентов территории Сомали, главным образом на юге и в центре Сомали.
Командование операцией осуществлялось Центральным командованием США, хотя контингенты сохраняли свою независимость как в целях, так и в методах.
Согласно решению президента Клинтона, к марту 1994 года американцы из Сомали_полностью_эвакуировались.

ИРАК

17-20 декабря 1998 года объединенные силы США и Великобритании провели операцию "Лис в пустыне" в Ираке. Ей предшествовала эскалация кризиса в отношениях между военными инспекторами ООН (UNSCOM) и иракскими властями. В середине декабря глава UNSCOM Ричард Батлер объявил, что Ирак продолжает мешать деятельности инспекторов. Сотрудники ООН были эвакуированы из Багдада, после чего началась военная операция.
За четыре ночи было проведено 650 ударов, выпущено 90 крылатых ракет воздушного_и_325_морского_базирования.
В ходе операции были нанесены ракетные удары по 93 иракским объектам, якобы имевшим отношение к созданию оружия массового поражения (ОМП). Помимо 30 заводов, которые относились к предприятиям оборонной промышленности, 27 подвергшихся бомбардировкам объектов входили в систему ПВО, 20 являлись пунктами управления войсками, 10 - местами дислокации Республиканской гвардии, шесть - авиабазами.
В число целей попало и нефтеперерабатывающее предприятие в Басре.
20 марта - 1 мая 2003 года объединенные силы США и антииракской коалиции провели против Ирака военную операцию, получившую первоначально название "Шок и трепет". Затем операция получила название "Свобода Ирака". Официальный Багдад назвал войну "Харб аль-Хавасим" - "решающей войной".
Официальным поводом к вторжению была заявлена связь режима Саддама Хусейна с международным терроризмом, в частности движением "Аль-Каида", а также информация ЦРУ о наличии в Ираке запасов оружия массового поражения, впоследствии не нашедшая подтверждения. Решение о применении военной силы против Ирака поддержали 45 государств мира. Воинские контингенты выделили 32 государства. 98% войск вторжения предоставили США и Великобритания.
Военная кампания продолжалась 43 дня.

Тема 2.2. Иллюзия утраченных угроз

• Иллюзия утраченных угроз.
• Мир продолжает вооружаться.
• Экономическое развитие против экологии.
• Угрозы постиндустриального мира.
• Хватит ли на всех ресурсов?
• Болезни нового века.
1. Иллюзия утраченных угроз

С развитием прогресса растет количество оптимистов, уверенных в том, что человечество постепенно избавляется от старых угроз своему существованию. Однако зачастую оказывается, что давние проблемы не решаются до конца, а эволюция постоянно «подбрасывает» нам все новые и новые непростые вопросы. Конечно, неверие в прогресс не менее опасное явление. Розовые очки также не лучший союзник в познании современных политических и экономических реалий.
Человечество так и не смогло избавиться от угроз XX в., например от 1) возможности глобального ядерного конфликта. Стремление ряда государств к своему политическому доминированию по-прежнему не позволяет вычеркнуть ядерное оружие из списка самых серьезных опасностей для населения Земли. Стремительное развитие медицины вовсе не привело к тому, что мы решили 2) проблему массовых эпидемий и смертельных вирусов. 3) Переход к постиндустриальной экономике, как оказалось, не избавил нас от экологических проблем, вызванных развитием тяжелой промышленности. Наоборот, основные климатические изменения еще окажут свое пагубное влияние на жизнь человечества.
Таким образом, мир становится комфортнее для нас, лучше, но не безопаснее. Человечество пока не может ликвидировать ни одну глобальную угрозу своему существованию, наоборот, их число только увеличивается. К старым рискам добавляются новые. 4) Экономика становится все более глобальной, а значит, зависимой от слишком большого количества факторов и «игроков». Технологии все более активно вторгаются в нашу жизнь, увеличивая зависимость от них и делая нас беспомощными при их отсутствии.
5) Кроме того, глобализация мира, превращение его в единый взаимосвязанный механизм приводит к тому, что деятельность отдельных государств может принести вред уже не только их соседям, но и всему миру. Поэтому мы можем говорить о двух типах угроз глобальной безопасности. Первые связаны с политикой отдельных стран, которые, преследуя свои интересы, ставят под угрозу жизнь людей в других государствах. Вторые же определяются общей линией прогресса, и в их «развитие» вносит «вклад» одновременно значительное количество стран.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: