Тема 2: Основные положения экономической теории.
1.Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка. 2.Экономическая природа и содержание потребительского спроса (С.Б. Жабина, стр. 38-40).
3.Предложения на рынке потребительских товаров (С.Б. Жабина, стр. 38-40).
4.Определение емкости рынка.
Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка.
Центральным звеном потребительского рынка является потребитель.
Потребитель – это индивид, который на протяжении жизни стремится к удовлетворению своих потребностей, исходя из сложившейся ситуации в тот или иной момент.
Потребности – это совокупность материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества.
Потребность выражается в конкретных материальных и духовных благах в соответствии с достигнутым уровнем развития общества.
Существуют различные классификации потребностей.
Например, всемирно известный американский социальный психолог Абрахам Маслоу выделил семь групп человеческих потребностей, которые получили название «пирамиды потребностей »:
1.низший уровень – физиологические потребности (голод, жажда и пр.);
2.потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач);
3.потребность в принадлежности и любви;
4.потребность в уважении (достижение успеха, одобрение, признание);
5.познавательные потребности (знать, уметь, исследовать);
6.эстетические потребности (гармония, порядок, красота);
7.высший уровень потребностей – потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).
Потребление – это процесс использования средств производства и предметов для удовлетворения производственных и/или личных потребностей.
Реальное потребление товаров становится основой для организации их воспроизводства.
Потребности являются связующим звеном в потреблении и проявляются через конкретные образы материальных и духовных благ, способных их удовлетворять.
2.Экономическая природа и содержание потребительского спроса.
Потребительский спрос - это та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей.
Спрос — это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами.
В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос.
Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот.
Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.
В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.
Макроспрос - это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.
Микроспрос - это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц.
Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:
Факторы, влияющие на величину спроса, его структуру и динамику:
1.предпочтения потребителей;
2.численность и состав потребителей на рынке;
3.уровень денежных доходов населения и их дифференциация;
4.уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;
5.потребительские ожидания относительно возможных изменений доходов и цен на товары;
6.прочие факторы: национальные, географические, климатические и др.