Особенности феномена «социализация»




Социализация личности

Вопросы

1. Особенности феномена «социализация»

2. Становление концепций социализации за рубежом.

 

Особенности феномена «социализация»

1. Социализация – это процесс взаимодействия индивида с социальной средой. Среда оказывает влияние на развитие личности. С. Реализуется посредством усвоения человеком элементов культуры, социальных норм, ценностей. Осуществляется преобразование врожденных естественных сил человека обществом, их окультуривание. Индивид становиться дееспособным участником общественных отношений.

2.Но социализация – это не однонаправленный процесс действия социальных факторов на личность. Личность к воздействию среды относиться избирательно на основе уже сложившихся ценностей. Приобретенные качества становятся своеобразным фильтром, через который проходят импульсы соц среды. Избирательное овладение культурой общества обеспечивает развитие индивидуальных. Неповторимых черт личности. В ходе процесса освоения культуры обеспечивается ориентация личности, её направленность.

3.Социализация – процесс, зависящий от конкретно-исторических условий. Каждый этап развития общества выдвигает новые требования к содержанию социальных качеств личности.

4. Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс. Взаимодействие индивида и общества происходит постоянно, а значит продолжается социальное познание, общение, деятельность.

5. Социализация – процесс развития личности, определяющий какими средствами происходит становление социальных качеств. Это факторы социализации.

2 вопрос. Сам термин «социализация» появился именно в социологии. В 1982 году выходит книга известного французского юриста Ж.Тарда, в которой он рассматривает процесс социализации как включение индивида в нацию, в народ. Общество Ж. Тард характеризует как группу людей одинаково воспитанных, обладающих одинаковыми средствами к жизни и взаимовлияющих друг на друга. Социализация понимается как «многосторонняя однообразность», к которой идет общество.

Основоположником исследования социализации в американской социологической школе является Франклин Р. Гиддингс. Он изучал разные сообщества людей и сделал вывод, что социализация – «…процесс, который сплавляет различные элементы разнородного населения в однородный тип».

В 60–70-е годы XХ в. проблема социализации стала подниматься в европейских и американских научных исследованиях. В 1956 году термин «социализация» был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало официальное его принятие, что послужило основанием для дальнейшего изучения данного процесса.

В социологических исследованиях зарубежных ученых наблюдаются два подхода к теории социализации. Критерием разделения служит позиция самого человека в процессе социализации. Обозначим и проанализируем эти подходы. В рамках первого – субъект-объектного подхода – выделяются два направления:

1. Представителем первого направления является З. Фрейд. Его идеи основаны на принятии человека как биологического существа, которое лишь приспосабливается к условиям существования в обществе. Социализация сводится к согласованию внутренних потребностей человека, его инстинктов с внешним «табу».

2. В начале XX века появляется второе направление в изучении понятия социализации с точки зрения социологов. В исследовании Э.А. Домбровского выделены и проанализированы ветви в рамках данного направления.

·Культурологическое направление трактует социализацию как процесс усвоения культуры. Культура – предпосылка, цель и результат социализации. Процесс социализации – это механизм трансляции духовной культуры от поколения к поколению (Дж. Уайтинг, И. Гайлд).

·Школа структурно-функционального анализа, которая берет начало от учения Эмиля Дюркгейма. В своих известных исследованиях отношений человека и общества он неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Практически не разводя эти термины, Э.Дюркгейм использовал их как синонимы, понимая под воспитанием «постоянно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей». Смысл позиции Э. Дюркгейма сводится к признанию приоритета общества над личностью, что человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, а сам процесс социализации – это адаптация человека к обществу, которое формирует его в соответствии со своей культурой.

Теоретические изыскания Э. Дюркгейма были усвоены представителями школы структурного функционализма, которые попытались создать теорию функционирования общества и его институтов (Дж. Огбю, Дж. Баллантайн, Э. Макнейл). Ее суть заключается в следующем. Общество берется как система социальных отношений и специальных связок таких отношений (институтов). Система, благодаря образцам норм и ценностей, присущим ей, организуется в упорядоченное целое. Любая социальная система вырабатывает процесс социализации людей с тем, чтобы они развили общую потребность подчинения нормам и чтобы фундаментальные ценности стали частью личности. Теоретики функционализма строят отношения социализации по субъект-объектному типу. Социализация понимается как «интернализация» культуры общества, в котором родился ребенок. Так, Т. Парсонс утверждал, что задача всех институтов социализации – сформировать у вступающих в общество «новичков» чувство преданности по отношению к системе. Ключевым понятием в теории Т. Парсонса является понятие «социальная роль», которая определяется как нормативно-регулятивное участие лица в конкретном процессе социального взаимодействия с другими ролевыми партнерами.

Анализ словарно-справочной литературы, сделанный исследователем Ю.И.Кривовым, показал, что авторы (В.Ч. Гуд, Б. Уолмен) толкуют социализацию как процесс усвоения человеком методов, идей, верований, ценностей, паттернов и норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптация их как часть собственной личности. Похожий вариант присутствует в международном словаре образовательных терминов Г. Герри Пейджа, Дж. Томаса, Алана Р.Маршалла: «социализация – это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми».

Западногерманский социолог Р. Дарендорф, следуя американской социологии, отмечает, что для общества процесс социализации есть процесс обезличивания, в котором индивидуальность и свобода индивида упраздняются контролем и всеобщностью социальных ролей.

Таким образом, данный подход на социализацию предполагает активную роль общества, выступающего доминантой, а личность является пассивным участником, который приспосабливается к условиям общества, в котором живет.

В рамках второго – субъект-субъектного подхода – действует школа символического интеракционизма. Основная идея заключена в том, что растущая личность признается непассивным участником процесса взаимодействия. Символический интеракционизм основывается на теории межличностного общения. Ч.Х. Кули, автор теории «зеркального я», считал, что индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в коммуникации, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Дж.Г. Мид, разрабатывая направление, утверждал, что богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального «Я» реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых «Я» участвует. В то же время, только активная роль индивида в процессе социализации будет способствовать формированию самостоятельной и способной к сотрудничеству личности.

Большое признание у социологов получила идея У.М. Уэнтворта, основные положения которой заключаются в следующем:

1. Общество не является главным фактором социализации личности.

2. Социализация есть диалог «активностей» (интеракция).

Социализация во взаимодействии представляет мир взрослого «новичку». «Взрослые» и «новички» устанавливают договорную реальность и порядок между собой, «новички», согласно договору, конструируют новый мир, сменяют взрослых агентов социализации. Таким образом, содержание подхода У. Уэнтворта базируется на том, что общество не является главенствующей детерминантой в процессе социализации личности, личность и общество «взаимопроникают» друг в друга.

Взгляд на социализацию как на процесс, основанный на принципе субъект-субъектности придерживаются в своих исследованиях И. Таллмен, Дж. Коулмен, У. Бронфенбреннер.

Итак, важной особенностью современной разработки проблем социализации западными учеными является утверждение идеи о том, что развитие ребенка осуществляется в результате постоянного взаимодействия, а не путем одностороннего влияния общества на личность.

Вопросы для самоконтроля.

1. Социализация как категория социальной педагогики. В чем ее особенности.

2. Кто является первым автором теории социализации.

3. В рамках каких направлений рассматривают основные теории социализации за рубежом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: