О зарождении литературы в Древней Греции




Сложно отрицать тот факт, что современному человеку непросто читать литературные произведения античных авторов. Непривычный ритм повествования, неупотребляемые в повседневности слова, сложные смысловые конструкции, вот то, с чем сталкивается новичок, когда берётся за чтение образцов древнегреческой литературы.

Но, если придать должное значение тем обстоятельствам, что эта литература Древней Греции явилась прародительницей литературы западной цивилизации, и что она стала основой для становления и укреплений в обществе гуманистических идей, плодами которых мы имеем возможность пользоваться сегодня, то необходимость проникнуться этими истоками и составить о них своё личное представление становится очевидной.

Следует сказать, что только малая часть древних текстов оказалась доступной для исследователей последующих времен. Огромное же множество произведений было утеряно. В связи с этим сложно говорить о том, что мир имеет полное представление о литературе Древней Греции. Однако, во все века учеными велись работы по восстановлению литературного наследия древнегреческой цивилизации, в результате чего современный исследователь имеет возможность составить вполне разностороннее представление о литературе Древней Греции, как о явлении в искусстве.

Если вспомнить, что Древняя Греция начала своё существование в III тысячелетии до нашей эры, то появление первых литературных опытов зафиксировано в ней далеко не сразу, а только спустя несколько тысячелетий: в ХІ в. до н.э. До ІІІ в. до н.э. в древнегреческой литературе длится творческая эпоха.

Эпос, как длинное повествование о героях и богах, с самого своего зарождения имел дидактическую функцию. Он наставлял и поучал сограждан, как разумно хозяйствовать и жить достойно. До наших дней дошли только такие образцы героического эпоса как «Илиада» и «Одиссея <https://grekoline.ru/drevnyaya-greciya/mifologiya/odisseya.html>».

Основой для всей литературы Древней Греции служили мифы <https://grekoline.ru/drevnyaya-greciya/mifologiya-drevnej-grecii.html>. Именно из мифов сочинители брали сюжеты для эпических повествований и для трагедий. С развитием литературного мастерства поэты начали сами сочинять мифы. Одним из самых известных сочинителей мифов является Платон <https://grekoline.ru/drevnyaya-greciya/drevnegrecheskij-filosof-platon.html>. Он считал, что невозможно сложные вещи объяснять языком отвлеченных понятий, гораздо доходчивее доносят смысл образы.

В чем же кроется разгадка эллинского гения? Достаточно проникнуться духом этих древнегреческих повествований и становится очевидно, насколько живо могли древние греки воспринимать действительность и чутко на неё отзываться. Они проявили удивительную способность проникать в причины явлений и улавливать их основные черты.

Благодаря этим свойствам литература Древней Греции смогла выработать множество долговечных образов и идей, создать целую систему мировоззрения. Оригинальность и достоверность таких образов и идей стали причиной того громадного влияния, которое оказала литература Древней Греции на формирование западной культуры как таковой. Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, роман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза зародились и формировались у древних греков и римлян. На протяжении длительного исторического развития эти жанры претерпевали изменения и обогащались.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, трепетно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклонного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и отплатившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал.

Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до появления первых греческих государств, процветали мощные монархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахейских (греческих) племен на Крит (XV в. до н. э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над'-Сирией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифическая письменность.

Троянская война, запечатленная в гомеровской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII-XII вв. до н. э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» - было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке набирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т. е. V в. до н. э., произошло крупнейшее столкновение с персидской державой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десятилетий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в мироощущении древних эллинов.

Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проникли в Сирию, Палестину, Египет.

Культурные связи Греции и Востока - многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Крите внешне напоминает величественные сооружения восточных монархов. В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии - великая поэма «Ригведа»; в Китае - книга древнейших песен «Шицзин».

Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, проводили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В документах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и данайцы.

Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624-546 гг. до н. э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет.

В Грецию из Египта был завезен папирус (травовидное растение, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который использовался в качестве писчего материала. В Берлинском музее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I-II вв. н. э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие.

В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинс сделал сенсационное открытие. Среди археологических документов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил отрывок на дувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, который, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя, возможно, называлась у местных жителей Вилусой, а сами троянцы говорили на дувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы - коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали письменностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет величия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет па происхождение двух шедевров мировой литературы.

Свидетельством плодотворных связей с Востоком стали и труды греческих историков Ксенофонта и Геродота. Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис» (или «Поход Кира»). Это одно из первых мемуарных произведений в европейской литературе. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия» (или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.

Геродот, «отец истории», неутомимый путешественник, маршруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде. Южной Италии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о других рассказывал с чужих слов. В его главном труде «История» - описания многих земель от Египта и Аравии до Индии и Эфиопии, характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис. Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, сокровища египетского царя Рампсенита, пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд - своеобразная энциклопедия знаний о прожитом не только Греции, но и ее восточных соседей.

 

Архитектура

 

Важнейшей задачей архитектуры <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1432> у греков было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. Во очаи хаматда салом все продолжение исторической жизни Греции <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7005> её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный иримлянами <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7614>. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/10091> и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые.

Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, однако сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ' ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, слегка отступив вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение - святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание называют «храмом в пилястрах» (ι ' ερόν ε ' ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο ' πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:

1. Храм «с портиком», или «простильный» (греч. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2760> πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/355068> и колонн

2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2760> αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому

3. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2760> περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой

4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2760> δίπτερος) - такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда

5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2760> ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен

6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2760> ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/647321>: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Как по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни дорийцы и ионийцы не сходствовали между собой во многом, так же точно велика была и разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Дорический ордер <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/150964> отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так наз. «опухлость» (ε ' ντασις), вследствие чего профиль стержня - скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/362424>» (ρ ' άβδωσις), то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16-20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. Немного не доходя до верхнего её конца, стержень опоясан узким углублённым желобком, как бы вдавленным обручем; затем через посредство трёх выпуклых валиков, или ремешков, он переходит в «подушку», или «эхин <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/254316>» (ε ' χι˜νος). Эта часть колонны действительно имеет вид придавленной круглой подушки, внизу почти такого же диаметра, как и стержень, а вверху более широкой. На подушке лежит довольно толстая плита квадратной формы, так наз. «абака <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/254318>» (βα ' αξ), выступающая своими краями вперёд против эхина. Последний вместе с абакой составляет «капитель <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/253303>» колонны. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет т. наз. «антаблемент <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/167212>», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними.

Антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/427465>», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/212506>», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/407093>» и «метопы <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/298532>». Первые суть продолговатые выступы, изображающие как бы концы лежащих на архитраве балок, идущих внутрь здания; в них врезаны две вертикальные каннелюры, и две половинки каннелюр ограничивают их края; под ними, ниже выпуклой полоски, посредством которой фриз отделяется от архитрава, находятся маленькие придатки с рядом пуговок, как бы шляпок от гвоздей, называемых «каплями». Метопы, или пространства между триглифами, первоначально были пустые пролёты, в которых на архитраве ставились сосуды и статуи или прикреплялись щиты; впоследствии же эти пространства стали разделываться плитами с рельефными изображениями подобных предметов, а также сцен из различных циклов мифологических сказаний. Наконец, дорический антаблемент завершается сильно выступающим наружу карнизом <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/207393> или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» - ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

В ионическом ордере <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/150967> все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырёхугольном, довольно широком подножии (стилобате) и имеет внизу базу (spira), состоящую из нескольких круглых валов или «торов» (torus), отделённых один от другого впалыми желобками, или «скотиями». Стержень колонны несколько расширен внизу и утончается по мере приближения к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической и покрыта каннелюрами в большем числе (иногда до 24), причём они врезаны в неё гораздо глубже (представляя в разрезе иногда ровно полукруг), отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа стержня, оканчиваясь здесь и там закруглением. Но самая характеристичная часть в ионическом стиле - капитель колонны. Она состоит из нижней части (эхина), украшенной так наз. «овами», и из лежащей над нею четырёхугольной массы, сильно выдвигающейся вперёд и образующей с лицевой и задней стороны капители по паре завитков, или «волют». Эта масса имеет вид как бы положенной на эхин широкой и плоской подушки, концы которой закручены в спираль и перевязаны ремешками, обозначенными на боковых сторонах капители маленькими валиками. Самые волюты обведены выпуклыми ободками, которые закручиваются в виде спирали и сходятся в середине в род круглой пуговицы, так наз. «глаз». Из углов, образуемых волютами, выступает на эхине по пучку цветочных лепестков. Абака <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/254318> представляет собой тонкую квадратную плиту гораздо меньшей ширины, чем капитель, украшенную по краям волнообразными лепестками.

Ионический антаблемент состоит из архитрава, распадающегося на три горизонтальные полосы, которые немного выдаются вперёд одна над другой, на котором обыкновенно изображались как бы повешенные черепа жертвенных животных, венки зелени, гирлянды цветов или же рельефные сцены мифологического содержания. В последнем случае фриз назывался «зоофором». Архитрав отделяется от фриза полочкой, под которой идёт желобок, орнаментированный зубчиками или иным образом. Карниз антаблемента, отделённый от фриза также орнаментированной полоской, сильно свешивается над ним; он содержит в своей нижней части довольно широкий ряд больших зубцов, или «дентикул». Орнаментированные полоски тянутся между частями карниза, а также между расчленениями гезимса на фронтоне.

Ионический ордер, зачатки которого встречаются в искусстве Средней Азии, перешёл оттуда в малоазийские греческие колонии и в самую Элладу, где с течением времени становился все более и более изящным и подвергся многочисленным видоизменениям. Так, в Аттике он получил настолько своеобразный характер, что история архитектуры признает особый «аттический» стиль. Главное его отличие от ионического состоит в большей толщине и массивности волют капители, на которых, кроме двух ободков, сходящихся в глазе волюты, есть ещё третий такой же ободок; другое важное отличие заключается в том, что каннелюры в большинстве случаев не доходят до самой вершины стержня колонны и она украшается узором из пальметок и завитков.

Кроме описанных стилей, в греческом зодчестве существовал ещё один - коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной пышностью. Такая колонна, имеют базу и антаблемент, что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака - совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розета. К какому бы стилю ни принадлежал храм, потолочное покрытие его портиков <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/672781>, галерей и самого святилища было одинаково. В первых оно состояло из толстых каменных балок, идущих от фриза к стене святилища; на них лежали менее массивные перекладины, образуя подобие решётки с квадратными отверстиями, которые заделаны плитами (калиматиями, или кассетами). Эти плиты выкрашивались в голубой цвет, и на них изображались золотые звезды; а в коринфском стиле помещались лепные розеты. Подобным же образом отделывался и подбой крыши, игравший роль потолка в святилище. Последнее, в небольших храмах, напр. в templa in antis, представляло одну, ничем не перегороженную залу, получавшую свет только через входную дверь, и статуя божества стояла в его глубине среди таинственного полумрака.

В больших храмах, святилище, по направлению своей длины, разделялось двумя рядами колонн на три части (корабля или нефа); эти колонны поддерживали галереи, устроенные над боковыми нефами и несли на себе другие колонны, меньшей величины, подпиравшие крышу. Над средним нефом проделывалось в крыше четырёхугольное отверстие (гипефра), через которое внутренность храма получала обильное освещение. Это отверстие, по-видимому, не имело никакого прикрытия, кроме натягивавшегося над ним полотна или куска какой-либо другой ткани для защиты от солнца, дождя и непогоды.

Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/711447>))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 до н. э. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/711447> - 470 до н. э. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/710831>)

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде - дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/380391>. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/298502>, Акраганте (Агридженто <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/78112>); Сиракузах <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/82331> и Эджесте (Сегесте <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1863923>). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи - одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1182677>, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Классический период (470 до н. э. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/710831> - 338 до н. э. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/710201>)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.

В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/463026> (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/60798>. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини - покровительницы города, Парфенон <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47467>, воздвигнутый архитекторами Иктином <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/33120> и Калликратом <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/951666> и обильно украшенный скульптурными работами Фидия <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81972> и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/484923> - торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй - к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружениехрама Зевса в Олимпии <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1671143>, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Период эллинизма (338 до н. э. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/710201> - 180 до н. э. <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/708187>)

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера - театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/52034> в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1324544> и так называемая «Башня ветров». Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1016475> (Мавзолей в Галикарнасе <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/9751>), храм Афины в Приене, построенный Пифеем <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1598792>, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/499789> с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей <https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1048423>.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: