Мотивация, введение в тему
Воспитатель приносит красивую коробку- шкатулку с чаем
- Как вы думаете что это?, Что там внутри? (чай)
- Для чего он нам нужен? (даёт силы, бодрость)
Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
- Самой древней и популярной традицией у русского народа является чаепитие.
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи. Главное в церемонии чаепития на Руси (помимо чая) является общение. За чашкой чая люди решали многие серьёзные проблемы, обсуждали новости, вели неспешные беседы, веселились. А самовар, кипящий на столе, создавал атмосферу уюта, благополучия и счастья. Самовар был гордостью семьи, считался сердцем дома.
- Хотите, я познакомлю вас с хранителем традиций чаепития на Руси – Самоваром Ивановичем?
(подводит детей к столу, на котором стоит старинный самова, украшенный баранками, на красивой скатерти)
- Здравствуй, Самовар Иванович, Как у тебя, дела, как здоровье? Мы пришли узнать, какие традиции были на Руси вовремя чаепития?
(воспитатель делает вид, что прислушивается к тому, что говорит самовар)
- Ребята, С. И. говорит, что с большим удовольствием нам поможет. В сундуке у него лежит книга в которой собраны все традиции русского чаепития, где же сундук?
(дети ищут сундук, и достают оттуда, обложку от книги, формат А3)
- С.И., что случилось, здесь только обложка, а где сама книга? (прислушивается)
- С.И. сказал, - Совсем забыл, что был сильный ветер и все страницы разлетелись.
-Ребята, поможем С.И.. мы найдём потерянные страницы и соберем книгу заново.
Поиск страниц и выполнение заданий.
2.1. Украшение салфетки
(дети находят первую страничку на ней нарисована белая салфетка, и в конверт находят элементы узора, рассматривают их, обсуждают, что они обозначают и украшают свои салфетки)
....................................................................................
2.2. Что необходимо для сервировки стола?
На странице конверт с картинками:
ü Конфетница
ü Сухарница
ü Пудреница
ü Мыльница
ü Чернильница
ü Перечница
ü Хлебница
ü Салатница
ü Сахарница
ü Молочник
ü Солонка
ü Соусник
(дети рассматривают картинки и выбирают, что необходимо для чаепития)
Или
(карточки с выше названной посудой и продуктами, соединить линией в какую посуду, что положим, напр., и тд.)
Или этот же вариант с мячом: - конфеты в конфетницу, хлеб в хлебницу
2.3. Угощение
-К чаю нужно обязательно подавать кусковой сахар и лимон, чтобы каждый сам мог добавить их в чай по вкусу. А ещё одна русская традиция пить чай в прикуску с чем-то сладким.
Давайте соберем разрезанные картинки и посмотрим с чем на Руси пили чай и угощали гостей.
(дети собирают картинки, разрезанные на 5 частей: лимон, сахарница с кусковым сахаром, пряник, сушка, сухарик, конфета, пирог, варенье. Воспитатель собирает картинку с изображением яблока, в конце должна спросить, почему у неё яблоко – Также было принято подавать кусочки свежих или сушеных фруктов, которые клали в чай как ароматную добавку)
Складывают картинки в конверт на листочке, ищут следующую страницу
- Давайте посмотрим, не осталось ли еще потерянных страниц?
2.4. Виды чая.
Рассматривают коробки с чаем: зелёный, чёрный, красный или цветочный
- Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский или китайский чай. Зелёный чай при таком чаепитии не подойдёт. А как вы думаете, что заваривали до появления чая на Руси.
- Заваривали высушенные душистые травы: мяту, зверобой, смородину, липу, малину. Это было и дешевле и полезнее. Сегодня такие напитки называют чайными бальзамами.
Проведём конкурс и узнаем, сможете ли вы угадать траву по запаху
Конкурс «Узнай траву»
В розетку положить лекарственные травы и разместить на столе (ромашка, мята, брусника, липа, смородина) отгадать название травы.)
Раскладываем траву в чайные мешочки
2.5. Способы заваривания чая
Наиболее «русским» считается способ, когда вода нагревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на верхнюю часть самовара и пьётся без добавления воды и сахара. Сладкое, при этом, едят вприкуску.
Во втором способе самовар не нужен, так как он заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой. Чай также не разбавляют водой.
.Есть и третий способ, который до сих пор популярен в России. Чай заваривается крепким, заварку разливают по чашкам, а затем добавляют туда горячую воду.
Давайте заварим чай одним из способов, что нам для этого понадобится?
У нас в чайной коробке (шкатулка, используемая вначале занятия) есть листовой чай, давайте его и заварим
(дети выбирают необходимые для заваривания предметы,
воспитатель показывает, как заваривать чай)
- Чайник обдается кипятком, засыпается заварка. Прикрыть на 5 минут крышкой и салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай изменит свой вкус. Три–пять минут чай упаривается. Потом чай "женят". Что это значит? Чай из заварочного чайника отливается в кружку. Затем он выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета.
- Давайте заполним нашу страницу (выкладывают из готовых карточек, алгоритм заваривания чая, последовательность действий)
2.6. Пока наш чай заваривается давайте поиграем в русскую игру-потешку “Чайничек”.
Слова этой песни игры поются, сопровождаемые движениями рук.
Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой…
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком.
3. Заключительная часть.
- Заигрались мы с вами и совсем забыли, что надо вернуть книгу С.И.. Скорее несите обложку, разложим все странички по-порядку.
- Что у нас на первой странице (дети раскладывают страницы, проговаривают, что узнали или что делали)
- Вот С.И. твоя книга, мы собрали все страницы, а пока собирали, много узнали о чайной традиции на Руси, спасибо тебе большое!
- Чувствуете, какой аромат пошёл, это наш чай заварился, давайте устроим чаепитие
Самовар кипит, баранки
На скатерти-самобранке
И конфеты, и печенье
И душистое варенье.
Приглашаем всех к столу на чаепитие
(идут сервировать стол, и дастся пить чай)