Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
1) ст. 9 – ч. 1 земля используется и охраняется в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории. ч.2 земля может находиться в частной, государственной, муниципальной формах собственности.
2) ст. 35 – закреплено право частной собственности, в том числе и на землю.
3) ст. 36 – ч.1 граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; ч.2 свобода владения, пользования и распоряжения землей может быть ограничена в интересах защиты окружающей среды, прав и законных интересов иных лиц; ч.3 сделана ссылка на ЗК, определяющий условия и порядок пользования землей.
4) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
5) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
6) Исходя из пп. «в», «д», «к» ч. 1 ст.72, чч. 2, 5 ст.76, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, по этим вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, в случае такого противоречия действует федеральный закон.
++ Конституционные основы земельного законодательства.
Конституция РФ является основным и важнейшим источником всех отраслей российского права. Будучи законодательным обобщением достигнутого, Конституция вместе с тем выступает нормативной программой совершенствования общественного и земельного строя.
Статья 9 Конституции РФ требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой же статье определены возможные формы собственности на землю. Она может находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст.36 собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам.
Поскольку вопрос владения, пользования и распоряжения землей, как предусмотрено ст.72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствии с федеральным законом.
К этим вопросам ст.72 Конституции относит также: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе земельной.
Решение остальных вопросов в области рационального использования и охраны земель Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации.
Поэтому в ст.73 Конституции РФ записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".
Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ст.ст.130, 131, 132).
Важным источником земельного права являются конституции республик в составе РФ, которые принимаются на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить. В конституциях республик учитываются национальные и местные особенности народного хозяйства и культуры каждой республики, а вместе с тем и задачи земельного законодательства в области рационального распределения, использования и охраны земельных богатств.
1) Земли используются и охраняются как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2) К предмету совместного ведения РФ и субъектов отнесены вопросы ведения, пользования и распоряжения землями, а также земельное законодательство.
3) Формы собственности на землю (государственная, муниципальная, частная и иные виды собственности)
Иных пока нет, а если будут, то установлены в ГК.
4) Права граждан на землю
- иметь в частной собственности землю.
- собственником ведение осуществляется свободно, если не нарушает и не причиняет вред окружающей среде.