Тема II. Наука как исторический феномен
Зададимся вопросом: когда возникла наука? Трудность ответа на этот вопрос состоит прежде всего в определении самого содержания понятия «наука », в попытке вычленить ее основные черты. Когда речь идет об исследовании истоков науки, то границы того, что мы называем сегодня «наукой» со всей очевидностью расширяются до границ «культуры». История человечества позволяет осознать, что современная наука уходит в своих истоках в древние пласты человеческой культуры. Можно предложить такое сравнение - историк науки, ищущий ее культурные истоки, похож на географа, исследующего те участки реки, которые еще вовсе не река (ручьи, болота, возвышенности и т.п.), но без которых ее не было бы.
В современных условиях наука выступает как целое семейство научных дисциплин. Одни из которых совсем молоды (кибернетика, математическая лингвистика или, скажем, молекулярная генетика). Другие появились в XIX веке (статистическая физика, электродинамика, физическая химия, социология). Третьи - в Новое Время (например, математический анализ, аналитическая геометрия, динамика). Отдельные науки уходят своими корнями в Античность или даже в более отдаленные времена (геометрия, астрономия, география, история).
Как здесь отделить существенные события от «фоновых», следствия — от их причин? Историки науки предлагают различные ответы на вопрос о дате и месте рождения науки в зависимости от того, какую теоретическую модель науки они принимают, какому течению в рамках философии науки принадлежат или неявно следуют. Сразу отметим, что определение даты и места рождения науки - это вопрос дискуссионный для сообщества профессиональных историков науки, здесь нет полного согласия. Можно выделить, по крайней мере, пять точек зрения на этот вопрос. Познакомимся кратко с каждой из них.
1. Эта точка зрения исходит из того, что наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Тогда отсчет времени надо вести с каменного века, с тех пор, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начинает накапливать и передавать другим знания о мире. Известный историк науки Джон Бернал в своем фундаментальном труде «Наука в истории общества» пишет: «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека; их показывают и им подражают, но не изучают досконально... Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами — из ремесел и обычаев наших предков»[1].
2. Многие ученые называют другую дату: наука рождается примерно двадцать пять веков назад (примерно V в. до н.э.) в Древней Греции. Именно в это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы изучения природы, появляются не только начальные образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы. Наука понимается этими историками как сознательное, целенаправленное исследование природы с ярко выраженной рефлексией о способах обоснования полученного знания и о самих принципах познавательной деятельности. Руководствуясь этой точкой зрения, можно сказать, что наука - это особый вид знания. И не просто знания, а знания с его обоснованием. Ведь известно, что в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Поэтому вполне справедливо считать, что столь специфическое духовное явление возникло в городах-полисах Греции, истинном очаге европейской культуры.
3. Третья точка зрения относит дату рождения науки к гораздо более позднему времени, к периоду расцвета средневековой культуры Западной Европы (XII - XIV вв.). Наука, считают они, возникает в тот период, когда была переосознана роль опытного знания, что связано с деятельностью английского епископа Роберта Гроссета (1168-1256 гг.), английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214— 1292 гг.), английского теолога Томаса Брадвардина. Эти оксфордские ученые, математики и естествоиспытатели, призывали исследователя опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции, что составляет важнейшую черту современного научного мышления. Математика, по выражению Роджера Бэкона, является вратами и ключом к прочим наукам. Характерной чертой этого периода в развитии духовной культуры Западной Европы была также начинающаяся критика исследовательской программы аристотелизма, долгие века господствовавшего в природоздании. Как видим, эта точка зрения противоположна изложенной выше. Она связывает рождение новоевропейского естествознания, а тем самым и науки вообще с постепенным освобождением научного мышления от догм аристотелианских воззрений, т.е. с бунтом против философского спекулятивного мышления.
4. Большинство же историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI - XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с появлением науки, являются, конечно, работы Исаака Ньютона. Наука в таком понимании это новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Рождение науки здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В этот же период складывается новый тип отношения между физикой и математикой, плодотворный для обеих областей познания. Подчеркнем, что в XVII веке происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института: в 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, а в 1666 г. - Парижская Академия наук.
5. Наконец, отдельные исследователи сдвигают дату рождения современной науки на еще более позднее время и называют конец первой трети ХIХ в. Такого мнения придерживаются те, кто считают существенным признаком современной науки совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Первенство здесь принадлежит Германии, ее университетам. Новый тип обучения предлагается после реформ Берлинского университета, происходивших под руководством реформатора образования Вильгельма Гумбольдта. Эти идеи были реализованы в наибольшей степени в лаборатории известного химика Юстуса Либиха в Гисене. Принципиальное своеобразие ситуации состоит в том, что именно здесь происходит оформление науки в особую профессию. Рождение современной науки связано поэтому с возникновением университетских исследовательских лабораторий, привлекающих к своей работе студентов, а также с проведением исследований, имеющих важное прикладное значение. Новая модель образования в качестве важнейшего следствия для остальной культуры имела позиционирование на рынке услуг таких товаров, разработка и производство которых с необходимостью предполагает доступ к научному знанию. Действительно, именно с середины XIX в. на мировом рынке появляются удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары... Этот процесс превращения интеллектуальной деятельности в профессию завершает ее становление как современной науки. Теперь научно-исследовательская деятельность становится устойчивой социокультурной традицией, закрепленной множеством осознанных норм, - делом столь серьезным, что государство берет на себя некоторые заботы о поддержании этой профессии на должном уровне, причем это делается в порядке защиты общенациональных интересов.
Тайна рождения науки
Зададимся еще одним вопросом: является ли возникновение науки некоторой «жесткой» закономерностью в развитии человеческой истории? Могут ли отдельные цивилизации, обладая развитым познанием и технологическими навыками, не породить такой социальный институт как наука? В большинстве своем историки науки согласны с тем, что такое возможно. В самом деле – в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Центральной и Южной Америке доколумбовой эпохи существовали великие цивилизации, накопившие гигантский и по-своему оригинальный опыт производственных навыков, ремесел и знаний, но не создавшие науки в современном смысле слова. В чисто технологическом плане Поднебесная империя Китая серьезно обгоняла западноевропейскую цивилизацию вплоть до XV века. Как известно, Китай дал миру порох, компас, книгопечатание, механические часы и технику железного литья, фарфор, бумагу. Китайцы также смогли развить великолепную технику вычислений и применить ее во многих областях практики.
По мнению известного английского историка науки Джозефа Ниддама, между I в. до н.э. и XV в. н.э. с точки зрения эффективности приложения человеческих знании к нуждам человеческой практики китайская цивилизация была более высокой, чем западная[2]. Но науки как таковой эта империя не создала. Тоже самое мы можем сказать о Древнем Вавилоне. Последний создал развитую арифметику, на которой базировались тонкие геометрические измерения и обработка астрономических наблюдений. Вавилонская астрономия, в свою очередь, была средством государственного управления и регулирования хозяйственной жизни: она была нужна прежде всего для составления календарей и предсказания разлива рек. Хорошо также известно, что учителями древних греков в области математики и философии были прежде всего египтяне, которые сумели передать им многое из того драгоценного познавательного опыта, который был накоплен в Вавилоне и Месопотамии, добавив при этом то, что было накоплено ими самими. Зададимся вопросом: как можно объяснит, что наука могла появиться именно в Древней Греции?
Как было отмечено выше, научное познание мира - это не просто объяснение его устройства, которое дает, между прочим, и миф, и не просто некие технологические предписания, которые могут вырабатываться, опираясь на указания мифа или практическую повседневную жизнь, и выступать всего лишь «побочным продуктом» магических и ритуальных действий религиозного содержания. Подчеркнем, что ни миф, ни технология сами по себе никогда не превращаются в науку. Каким же образом мог произойти этот духовный скачок, связанный со становлением науки?
Историк античной науки И.Д.Рожанский в этой связи справедливо отмечает, что в странах Ближнего Востока математические, астрономические, медицинские и иные знания имели прикладной характер и служили только практическим целям. Греческая наука с момента своего зарождения была наукой теоретической; ее целью было отыскание истины, что определило ряд ее особенностей, оставшихся совершенно чуждыми восточной науке[3].
К таким особенностям можно отнести следующие:
1. Ни вавилоняне, ни египтяне не проводили различия между точными и приближенными решениями математических задач. Любое решение, дававшее практически приемлемые результаты, считалось вполне приемлемым, напротив, для греков имело значение только строгое решение, полученное путем логических рассуждений.
2. Вавилонские астрономы умели наблюдать и предсказывать многие небесные явления, включая расположение пяти планет, но они не ставили вопроса о том, почему эти явления повторяются. Для греков же именно этот вопрос был основным, и они начали строить модель Космоса. Первичным источником космологических учений для греческих мыслителей были, конечно, восточные мифы (например, идея первичного бесформенного или неопределенного состояния Вселенной, чаще всего представлявшегося в виде водной бездны), однако в греческом контексте египетский миф претерпевает такую трансформацию, что становится уже философией, т.е. учением, которое приобретает черты рационализированного рассуждения, выводы которого, стало быть, можно опровергнуть и т.п.
Чем же обусловлена эта кардинальная духовная мутация, произошедшая в Античной Греции? Этот переворот отнюдь не случайно именуется «греческим чудом», поскольку в течение очень небольшого исторического периода маленькая Эллада стала лидером среди народов средиземноморского бассейна, опередив более древние и могущественные цивилизации Востока. Это время великого перелома в жизни греческого общества, эпоха освобождения от власти родовых вождей, возникновения самоуправляющихся городов-полисов, интенсивного развития мореплавания, торговли. С точки зрения политической, это эпоха зарождения такой формы государственного устройства, которая самими же греками была названа «демократией». Социальная активность народа, невиданное и ранее невозможное в условиях восточных деспотий участие его в управлении социальной жизнью, требовало соответствующих форм духовного выражения, и они были удачно найдены.
Греческие полисы стихийно создали формы жизни, обеспечивающие возможность открытой коммуникации и информационного обмена. В центре города-полиса располагалась агора — рыночная площадь. Это было место, на котором происходило народное собрание, но оно было и рынком, где продавались припасы и ремесленные изделия. В приморских городах, например в Милете, агора находилась близ гавани. Постепенно вокруг центральной площади начали концентрироваться различные общественные здания и храмы. Широкое обсуждение текущих дел, выбор должностных лиц, открытый суд вполне естественно приводили к столкновению мнений и интересов. Как можно предположить, следствием было появление ораторского искусства, которое в кратчайшие сроки достигло высот совершенства. Известно, что искусство оратора — это искусство убеждения в условиях, когда каждый вправе сомневаться, требовать необходимых в данном случае доказательств, задавать вопросы или возражать. Конечно, подобное абсолютно невозможно во время, скажем, религиозной проповеди, школьного урока или в условиях, когда отдает какие-либо «ценные» распоряжения высокое должностное лицо. И в этом смысле вполне естественно, что в лоне ораторского искусства родилась наука логика.
В правилах «чистой рациональности», законах логики, оказались навсегда скрыты возбужденные крики толпы и яркое красноречие ораторов, но именно там - в спорах об общественных работах, о ценах на какие-либо товары, о виновности подсудимого и множестве других вопросов - получили они свой исток. Логика греков, таким образом, с самого начала носила характер диалога, логики спора; она была механизмом человеческою общения в условиях, когда традиционные, мифологические координаты общественной жизни уже пришли в упадок. В дальнейшем эти правила стали не только нормами коммуникации, но и правилами мышления вообще. Приведенный выше материал, думается, дает основание заключить, что наука (как рациональное мышление) и демократия связаны изначально.