Проектирование технологических операций и переходов




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА

 

 

Кафедра «Технология машиностроения»

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ: МАРШРУТНЫХ, ОПЕРАЦИОННЫХ, ЭСКИЗОВ И КОНТРОЛЯ

Методические указания для практических занятий, курсового, дипломного проектирования и самостоятельной работы студентов по дисциплинам «Основы технологии машиностроения», «Технология машиностроения» специальностей 130602.65 – Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов, 151001.65 – Технология машиностроения, 151002.65 – Металлообрабатывающие станки и комплексы, 150202.65 – Оборудование и технология сварочного производства, 240801.65 – Машины и аппараты химических производств всех форм обучения

 

Часть 1

 

Тюмень, 2010


Утверждено на заседании кафедры «Технология машиностроения»

 

 

Протокол №____ от «____» _________________ 2010г.

 


Составители Парфенов В.Д., доцент, к.т.н.

Сапронова Н.Н., ассистент

 


 

 


 

 

  © Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка технологической документации является заключительным этапом проектирования технологического процесса. Стандартами ЕСКД предусмотрены следующие виды технологической документации: маршрутная карта, операционная карта, карта эскизов, документы технического контроля.

Кроме перечисленных, для оформления технологических процессов применяют расчетно-технологические карты для обработки деталей на станках с ЧПУ, материальные ведомости, ведомости оснастки, технологические инструкции, спецификации технологических документов и пр.

В данном методическом пособии рассматриваются правила оформления маршрутных карт, операционных карт, карт эскизов, документов технического контроля.

Проблема: единство оформления технологической документации.

Цель: научится правильно оформлять технологическую документацию, а в частности маршрутные карты, операционные карты, карты эскизов, документы технического контроля.

Задачи:

1. Ознакомиться с требованиями к оформлению маршрутных карт, операционных карт, карт эскизов, документов технического контроля.

2. Формирование структуры операции, определение последовательности переходов, выбор средств технологического оснащения, назначение режимов резания и припусков, состава СОЖ, расчет ожидаемой точности механической обработки, определение наладочного размера, расчет штучного вре­мени, назначение разряда рабочего, разработка и заполнение ком­плекта технологической документации.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Основные положения

 

Разработка технологического процесса механической обработки детали заканчивается составлением и оформлением комплекта документов технологического процесса.

Состав и формы карт, входящих в комплект документов, зависят от вида технологического процесса (единичный, типовой или групповой), типа производства и степени использования разработчиком средств вычислительной техники и автоматизированной системы управления производством.

По степени детализации информации каждый из указанных видов технологических процессов предусматривает различное изложение содержания операции и комплектность документов.

В маршрутном технологическом процессе содержание операций излагается только в маршрутной карте без указания технологических переходов. Применяется в единичном и мелкосерийном типах производства.

В операционном технологическом процессе маршрутная карта содержит только наименование всех операций в технологической последовательности, включая контроль и перемещение, перечень документов, применяемых при выполнении операции, технологическое оборудование и трудозатраты. Сами операции разрабатываются на операционных картах. Применяется в крупносерийном и массовом типах производства.

В маршрутно-операционном технологическом процессе предусматривается краткое описание содержания отдельных операций в маршрутной карте, а остальные операции оформляются на операционных картах.

 

Проектирование технологических операций и переходов

 

В процессе проектирования операции решается следующий ком­плекс вопросов: формирование структуры операции, определение последовательности переходов, выбор или проектирование средств технологического оснащения, расчет режимов резания и припусков, назначение состава СОЖ, расчет ожидаемой точности механической обработки, определение наладочного размера, расчет штучного вре­мени, назначение разряда рабочего, разработка и заполнение ком­плекта технологической документации. [8; к.7]

Отдельная технологическая операция проектируется на основе принятого технологического маршрута, схемы базирования и закрепления детали на операции, сведений о точности и шероховатости поверхностей до и после обработки на данной операции, припусков на обработку, такта выпуска или размера партии деталей (в зависимости от типа производства). При уточнении содержания операции оконча­тельно устанавливается, какие поверхности заготовки будут обраба­тываться на данной операции.

При разработке последовательности и содержания переходов необходимо стремиться к сокращению времени обработки за счет рационального выбора средств технологического оснащения, числа переходов, совмещения основного и вспомогательного времени.

По числу устанавливаемых для обработки заготовок схемы опера­ций делятся на одно- и многоместные, а по числу инструментов на одно - и многоинструментальные. Последовательная или параллель­ная работа инструментов при обработке поверхностей заготовки, а также последовательное или параллельное расположение заготовок относительно режущих инструментов определяют схемы операций.

Могут быть операции с последовательным, параллельным и последовательно-параллельным выполнением переходов.

От числа устанавливаемых заготовок для одновременной обра­ботки зависит длительность их установки и съема. В отличие от мно­гоместных одноместные схемы обработки исключают совмещение времени на установку и снятие заготовки. При последовательных схе­мах нельзя совместить переходы в процессе обработки, а при парал­лельных и последовательно-параллельных имеется такая возмож­ность. Основное время, которое принимается в расчете, равно време­ни наиболее длительного перехода или их сумме.

Для количественной оценки схем построения операций служат:

коэффициент совмещения основного времени

, (1)

где — основное неперекрываемое время;

— сумма элементов переходов операции;

коэффициент совмещения оперативного времени

, (2)

где tв — вспомогательное неперекрываемое время;

— сумма всех элементов в операции.

При определении количества и последовательности технологиче­ских переходов используются таблицы среднеэкономических дости­жимых точностей обработки [7; к7, табл. 5.13...5.17].

В случае необходимости, для отдельных поверхностей численные величины погрешностей могут определяться расчетами точности и подетальных технологических цепей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: