Методика урока работы над ошибками.




Учитель заводит тетрадь учёта пробела знаний. В тетрадях детей учитель подсчитывает количество ошибок (по определённым правилам, в которых дети допускают больше всего ошибок. Например: правописание Ь и Ъ знака).
На данное правило подбирается соответствующий речевой материал.
Все допущенные детьми ошибки прорабатываются коллективно. Описки исправляются детьми самостоятельно.

Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упр. Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых были ошибки, для различных видов обучающих работ.

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. В чем, на Ваш взгляд, несовершенство работы над правописанием в начальных классах речевой школы? Приведите пример на материале конкретной темы.

2. По каким признакам можно предположить у ребенка дошкольного возраста возможные в будущем затруднения в овладении грамотой. Приведите конкретный пример.

3. Каково значение работы над развитием слухового внимания для развития речи детей и последующего обучения и в чем заключается эта работа?

4. В чем Вы видите основное отличие в обучении грамоте учащихся массовой школы от обучения в школе для детей с ТНР? Фрагмент урока обучения грамоте. Тема: «Гласные звуки».

5. Приведите в качестве примера фрагмент урока произношения по введению звука (любого).

6. Фрагмент урока объяснительного чтения (обучение составлению плана на конкретном тексте из учебника).

7. Раскройте направления профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ОНР. Фрагмент урока или индивидуального занятия.

8. Докажите необходимость создания специальных условий для овладения грамматическими закономерностями языка детьми с ОНР. Фрагмент урока. Тема: «Подлежащее».

9. Приведите конкретный пример работы с деформированным предложением.

10. Приведите фрагменты урока обучения грамоте в добукварный период (букварныйпериод).

11. Какие рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей при ее недоразвитии являются, по-вашему, наиболее существенными? Приведите пример (фрагмент из урока русского языка и развития речи).

12. Фрагмент урока русского языка. Тема: «Приставка».

13. Анализируя конспект урока русского языка показать, где и за что могут быть оценены учащиеся.

14. В чем Вы видите трудности при усвоении словарного запаса учащимися речевых школ? Причины этих затруднений. Фрагмент урока русского языка (словарная работа).

15. В чем трудность полной реализации принципа индивидуального подхода в обучении языку детей с ОНР? Приведите пример, из которого бы был виден индивид подход и учет возможностей каждого ученика.

16. Фрагмент урока. Тема: «Предложение». Цель: учить детей распространять предложение.

17. Фрагмент урока русского языка на этапе практического усвоения грамматической категории (склонение существительных).

18. Подберите конкретный материал для урока чтения с целью показа работы над выразительностью речи.

19. Известно, что одновременно можно работать над произношением, словарем и грамматическим строем речи, над лексикой и грамматикой, над произношением и грамматикой. Обоснуйте теоретически это положение. Приведите примеры.

20. Подобрать конкр текст из учебника чтения и показать ход работы.

21. Составить фрагмент урока по обучению грамоте по теме: «Знакомство со звуком и буквой» (любой по Вашему желанию) и покажите порядок работы над звуко-слоговой структурой.

22. На конкретных предложениях, выбранных из учебника, покажите, как будете учить находить главные слова в предложении и как научить распространять предложение.

23. Придумать два словосочетания и показать порядок работы с ним.

24. Показать приемы семантизации лексики на конкретном примере (фрагмент урока).

25. Подберите из учебника материал для зрительно-предупредителъного диктанта и покажите на нем порядок работы.

26. Подберите конкретное упражнение и покажите ход данного вида работы.

1. В чем, на Ваш взгляд, несовершенство работы над правописанием в начальных классах речевой школы? Приведите пример на материале конкретной темы.

 

Установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в звуковом анализе слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним только звуком, и т.д.

Указанные затруднения, связанные с недостаточным различением звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам, являются характерными для детей с фонематическим недоразвитием и почти не встречаются у детей с нормальным речевым развитием. Последние испытывают те или иные трудности лишь в овладении учебным действием по определению последовательности и количества звуков в анализируемом слове.

В письменной работе всех детей с фонематическим недоразвитием, как видно из приведенных образцов, в зависимости от степени овладения ими соответствуют, навыком, имеются специфические (в специальной литературе они часто называются дисграфическими) ошибки на замену и смешение букв. Замена и смешение букв, соответствующих звукам одной определенной группы, являются следствием недостаточного усвоения системы признаков, необходимых для различения сходных звуков внутри определенных групп.

Следует, однако, помнить, что ошибки в письме не всегда соответствуют ошибкам в произношении. В одних случаях наблюдается прямая зависимость - в письме заменяется та буква, соответствующий звук которой дефектен в произношении. В других случаях такой прямой зависимости нет. Нередко звуки, правильно произносимые, записываются соответствующей буквой неверно, и наоборот.

 

2. По каким признакам можно предположить у ребенка дошкольного возраста возможные в будущем затруднения в овладении грамотой. Приведите конкретный пример.

 

 

Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: твердых - мягких; звонких - глухих, свистящих - шипящих, а также звуков [р], [й], [л].

2. Наличие полных звуковых замен в устной речи (в основном вышеперечисленных групп фонем) неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.

3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.

4.Несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

5.Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что проявляется в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи.

3. Каково значение работы над развитием слухового внимания для развития речи детей и последующего обучения и в чем заключается эта работа?

Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.

Между фонетикой о орфографией существует тесная взаимосвязь, по этому необходимо наиболее правильно и эффективно определить задания и упражнения н развитие фонематического слуха.

Приемы развития фонематического слуха разнообразны: практика восприятия речи и говорения; аналитико-синтетические задания и упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных; звуковой (фонетический) анализ, фонетические игры.

1) Игры на развитие слухового внимания:«Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?» и т.д.

2) Игры на развитие фонематического восприятия:«Найди себе пару», «В слове есть звуки?»,«Звуковое домино» «Скажи как я» и т.д.

3) Игры на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?» и т.д.

в период обучения грамоте и русскому языку необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) - например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.

4. В чем Вы видите основное отличие в обучении грамоте учащихся массовой школы от обучения в школе для детей с ТНР? Фрагмент урока обучения грамоте. Тема: «Гласные звуки».


В специальную (коррекционную) школу 5 вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня с тяжелыми формами речевой патологии такаими как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Младшие школьники с выше перечисленными диагнозами зачисляются в 1 отделение речевой школы, во 2 отделение зачисляются дети, имеющие заикание без общего недоразвития речи.

В системе обучения учащихся 1 и 2 отделения существует общее и специфическое.

Отличия: Учащиеся массовой школы обучаются по программе массовой школы, и темп обучения приравнивается 1:1. Учащиеся в школе для детей с ТНР обучаются по специальной программе (программа разработана сотрудниками института дефектологии). За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то ребенок может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения ребенок может быть переведен в массовую школу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: