Формирование советской системы образования. Культурная революция в Донбассе.




 

1. НЭП в Донбассе: сущность, особенности проведения, итоги реализации, причины свертывания.

С окончанием Первой мировой войны и гражданской войны в Советской России на международной арене произошли серьезные изменения. Во-первых, важным фактором, стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Во-вторых, сложилось противостояние между СССР и ведущими капиталистическими странами.

Для урегулирования своих претензий европейские страны на Генуэзской конференции 1922 г. выставили Советской России требования – компенсировать долги царского и Временного правительства (18 млрд. руб. золотом) и отказаться от суверенитета, вернуть национализированную большевиками западную собственность. открыть дорогу иностранному капиталу. В ответ советское правительство потребовало компенсировать причиненный иностранной интервенцией ущерб (39 млрд. руб.) и обеспечить экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов.

Как и ожидалось, переговоры зашли в тупик, но в среде западных элит возник раскол. Российское правительство этим воспользовалось и подписало с Германией Раппальский договор 1922 г., который означал признание Советской России и широкое экономическое сотрудничество между двумя странами.

Таким образом, политика Запада в отношении СССР была противоречивой. В ней имели место конфликты, такие как ультиматумы Великобритании (нота Керзона) в 1923 г., разрыв дипломатических и торговых отношений той же Великобритании в 1927 г., введение эмбарго на поставку советских товаров правительствами США, Франции, Бельгии и Канады в 1927 г. Тем не менее, в 1921-1922 гг. с рядом стран – Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты. С Англией, Австрией, Норвегией и др. были подписаны торговые соглашения.

В целом с 1924 г. началось дипломатическое признание СССР, что было важнейшим достижением внешней политики страны.

Внутреннее положение Советского государства после окончания гражданской войны было тяжелым. Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы, прекратилось движение на 30 железных дорогах, нарастала инфляция, производство сельскохозяйственной продукции составляло 60% от довоенного. В Донбассе добыча угля в 1921-1922 гг. в сравнении с 1913 г. уменьшилась в 5 раз. Из 1600 шахт, действовавших до революции, работала 1 тыс., в том числе и крестьянские шахты.

Нарастал и социальный кризис, поскольку рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания, введение принудительного труда и его уравнительной оплаты. Возмущенные продразверсткой крестьяне отказывались сдавать хлеб государству и оказывали вооруженное сопротивление. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань и др. Пиком недовольства населения явилось восстание моряков в Кронштадте, которые требовали свободы торговли, перевыборов в Советы, вывод всех коммунистов из них, свободы слова и права крестьянам распоряжаться своей продукцией. Их поддержали рабочие. Восстание было жестоко подавлено, но власть сделала выводы и пересмотрела внутриполитический курс.

Восстановление экономики Советского государства предполагалось на основе новой экономической политики.

На Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. продразверстка была заменена продналогом. Этим решением было положено начало перехода к новой экономической политике – НЭПу. Его сущность заключалась во временном отступлении от социалистических задач и использовании рыночных отношений в экономике при сохранении власти в руках большевиков.

Главной целью новой политики было снятие социальной напряженности, укрепление союза рабочих и крестьян. В отличие от продразверстки крестьяне заранее знали о фиксированном объеме с\х продукции, которую они должны были сдать государству. Другими чертами НЭПа были - допущение в ограниченных размерах капиталистических элементов под строгим контролем власти и направление их развития в сторону госкапитализма; торговля как основная форма экономических связей между промышленностью и мелкотоварным крестьянским хозяйством; широкое использование товарно-денежных отношений в интересах всемерного развития хозяйства; индустриализация и электрификация страны; постепенный переход мелкотоварного производства к крупному социалистическому хозяйству через простейшие формы кооперации к колхозам; преодоление многоукладности в экономике.

К 1920 г. донецкий экономический район входил в состав Донецкой губернии. Она состояла из 11 административных районов: Енакиевский, Юзовский, Гришинский, Чистяковский, Бахмутский, Алмазнянский, Лисичанский, Луганский, Бело-Калитвенский, Боково-Хрустальный, Александро-Грушевский.

Попытка И. В. Сталина включить в Донецкую губернию Харьковскую, Екатеринославскую губернии и Область Войска Донского была неудачной, так как вызвала напряжение в отношениях между Донецкой губернией и Донской областью. После работы согласительной комиссии часть Шахтинского и Таганрогского округов отошли к Донской области.

Административно-территориальное деление Донбасса в 20-е – 30-е гг. пересматривалось уточнялось. В 1930 г. из 5 округов Донбасса (Мариупольского. Юзовского, Артемовского, Луганского Горного района и Старобельского Степного района) были созданы 17 районов, а в 1932 г. была сформирована Донецкая область, в которую входила территория Донецкой и Луганской областей. В июне 1938 г. произошло разделение на Донецкую и Луганскую области.

С окончанием гражданской войны в регионе усилился экономический кризис - резко упала добыча угля, шахтам угрожало затопление, 52 тыс. горняков из-за голода покинули Донбасс. Общая потеря основного капитала предприятий донецкой каменноугольной промышленности к концу 1921 г. составляла около 300 млн. золотых руб., а вся дореволюционная стоимость равнялась 450 млн. золотых рублей. В упадке находились другие отрасли промышленности, парализованы были связь, транспорт и снабжение. Для ликвидации кризиса в 1921 г. в крае ввели натуральную заработную плату в виде продовольствия, что материально стимулировало рост производительности труда в условиях голода. Затем перешли на денежную форму зарплаты в советских знаках и вскоре после денежной реформы - в твёрдой валюте.

В Донбассе введение нэпа имело свои особенности. Если в сельском хозяйстве действие нэпа было понятно, то в угольной промышленности начать восстановление хозяйства было непросто. Экономическое положение в регионе было катастрофическим. А без угля Донбасса восстановление и развитие экономики страны было бы простым пожеланием. Особенности добывающей промышленности слабо воспринимали рыночные отношения. А рыночные цены на угольную продукцию были неподъемны для потребителей, также находящихся в тяжелом положении. Да и национализация угольной промышленности делала применение рыночных элементов почти невозможным.

Основной целью власти было в Донбассе скорейшее восстановление угольной промышленности и рост добычи угля. Для этого были приняты определенные меры. Осенью 1921 г. власти региона отказались от трудовых мобилизаций и восстановили свободный наём рабочих и вербовку их в других районах страны. Возникший избыток рабочей силы в угольной промышленности обусловил ликвидацию Донецкой трудовой армии. Профсоюзы стали заключать коллективные договоры с администрацией, осуществляли контроль над соблюдением трудового законодательства и на частных предприятиях. Так формировался рынок рабочей силы.

Восстановление угольной промышленности проходило в форме государственного обеспечения. Летом 1921 г. из всех работающих горных предприятий было выбрано 350 шахт, которые получили все государственные ресурсы. Остальные шахты были сданы в аренду или ликвидированы. Для управления арендованными горными предприятиями была создана Комиссия по использованию мелкой каменноугольной промышленности (КИМКП). Арендаторы обязаны были бесплатно отдавать государству половину добычи. В короткий срок таким способом были получены миллионы пудов дополнительного угля, что позволило пустить в ход Луганский паровозостроительный завод, смягчить безработицу, обеспечить местное население топливом на зиму.

Для оперативного принятия решений и контроле за деятельностью горного производства необходимо было централизовать управление горной промышленностью. В октябре 1921 г. на территории Донецкого бассейна было образовано Управление государственной каменноугольной промышленности Донбасса (УГКП). В его подчинение входили 200 наиболее крупных и средних шахт с добычей 56,4% всего угля страны.

Для повышения эффективности добычи и реализации угля часть шахт сдавались в аренду не только частным лицам, но и государственным хозяйственным учреждениям. Так, 10 шахт эксплуатировались обществом "Транспортконь". его учредителем было Министерство путей сообщения; Государственное политическое Управление арендовало Ольховские копи в Чистяковском районе; "Бахсольтрест" - одну шахту и Донецкий губсовнархоз эксплуатировали 11 шахт. Небольшие организации создали паевое товарищество – «Уголь» («ПТуголь» - 76 шахт).

Для более эффективного управления шахтами в 1923 г. УГКП был преобразован в Донецкий государственный каменноугольный трест – «Донуголь», что означало создание центрального органа по управлению горной промышленность Донбасса.

Весной 1922 г. угольная промышленность была переведена на хозрасчет. Однако сохранялись трудности со сбытом угля, с оплатой топлива в разоренной стране себестоимость которого оказалась высокой. В 1923 г. в стране разразился топливный кризис. Сокращение добычи угля неизбежно могло привести к дальнейшему удорожанию производства.

Учитывая эти обстоятельства государство предоставило кредит горной промышленности в золотом исчислении, приняло меры к удешевлению угля, чтобы сделать его конкурентным, чем и спасло угольную отрасль от неминуемого разорения в тяжелой ситуации, сложившейся в 1923 г.

Советское правительство не стало бездумно вводить рынок в горное производство. Во всех губерниях Украины, России, других республик были созданы особые структуры по содействию сбыту донецкого угля. Трест "Донуголь" добился снижения себестоимости своей продукции путём интенсификации труда шахтёров, укрепления дисциплины, сокращения персонала, что сделало уголь конкурентоспособным по отношению к дровам, торфу, нефти. Для выхода на крестьянский рынок повсюду создавались угольные склады, которые вели розничную торговлю. В результате в 1924 - 1925 хозяйственном году трест «Донуголь» работал рентабельно, с прибылью.

Продажа производимой угольной продукции во всех районах СССР производилась не по коммерческим ценам, а по государственным.

В «Донуголь» государство вкладывало значительные средства – в 1925-26 гг. 87% общесоюзных затрат были перечислены в «Донуголь», а в 1926-27 гг. – 86%.

В «Донуголь» постепенно влились шахты «Югостали» и «Химугля».

В результате целенаправленных действий в угольной промышленности произошли существенные позитивные изменения. За 2-3 года увеличилась добыча угля. Так, если в 1921 г. 934 шахты давали 7,2 млн. т угля, то в 1924-25 гг. – 238 шахт добывали 12,5 млн. т.

При улучшении общехозяйственной ситуации в стране повысился спрос на донецкий уголь. Он был востребован не только для внутреннего потребления, но и растет экспорт угля и расширяется география его продаж – в Италию, Турцию, Францию, Египет и др.

Процессы объединения промышленных предприятий Донбасса происходили и в других отраслях промышленности.

В конце 1922 г. из механических и машиностроительных заводов образовали Южный машиностроительный трест –«Южмаш». На территории края располагались такие его предприятия как Луганский паровозостроительный завод им. Октябрьской революции (бывший завод им. Гартмана), Торецкий сталеплавильный и механический им. Ворошилова при ст. Ханженковка Донецкой железной дороги, Лутугинский чугунолитейный и вальцепрокатный заводы (недалеко от Луганска). Уже к 1923 г. трест перешёл к обслуживанию широкого промышленного рынка и укреплению крепкой связи с ним. Это дало возможность в 1924 г. увеличить выпуск продукции заводов на 42% по сравнению с предыдущим.

Крупнейший химический комбинат страны Южный химический трест «Химуголь» - был создан в конце 1921 г. в составе заводов Лисичанского района: Донецкого содового (Донсода), химического, церезинового; 7 шахт. Вскоре к тресту были присоединены предприятия Северо-Донецкий химический, стекольный, также славянская группа содовых и соляных фабрик; карандашная фабрика, Константиновская группа химических и стекольных заводов, рудоремонтный завод, 7 совхозов, 4 больницы, 6 фельдшерских пунктов, 15 школ. К 1924 г. на предприятиях треста производилось 85 % химической продукции Украины. Во всесоюзном масштабе вклад треста выражался в процентах: производстве щелочей- 74, минеральных красок - 38, солей - 20, кислот - 14.

В январе 1922 г. был создан Южный Металлургический трест «Объединенное правление Петровских, Макеевских и Юзовских заводов и рудников», который уже в сентябре преобразуется в трест «Югосталь». В него вошли металлургические предприятия, 37 угольных шахт и коксовальные печи. В конце 1922 г. в трест вошли все металлургические заводы Юга. К 1924 г. на его предприятиях производилось 99,8% всего украинского чугуна, 83,2% литого металла, 83,4% проката.

Таким образом, в условиях НЭПа к 1923-24 хозяйственному году закончилось организационное оформление промышленности Донбасса.

Важно отметить, что тяжёлая промышленность края, имея огромный удельный вес в стране, вынесла на себе значительную тяжесть первого этапа восстановительного периода. Этот вклад выразился в том, что промышленность огромной державы, железнодорожный транспорт, остро нуждавшиеся в угле и металле, изделиях химии и машиностроения, получали их не по коммерческим ценам рынка, а по установленным правительственными органами.

Руководство страны прекрасно понимало роль Донецкого края в общем подъёме народного хозяйства СССР. Начиная с 1926г, оно направляло на развитие его промышленности огромные средства. Так, из общей суммы капитальных затрат по общесоюзным трестам на долю «Донугля» в 1926 г. пришлось 87%, в 1927 г. - 86% и в 1928 г. - 82%.

Громадные затраты на увеличение мощности угольной отрасли дали положительные результаты. В 1928 г. добыча угля и антрацита превысила рекордную до революции выемку 1916 г. Механизация добычи поднялась с 7,8% в 1926 г. до 23% в 1928 г. В следующем году Донбасс дал 80% добычи всего угля в стране. Начался экспорт угля и антрацита в Европу, Южную Америку, США и Канаду, Египет и Турцию.

Рост добычи минерального топлива, большие строительные работы значительно увеличили выплавку чугуна и стали.

В связи с ростом промышленного производства требовалось увеличение рынка труда. Основой набора рабочей силы в Донбассе были безработные со всех концов страны, проводимые вербовки. Таким образом, сохранялся многонациональный характер населения края.

Миграционные процессы в 20-30 годы сохранили своеобразный состав населения. Так, согласно переписи 1926 г., в Горном районе только 15,1% жителей были рождены в нем. Рожденных в других округах Украины – было 25,6%, а за пределами Украины – 57,3%. Это свидетельствовало о всероссийском характере состава населения Донбасса.

Особенностью населения региона было преобладание сельского населения, несмотря на буржуазную модернизацию во второй половине ХIХ ст. Около 85% населения Донбасса в 1916 г. были сельскими жителями.

Основными национальными группами по численности населения были русские и украинцы. Так, по переписи 1926 г. в Донбассе проживало 57, 75% украинцев и около 25% русских. Остальные приходились на татар, греков, армян, белорусов, евреев и др. По округам украинцы составляли чуть больше половины населения, за исключением Артемовского района, где их было почти 72%. В Мариупольском их было – 47,74%, а русских 18%, в Луганском – соответственно украинцев 51%, а русских 25%, в Сталинском - 53% украинцев, 19,94% русских.

Однако в промышленности русские преобладали. Это проявилось в составе рабочих коллективов региона. По переписи СССР 1929 г. русских в каменноугольной промышленности Донбасса было 61,9% и родным языком русский язык признали 74,5% рабочих. Украинцы составляли 30,5% и украинский язык родным назвали 20,3% горняков.

Определенные успехи имели место в восстановлении предприятий легкой промышленности и торговли. Отказ от национализации средней и мелкой промышленности и возвращение собственникам предприятий положительно повлияло на восстановление экономики края. В 1925 г. в частном секторе находилось 15% крупных промышленных предприятий и 96% заведений мелкой и кустарно-ремесленной промышленности. К кустарям относили одиночек, владевших мастерской, торговой точкой и др. Частникам принадлежало 14 тыс. городских торговых точек, что составляло 80% от их общего числа.

Наибольшее развитие в крае получила пищевая промышленность, мукомольная. Лакокрасочная промышленность и медоваренное и электротехническое производство ряда округов полностью принадлежало частникам.

Новая экономическая политика в сельском хозяйстве региона имела свои особенности. В соответствии с решениями X съезда РКП(б) стали действовать нормы продовольственного налога, было объявлено об отмене продразверстки, разрешалось торговать сельскохозяйственной продукцией, что способствовало повышению трудовой активности крестьян.

Уже весной 1921 г. посевные площади в крае были расширены. Однако часто природные факторы оказывали негативное влияние на развитие отрасли. Неурожай 1920 г. и сильная засуха, поразившая степные губернии страны в 1921г., привела к потерям урожая и он составил всего 297 млн. пудов. Следствием такого положения стал голод 1921 — 1922 годов.

Новый урожай в Донецкой губернии дал в среднем по 6 пудов зерна с десятины (посеяли по 9 пудов на десятину). Руководители Донецкого губернского исполкома сообщали о 500 тыс. чел. голодающих. Но в промышленных центрах положение с продовольствием было значительно легче. За работу платили продовольствием. Голодающим помогали международные организации.

Уменьшение численности рабочего скота обусловило сокращение посевов. Так, в 1922 г. в губернии было засеяно 1682 тыс. десятин против 2386 тыс. в 1921 г. В 1923 г. посевная площадь расширилась и составила 2102 тыс. десятин, или 83% посевов 1916 г., в 1924 г. — 97%, в 1925 г. были достигнуты показатели 1916г.

В 1923 г. было завершено перераспределение земельного фонда. Из 5996 тыс. десятин 4996 тыс., или 93,4%, были предоставлены в пользование крестьян. 330 тыс., или 6,1%, поступило государственным учреждениям и предприятиям, 18 тыс. десятин предоставлено городам. Землепользование крестьян губернии увеличилось на 32%. В расчете на едока прибавка составила в среднем 0,6 десятин. Землепользование стало более уравнительным, вследствие чего выросла группа среднего крестьянства.

Новый земельный порядок был оформлен Земельным кодексом ВУЦИК УССР, принятым 29 ноября 1922 г. В нем была зафиксирована ликвидация частной собственности на землю. Земля была провозглашена собственностью государства. Ее основная часть была предоставлена в пользование крестьянам. В 1921 — 1928 гг. проводилось упорядочение земельного фонда путем размежевания земельных площадей между сельскими громадами и промышленными предприятиями. Проводилось и землеустройство внутри села с выделением в натуре земельных угодий крестьянским дворам и выдачей землеотводных актов. Это сопровождалось фактическим уравнением землепользования путем изъятия излишков. В связи с начавшейся коллективизацией в 1930 г. эта работа была прекращена.

В ходе преобразования аграрных отношений создавались совхозы – советские хозяйства. В 1923 году было учтено 139 совхозов, которым отведено 105 тыс. десятин угодий, 55 из них были «приписными хозяйствами» промышленных предприятий.

Создавались и коллективные хозяйства крестьян — коммуны, артели, товарищества по обработке земли (ТОЗ). В конце 1922 г. в Донецкой губернии имелось 483 коллективных хозяйства, в том числе 35 коммун, 432 артели, 16 ТОЗов. Всего в коллективных хозяйствах было 64 тыс. десятин земли, числилось 14 334 человека, т. е. в среднем по 29 человек на хозяйство.

Особой популярностью коллективные хозяйства не пользовались. Более привлекательной для крестьян была сельскохозяйственная кооперация. Она была создана на Всеукраинском Учредительном съезде в марте 1922 года под названием «Сельский господарь». Объединения сельскохозяйственных кооператоров возникли и в Донецкой губернии.

К 1925 г. народное хозяйство страны в основном было восстановлено. Нэп обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако в ходе развития экономики обозначились противоречия и определенные трудности. Это объяснялось дисбалансом промышленности и сельского хозяйства, преобладающей классовой ориентацией внутренней политики правительства и усилением противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества, и авторитаризмом руководства страны.

Экономическое положение ухудшала и политика установления приоритета тяжелой промышленности, чего требовала необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны.

Результатом преимущественного развития промышленности было перекачивание средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики. На промышленные товары сбытовые цены завышались, а закупочные цены на сырье и продукты занижались («ножницы цен»). Осенью 1923 г. в стране разразился кризис сбыта, затоваривание дорогими и некачественными товарами, которые население отказывалось покупать., в 1924 г. добавился кризис цен, когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались его продавать по заниженным закупочным ценам и решили вынести его на рынок. «Ножницы» вызвали в последнем квартале 1923 г. падение курса червонца на 27,9% его реальной ценности на розничном рынке Донбасса. Соответственно поднялась стоимость советских рублей (совзнаков).

Для выхода из кризиса были предприняты ряд административных мер, но проблемы и противоречия остались. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, повышены налоги для частных предпринимателей. В 1926-27 гг. был введен налог на сверхприбыль, размер налогового обложения частных предпринимателей увеличился на 1\3 и товарооборота на 3%. Сократилось государственное кредитование и снабжение сырьем частников.

Это в свою очередь привело к товарному голоду и потребление продукции легкой промышленности не достигло уровня 1913г. 57% капиталов ушли в «тень».

Успехи в восстановлении промышленности к 1926 г. показали, что НЭП исчерпал себя. Продовольственный налог уже не стимулировал производство сельскохозяйственной продукции. Экономике необходима была модернизация промышленности и реорганизация сельского хозяйства. Поступательные шаги развития народного хозяйства сохраняли отставание СССР от европейских стран. Только ускоренные темпы строительства современной индустрии, реконструкции старого производства в условиях наряженной международной обстановки моги вывести Советское государство из технической отсталости.

2. Переход к плановой экономике. Первые пятилетки в Донбассе. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

Завершение восстановления народного хозяйства в СССР к 1925 г. создало условия для выполнения основных положений плана строительства социализма.

Согласно плана предполагалось построить бескризисную экономику, основанную на общественной собственности на средства производства, отсутствии эксплуатации человека человеком. Это было первой в истории человечества попыткой практического воплощения чаяний народных масс о справедливом и равном обществе. В ходе его строительства явно обозначились серьезные противоречия, связанные с тем, что идея о таком обществе и ее реальное выполнение очень разнились.

Ключевой задачей плана построения социализма являлось создание материально-технической базы страны. Эта задача имела стратегический характер, так как неприятие западными элитами Советского государства грозило военными конфликтами и даже новой мировой войной.

Таким образом, укрепление обороноспособности страны ускоренными темпами на основе созданной индустриальной базы имело стратегический характер и было вынужденной мерой.

Также, проведение реконструкции народного хозяйства в Советской России было решающим условием для преодоления вековой экономической отсталости многих народов СССР и главным условием обеспечения технико-экономической самостоятельности страны.

Кроме внешних, существовали и внутренние проблемы. Так, особенно остро стояли вопросы безработицы, многоукладности экономики, отсталости некоторых национальных районов, финансовые трудности, слабая работа транспорта, промышленности, отсутствие единого торгово-экономического пространства и др.

Вследствие такого международного и внутреннего положения Советской власти пришлось искать новые способы и средства решения сложных экономических задач, таких как источники финансирования, материально-техническое и энергетическое обеспечение промышленного производства, создание новых отраслей производства и др.

Отказ от рыночной экономики во второй пол. 20-х гг. в СССР привел к использованию в управлении экономикой административных и командных методов, централизации и жесткому планированию работы предприятий, министерств и ведомств. Плановые индустриализация и коллективизация были вынужденным вариантом выхода из тяжелого экономического положения.

Осуществление политики индустриализации потребовало изменений в системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укрепились единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. Были образованы Наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. Безусловно, централизованное управление экономикой имело ряд преимуществ - распределение средств, учет и контроль, регламентация.

Положительными факторами в процессе строительства были социалистическая идеология, основные постулаты рабоче-крестьянского государства, которые позволяли использовать активный потенциал передовых слоев рабочего класса в решении вопросов обучения новых работников, роста их технического образования, воспитания в традициях коллективизма, взаимопомощи, повышения производительности труда, вовлечения их в управление производством.

