Дисциплина: История русской литературы, теория и методика обучения литературе




Вопросы

Для государственного итогового междисциплинарного экзамена

по специальности 050301.65 Русский язык и литература

Дисциплина: История русской литературы, теория и методика обучения литературе

1. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как социально-психологический роман. Система образов, своеобразие сатирических форм в романе.

2. Творческий путь М.А. Шолохова. «Тихий Дон» как роман-эпопея. Драматизм судьбы Григория Мелехова. Художественное мастерство писателя.

3. Жанр жития и основы его развития в древнерусской литературе. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

4. Творческий путь Н.А. Некрасова. Идейно-тематическое и художественное своеобразие его поэзии.

5. Своеобразие литературного процесса на рубеже ХХ - начала XXI века (реализм, постмодернизм, массовая литература)

6. Поэма «Двенадцать» в школьном изучении. Идейное содержание, образы поэмы.

7. Г.Р.Державин. Жанровое многообразие его творчества. Тематическое богатство од. Художественное новаторство Державина.

8. Творческий портрет одного из выдающихся представителей «возвращенной» литературы (А. Платонов, М. Булгаков, Е.Замятин) на уроке литературы в школе.

9. Периодизация творчества Н.А. Островского. Идейно-художественное своеобразие пьесы... (по выбору студента).

10. Литература русского зарубежья в школьной программе. Творческий портрет одного из ее представителей.

11. Сентиментализм. Его идейные и эстетические принципы. Проза Н.И. Карамзина.

12. А.М.Горький - драматург. Проблематика, образы, особенности творческого метода. Рассмотрение спорных образов и проблем пьесы «На дне» в школе. Пьесы Горького в литературоведении 20 века.

13. Романтизм как литературное направление в русской литературе 1 пол. XIX в., его историко-литературные источники и предпосылки, идейно-эстетическая система. Поэзия В.А. Жуковского: творческая эволюция поэта-романтика, его роль в развитии русской литературы. Анализ одного произведения (элегия, баллада).

14. Новаторство А.П. Чехова - драматурга. Особенности изучения драматического произведения в школе на примере «Вишневого сада».

15. Символизм как литературное направление конца 19 – начала 20 в.в. Творческий путь одного из представителей символизма.

16. Равзитие устной и письменной речи учащихся на уроке литературы.

17. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: жанр, проблематика, образы, композиция. Авторская позиция в романе.

18. Основные идеи, темы, образы творчества А.И. Куприна. Анализ одного из произведений на уроке литературы в школе.

19. Проблематика и художественное своеобразие прозы А.С. Пушкина. Ее значение для становления и последующего развития реалистической русской прозы. Анализ одного из прозаических произведений (по выбору).

20. Изучение жизненного и творческого пути писателя на уроках литературы.

21. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблематика и центральные образы.

22. Методические искания XIX-XXвв. Характеристика концепции литературного образования одного из методистов.

23. Основные темы и идейно-художественные особенности лирики А.С. Пушкина.

24. Сатира 20-30 –х г. ХХ века (М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров и др.)

25. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон», их проблематика, своеобразие романтического героя.

26. Основные этапы изучения литературных произведений в школе.

27. Основные темы и идейно - художественные особенности лирики М.Ю. Лермонтова.

28. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении.

29. Циклы повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и «Петербургские повести». Идейно-художественное своеобразие. Повесть «Шинель» - этапное произведение русской литературы.

30. Особенности литературного процесса 20-х годов ХХ века. Ведущие тенденции, многообразие творческих исканий в прозе, поэзии, драматургии.

31. Лирика Ф.И. Тютчева.

32. Методика изучения обзорных тем, их связь с монографическими темами.

33. Романы И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как трилогия.

34. Содержание и структура курса литературы в современной средней школе.

35. Особенности художественного метода Ф.М. Достоевского.

36. Литература Алтая. Характеристика творчества одного из ее представителей.

37. Проблемы, идеи, образы романов Ф.М. Достоевского.

38. В.М. Шукшин. Проблемы, образы, жанры.

39. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Проблематика, идейное содержание, система образов. Поэтика.

40. «Женская проза» рубежа XX-XXI вв. (Т. Толстая, Л. Петрушевская, Л. Улицкая и др.)

41. «Война и мир» Л.Н. Толстого: проблема жанра, система образов.

42. Нравственно-философские проблемы современности в творчестве В. Астафьева, В. Распутина и др.

1. Творческий путь Н.С. Лескова. Проблема идеала в его произведениях.

43. Творческий путь А.Т. Твардовского. Темы, образы, жанры его лирики.

44. Содержание и смысл понятия УНТ, фольклор. Специфика создания и бытования народной поэзии. Роды и жанры фольклора. Фольклор в школьном изучении.

45. А.П. Чехов. Этапы творческого развития. Своеобразие реализма.

46. «Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской и мировой средневековой литературы. Рассмотрение идейного содержания и художественной структуры «Слова...» на уроке литературы в школе

47. Лирика А. Фета.

48. Д.И. Фонвизин – драматург. Анализ комедии «Недоросль». Традиционное и новаторское в комедии. Комедия «Недоросль» на уроке литературы в школе

49. А.А. Блок. Тематика, лирический герой поэтических циклов. Творческий метод писателя.

50. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. Своеобразие творческого метода Гоголя-драматурга.

51. Акмеизм как литературное течение конца XIX – начала XX века. Творческий портрет одного из поэтов.

52. А. Болконский и П. Безухов – воплощение социально-философских, нравственно-психологических исканий Л.Н. Толстого. Средства раскрытия образа на уроке литературы в школе.

53. Творческий путь А.А. Ахматовой. Основные мотивы лирики.

54. Художественное мастерство И.А. Крылова – баснописца в школьном изучении

55. М.И. Цветаева. Своеобразие художественного пути, многообразие темати

56. ки.

57. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в школьном изучении.

58. Творческий путь О. Мандельштама.

59. Художественное отражение общественной и идейной жизни 40-50-х г.г. XIX в. в романах И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Типологические особенности тургеневского романа.

60. Творческий путь М. Горького. Эволюция художественного метода.

61. Проза И.А. Бунина. Идейно-художественное своеобразие. Анализ одного из произведений (по выбору).

62. Современная поэзия. Творческий портрет одного из поэтов.

63. Своеобразие творческих исканий Л. Андреева. Гуманистическая направленность творчества писателя. Анализ одного из произведений.

64. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. Принципы, задачи, этапы, формы работы.

65. Возникновение и развитие летописания в Древней Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник общерусского и мирового значения.

66. Творческая эволюция С. Есенина. Особенности поэтического мастерства. «Анна Снегина».

67. Своеобразие русского классицизма, его идейные и эстетически принципы. Поэзия М.В. Ломоносова. Ее проблематика, идейный пафос, художественный метод и стиль.

68. Творческий портрет М.А. Булгакова.

69. В. Маяковский. Основные темы, образы, художественное новаторство.

70. Виды работ по усвоению текста художественного произведения в средней школе.

71. Русская историческая проза ХХ века. Эпоха, народ, личность в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»

72. Специфика изучения лирического произведения в школе.

73. М.Е. Салтыков-Щедрин. Новаторство и своеобразие его сатиры. «Сказки».

74. Тема Великой Отечественной войны в литературе 50-90-х годов ХХ века.

75. «Отцы и дети» как разновидность нового романа. Особенности его структуры. Образ разночинца-демократа в изображении И.С. Тургенева и оценке современников (Писарев и др.)

76. Человек и природа в литературе ХХ века.

77. Общественно-нравственная направленность и художественное многообразие поэзии 60-70-х годов ХХ века. Творческий портрет одного из поэтов.

78. К.Г. Паустовский и М.М. Пришвин в школьном изучении.

79 Футуризм как литературное течение.

80 Творческий портрет одного из современных писателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: