РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.
1.Фамилия, Имя _______________________________________________________________________________________________
2. Дата рождения ______________________________________________________________________________________________
3. Ф.И.О. родителей: мать _______________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________________________________
4. Форма ДЦП _________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
5. Заключение психоневролога: __________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
6. Анамнез:
· Характер беременности (токсикоз, падения, хронические и инфекционные заболевания, др.) _____________________________________________________________________________________________________
· Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, др. осложнения) ___________________________________
· Вес при рождении _________________, рост _____________________
7. Раннее психомоторное развитие:
· Заболевания, перенесенные до года ______________________________________________________________________
· Заболевания, перенесенные после года ___________________________________________________________________
· Ушибы, травмы головы ________________________________________________________________________________
· Судороги при высокой температуре (да, нет)
8. Речевой анамнез:
гуление | лепет | первые слова | первые фразы | прерывалось речевое развитие | |
Сроки появления | да, нет |
9.Общая моторика _____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________
10. Состояние мелкой моторики руки (Проба ЗАЗЗО)________________________________________________________________
Ведущая рука | подвижность | удержание позы | переключаемость | тремор | синкинезии |
Левая | |||||
Правая |
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Губы - толстые, тонкие, короткие, расщелина. Подвижность – улыбка, трубочка.
2. Зубы – редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы.
3. Твердое небо – высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
4. Мягкое небо – укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
5. Прикус – прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой открытый, косой.
6. Язык – массивный, маленький, укороченная уздечка.
· Подвижность – широкий _____, узкий ______, вверх _______, вниз ______, маятник ______.
· Переключение – широкий – узкий _____, вверх-вниз _____, облизать верхнюю губу _____, пощелкать______.
· Удержание позы _________
· Тремор _________
· Синкинезии ________
7. Саливация _____________________________________________________________________________________________________________
8. Состояние мимической мускулатуры
· Закрыть один глаз ______________________________________________________________________________________________________
· Равномерно поднять брови _______________________________________________________________________________________________
· Надуть щеки ___________________________________________________________________________________________________________
· Оскал-хоботок__________________________________________________________________________________________________________
· Сглажены ли носогубные складки_________________________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
1. Выразительность - невыразительная, маловыразительная, выразительная.
2. Тембр – голос тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, хриплый, назальный оттенок.
3. Дыхание – верхнегрудное, диафрагмальное.
4. Темп и ритм – замедленный, быстрый, средний, ритмически оформлена,/ не оформлена/.
5. Дикция – четкая, нечеткая, смазанная.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
1. Как тебя зовут?______________________________________________________________________
2. Сколько тебе лет?____________________________________________________________________
3. Есть ли у тебя друзья?________________________________________________________________
4. Как зовут твоего друга?_______________________________________________________________
5. Как зовут твоего учителя? ____________________________________________________________
6. Основные цвета: белый ________, чёрный ________, синий _______, красный _______, зеленый_______,жёлтый________.
7.Оттеночные: оранжевый_______, голубой _______, фиолетовый________, серый_______, розовый________.
8.Ориентация во времени: время года _______, месяц_______, день недели ________, вчера_______, завтра_______, утро_______, день_______, вечер________, ночь________.
9. Ориентация в пространстве: верх _______, низ_______, право________,лево_______
ПОНИМАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1.Понимание логико-грамматических отношений:
Учебный год | ||||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
Покажи карандаш ручкой | ||||||||||
2. Скажи что верно:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Весна бывает перед летом или лето перед весной | ||||||||
Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? | ||||||||
Сашу ударил Коля. Кто драчун? | ||||||||
Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | ||||||||
Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? | ||||||||
3. Верификация предложений:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Собака вышла в будку | ||||||||
Солнце освещается землёй | ||||||||
4.Составление предложений:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Мальчик, открыть, дверь | ||||||||
Девочка, читать, книга |
5. Добавление предлогов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Лена наливает чай … чашку. | ||||||||
Лодка плывет …озеру. | ||||||||
Птенец выпал … гнезда. |
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ
Сентябрь учебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Майучебный год | ||||||||||||||||||||||
Я | Е | Ё | Ю | Й | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ч | Ш | Щ | Ж | Л | ЛЬ | Р | РЬ | |||||
Дифференциация звуков в спонтанной речи
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
с-ш | ||||||||
ж-з | ||||||||
ц-с | ||||||||
ц-ть | ||||||||
ч-ть | ||||||||
ч-щ | ||||||||
щ-сь | ||||||||
л-р | ||||||||
а-я | ||||||||
о-ё | ||||||||
э-е | ||||||||
у-ю | ||||||||
ы-и |
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
И НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
1.Повторение гласных:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
а э о | ||||||||
у и о | ||||||||
э о у | ||||||||
у и о э |
2. Повторение слогов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
та-да-та | ||||||||
ба-па-па | ||||||||
са-ша-ша | ||||||||
за-жа -за | ||||||||
ка – ка–га | ||||||||
ва – фа – ва | ||||||||
кот – год – ход | ||||||||
том – дом – ком |
3. Выделение гласного звука:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Первого: аист уткаиглы | ||||||||
В середине: кот шар кит лук | ||||||||
В конце: шары ручка окно |
4. Выделение согласного:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Первого: нога водаконь | ||||||||
В середине: Оля Яша Ира | ||||||||
В конце: двор дом сок |
5. Определение количества:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
слогов | ||||||||
гласных | ||||||||
согласных | ||||||||
звуков в слове |
6. Воспроизведение слов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
строительство | ||||||||
часовщик | ||||||||
милиционер | ||||||||
серпантин | ||||||||
репетиция | ||||||||
аквариум | ||||||||
аттракцион |
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ
1. Предметный словарь:
Учебный год | ||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май |
мотоцикл | ||||
пылесос | ||||
клумба | ||||
метро |
2.Уровень обобщений:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
свитер, платье, шорты, юбка, колготки | ||||||||
сапоги, туфли, тапочки, валенки | ||||||||
блюдце, сковорода, ложка, тарелка | ||||||||
шкаф, стол, кресло, тумбочка | ||||||||
помидор, морковь, репа, капуста | ||||||||
яблоко, персик, груша, лимон | ||||||||
кошка, корова, волк, ёж | ||||||||
голубь, утка, воробей, орел | ||||||||
автобус, поезд, самолет, катер |
3.Словарь признаков:Подбор прилагательных:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Лимон, какой? | ||||||||
Платье, какое? | ||||||||
Лента, какая? |
Подбор анонимов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
широкий | ||||||||
веселый | ||||||||
длинный | ||||||||
светлый | ||||||||
высокий | ||||||||
больной | ||||||||
худой |
Подбор синонимов:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
прямой | ||||||||
влажный | ||||||||
холодный | ||||||||
печальный |
Образование относительных прилагательных:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Матрешка из дерева | ||||||||
Сумка из кожи | ||||||||
Ручка из пластмассы | ||||||||
Сок из клюквы |
Образование притяжательных прилагательных:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Чей хвост? | ||||||||
Чей дом? |
4. Детеныши:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
У кошки | ||||||||
У козы | ||||||||
У курицы | ||||||||
У собаки | ||||||||
у коровы | ||||||||
у овцы | ||||||||
у лошади | ||||||||
у медведя |
5. Глагольный словарь:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Что делает? Повар | ||||||||
Врач | ||||||||
учитель | ||||||||
почтальон |
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Что делают? Ножницами | ||||||||
Пилой | ||||||||
Рубанком | ||||||||
топором | ||||||||
клещами | ||||||||
иглой |
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Чем? колет | ||||||||
шьет | ||||||||
копает | ||||||||
режет | ||||||||
вышивает | ||||||||
моет |
ГРАМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
1. Образование множ. числа имени сущ. и родит.падежа множ. числа:
Учебный год | |||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |
дом | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
стул | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
ведро | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
ухо | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
воробей | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
утёнок | Есть два | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
пчела | Есть две | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти | |||||||||
оса | Есть две | ||||||||
Нет двух | |||||||||
Есть пять | |||||||||
Дать пяти |
2. Префиксальное словообразование:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
шел | ||||||||
ехать | ||||||||
летел | ||||||||
лить |
3. Суффиксальный способ словообразование:
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
мяч | ||||||||
стол | ||||||||
дом | ||||||||
снег | ||||||||
дерево |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1.Составление рассказа по картине
1.Сентябрь год _______________________ картина______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год ___________________________ картина______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ
1.Сентябрь год _______________________ название текста _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май год _______________________ название текста _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧТЕНИЕ
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Количество слов в минуту | ||||||||
Техника чтения | ||||||||
Количество ошибок | ||||||||
Понимание прочитанного | ||||||||
Выразительность | ||||||||
Пересказ | ||||||||
Ошибки ударения |
Техника чтения: побуквенное, послоговое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, с искажениями, с перестановкой букв, слогов, слов, монотонное, выразительное.Пересказ: полный, краткий, последовательный, логический, соответствующий тексту.
ПИСЬМО
Образцы диктантов, списывания, изложения. Анализ ошибок (выписка из протокола)
Учебный год | ||||||||
месяц | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Количество ошибок | ||||||||
Пропуски | ||||||||
Оптических | ||||||||
Фонематических | ||||||||
Выделения речевых единиц | ||||||||
Орфографических |