Взятый на ХIV съезде ВКП(б) курс на индустриализацию был воплощен в директивах I пятилетнего плана (1928-1932 гг.). Его основными задачами были:

- превращение СССР из аграрной страны в индустриальную, экономически вполне самостоятельную и независимую от капиталистических стран;

- создание индустрии, способной перевооружить и реорганизовать все отрасли народного хозяйства на базе социализма;

- перевод значительной массы мелких и раздробленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного коллективного хозяйства;

- вытеснение капиталистических элементов, обеспечение победы социалистического сектора во всех отраслях народного хозяйства, построение экономического базиса социализма;

- укрепление обороноспособности СССР, создание для этого необходимых экономических и технических предпосылок;

- подъем материального и культурного уровня жизни советского народа, хозяйственный и культурный подъем отсталых районов и национальностей СССР;

Создание тяжелой промышленности и выполнение планов первой пятилетки было невозможно без модернизации промышленности Донбасса. На начало индустриализации он был единственной угольно-металлургической базой страны. Так, в 1928—1929 гг. из 40 млн. тонн добычи каменного угля по СССР Донбасс дал 30,7 млн. тонн (т. е. около 80% общесоюзной добычи).

Насущной задачей донецкого бассейна было обеспечение экономики страны топливом и металлом, что делало угольную промышленность ведущей отраслью в реконструкции народного хозяйства страны. За пять лет горняки должны были более чем вдвое увеличить добычу угля против 1913 г.

Значение региона определялось еще и тем, что его шахты давали ценные марки высококачественного угля для металлургической, коксохимической промышленности, транспорта и электростанций. Удельный вес бассейна в топливном балансе страны к началу первой пятилетки составлял 65,5%. Донецкий уголь обеспечивал потребности в топливе промышленности СССР на 59%, железнодорожного транспорта на 26,4%, электростанции на 4,5%.

Задачу модернизации угольной отрасли предполагалось решить ускоренной реконструкцией старых шахт, постройкой новых мощных угольных предприятий и внедрением новой техники, технологии, механизацией труда. Масштабный рост добычи угля был невозможен без полной механизации шахт. С учетом этой генеральной линии в Донбассе в 1930 г. был разработан план механизации шахт.

В выполнении плана механизации шахт нужно было обеспечить шахты необходимым количеством новейшей горной техники - врубовыми машинами, отбойными молотками, конвейерами, электровозами, погрузочными машинами. Также необходимо было добиться полного использования имевшегося оборудования и обучить техническому минимуму рабочих, обслуживавших механизмы. Следовало максимально использовать передовой опыт отечественной и зарубежной промышленности.

Уже с 1925 г. в угольную промышленность Донбасса направлялись огромные средства. Так, из общей суммы капитальных затрат по общесоюзным трестам на долю «Донугля» пришлось в 1925-1926 гг. – 87%, в 1926-1927 гг. – 86%, и в 1927-1928 гг. 82% общих ассигнований.

Серьезную помощь Донбассу в обеспечении угольной промышленности новой техникой оказали предприятия Ленинграда и других городов страны. Заводы, выпускающие пневматические отбойные молотки, угольные комбайны и другое оборудование постоянно увеличивали производство технической продукции для шахт Донбасса. Показательной была работа Ленинградского завода «Светлана», выпускающего рудничные лампы. Если в 1929 г. ежемесячно коллектив завода изготавливал 5 тыс. ламп, то в 1930 – уже 100 тыс., а в четвертом квартале этого же года – 500 тыс. рудничных ламп. Это позволило прекратить их ввоз из-за границы. Отпала необходимость и в импорте отбойных молотков, производство которых освоил и наращивал Ленинградский завод «Пневматик».

В 1931 г. рабочие Ленинграда и Москвы прислали рабочим Сталинского округа 120 мастерских холодных инструментов и эшелон стандартных домов.

С течением времени новую горную технику стали производить и донецкие заводы. Так, после коренной реконструкции Горловский машиностроительный завод стал выпускать отечественные врубовые машины. Шахтные подземные машины, и другое горное оборудование стал изготавливать Сталинский машиностроительный завод, электровозы и вагонетки – Торецкий машзавод.

Большой вклад в разработку конкретных планов реконструкции тяжелой промышленности в Донбассе внес молодой Донецкий горный институт. Он стал крупным научно-техническим центром модернизации угольной промышленности Донбасса. Ученые института вели исследовательскую работу в тесной связи с производством и решением кадровых задач производственной сферы.

Профессоры ДГИ, как опытные специалисты принимали активное участие в проектировании новых шахт и предприятий, которые строились в регионе, и в целом по стране. Ученые проводили технические экспертизы, выполняли исследовательские работы согласно заключенным договорам с предприятиями, ведомствами, министерствами. В 1928 г. ученые института, выполняя договор с трестом «Донуголь» о проведении исследовательских работ по надзору, анализу и контролю над сохранением угля и антрацита пласта шахт №29/3, занимались научной разработкой этой темы.

В 1929 г. профессор ДГИ Э.Ф. Меллер составил проект системы разработки Смоляниновского пласта шахт №29/32 Рутченковского рудоуправления, спроектировал шахты №2 «Софья», «Вертикальная», «Владимир», «Ново-Чайкино», профессоры Э.Ф. Меллер, С.С. Герчиков и А.Я. Белявский подготовили решение о закладке восьми шахт в Анжеро-Судженском, Кемеровском, Прокопьевском, Артемовском и др. районах СССР.

Фактически не было вопросов, которые рассматривались бы без ученых Донецкого горного института.

Масштабный рост горного производства требовал такого же роста рынка труда. Однако ситуация с рынком рабочей силы в регионе была сложной, наблюдалась острая ее нехватка. Так, в 1930 г. недостаток горнорабочих на шахтах Сталинского округа составлял 14900 человек, Луганского - 14 тысяч, Артемовского - 12 тыс. И это несмотря на то, что в регионе сохранялась естественная миграция населения, при которой только в 1928 г. в Сталинский и Артемовский округа ежемесячно прибывало 4 тыс. безработных.

Главным источником пополнения рабочего класса стало крестьянство. С начала 30-х гг. в условиях коллективизации проводились организованные наборы рабочей силы, вербовки, мобилизации комсомольцев и другие мероприятия предусматривающие планомерный перевод рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность.

Наиболее масштабным был набор на шахты Донбасса в 1930 г. который составил 85 тыс. чел. Однако недостатком такой политики стала большая текучесть завербованных. Не все крестьяне могли работать в лавах под землей и спустя неделю многие бросали работу. Так, из этих 85 тыс. человек 46800 ушли с шахт, а из 31562 мобилизованных комсомольцев – ушло 16183 человека. В 1931 г. в IV квартале в Донбасс прибыло еще 65 тыс. завербованных крестьян из Украины, Белоруссии, РСФР, Татарии, Закавказья. Это были неквалифицированные работники, которых необходимо было еще обучать рабочим навыкам в течение определенного времени.

Во второй и третьей пятилетках число оргнаборов стало сокращаться, а основная ставка пополнения рабочего класса была сделана на школы ФЗО (фабрично-заводского обучения), готовивших уже квалифицированных рабочих. К 1940 г. выпускники ФЗО составляли уже около 30% прибывших на предприятия рабочих.

Слабая техническая подготовка набранной рабочей силы в условиях реконструкции промышленности стала серьезной проблемой в выполнении планов пятилетки.

Новых рабочих необходимо было обучить не только горной профессии, но еще и научить работать с новой техникой. В повышении квалификации рабочих важное место занимала передача опыта передовыми забойщиками, которые учили их работе на основе новых технологий.

Для ознакомления новых кадров с условиями и методами труда на шахтах в Донбассе впервые начали действовать имитационные лавы и установочные штреки, были созданы профтехнические курсы, ФЗУ и горные промышленные училища. Кроме того, для подготовки квалифицированных рабочих была расширена сеть курсов Центрального института труда, курсов мастеров врубовых машин и было значительно увеличено число бригад индивидуального обучения.

Массовое обучение рабочих работе с новой техникой и повышение квалификации происходило на различных курсах, которые были организованы на предприятиях и при Донецком горном институте. Большую помощь в решении этой задачи оказывали специалисты – инженеры, техники, студенты старших курсов ДГИ. После работы горняки учились работать отбойными молотками, на врубовых машинах, комбайнах, сдавали «технический минимум».

Планы реконструкции и модернизации тяжелой промышленности в Донбассе в годы первой пятилетки могли быть выполнены только при наличии необходимой численности инженерно-технических кадров. Однако промышленность испытывала в них острый недостаток. Значительная часть прежних представителей ИТР после гражданской войны оказалась на Западе.

Поэтому в Донбассе необходимо было создать свою научно-техническу

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: