Литературная деятельность.




Николай Алексеевич Некрасов

Ранние годы.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове в Винницком уезде Подольской губернии в зажиточной семье помещика, некогда богатой семье из Ярославской губернии. Родился будущий писатель в городе Немирове, где в то время квартировал полк, в котором служил его отец – поручик и зажиточный помещик Алексей Сергеевич Некрасов.

Детские годы писатель провёл в Ярославской губернии, селе Грешнёво, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта 13 сестёр и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учёбой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути.

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он, не выдержав экзамена, поступил вольнослушателем[1] в Санкт-Петербургский университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, даёт уроки и пишет стихи на заказ.

В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, в 1843 – личное знакомство с Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. Белинский остался низкого мнения о Некрасове как прозаике, однако на его стихотворение «В дороге» (1845) написал восторженную рецензию.

В 26 лет (конце 1846 года – январе 1847) Некрасов вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым[2] приобрёл в аренду у П.А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В июне 1862 года журнал приостановлен на 8 месяцев «за вредное направление». В 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал «Современник» закрылся навсегда.

 

Литературная деятельность.

Накопив достаточно средств, Некрасов издаёт дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки» (1840), который потерпел неудачу. В стихах можно заметить подражание Василию Жуковскому, Владимиру Бенедиктову и другим. Сборник состоял из псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Готовящуюся книгу Некрасов отнёс В.А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Тот выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами «Н. Н.»[3].

После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов[4], в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник» (1846).

В 1847 – 1866 был издателем и редактором журнала «Современник», в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала «Современник», берёт у издателя Краевского «Отечественные записки» в аренду. С эти журналом связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка» (1870) – поэмы о декабристах и их жёнах, ещё некоторые сатирические произведения, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

Главной работой Некрасова в поздние годы стала эпическая крестьянская поэма «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла мысль поэта, неотступно преследовавшая его в годы после реформы: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Эта поэма-эпопея вобрала в себя весь его духовный опыт. Это опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства, не удовлетворённого результатами крестьянской реформы.

«Русские женщины» – поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о жёнах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь. Произведение состоит из двух самостоятельных частей. Первая, повествующая о княгине Екатерине Трубецкой, создана в 1871 году; вторая, написанная на основе воспоминаний Марии Волконской, завершена в 1872 году. Обе части были опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1872, № 4 и 1873, том 206).

Проблемы простого народа, его судьба проходили сквозь творчество Некрасова красной нитью. Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внёс в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это, несомненно, показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь.

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать её внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова, и он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой Анисимовной Викторовой, очень приятной и доброй, но простой и малообразованной. Ей было 23 года, а ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя – Зина. Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Обвенчались они только незадолго до смерти поэта, но он считал её своей законной женой.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни.

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.


[1] Вольнослушатель – это лицо, допущенное к слушанию лекций и к другим занятиям в высшем учебном заведении, но не состоящее в числе студентов

[2] Ива́н Ива́нович Пана́ев (15 [27] марта 1812, Санкт-Петербург – 18 февраля [2 марта] 1862, там же) – русский писатель, литературный критик, журналист, мемуарист. Более крупное значение в истории русской литературы Панаев имеет как журнальный деятель. В 1847 году вместе с Некрасовым Панаев возродил «Современник». Они сумели привлечь лучшие литературные силы к участию в этом журнале, который стоял во главе умственного движения в одну из наиболее бурных эпох русской общественной жизни. В «Современнике» Панаев под псевдонимом «Новый поэт» писал ежемесячные остроумные фельетоны, сначала критические, потом о петербургской жизни. Под этим же псевдонимом Панаев издал сборник своих стихотворений-пародий (СПб., 1859). Незадолго перед смертью Панаев напечатал свои известные воспоминания о встречах с писателями, дающие множество ценного материала для изучения русской литературы 1830-х и 1840-х гг.

[3] Венгеров С.А. Некрасов, Николай Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86-ти т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.

[4] Альмана́х (от араб. «астрономический календарь») – разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: