ДОКЛАД
Брюховецкая О.В., воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка»
Тема доклада: «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»
Актуальность. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) получают всё большее распространение в современном дошкольном образовании. Стремительный рост информационного потока в современном мире, развитие новых информационных технологий, их возможности – всё это предъявляет новые требования к участникам образовательного процесса.
Цель данного доклада - комплексно представить возможности использования ИКТ педагогом дошкольного учреждения при работе с детьми.
Как известно, использование информационно- коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях осуществляется посредством использования технических средств:
- телевизор,
- DVD-проигрыватель,
- мультимедиа-установки (компьютер, проектор, экран) и др.
Эффективное использование мультимедиа-аппаратуры в современных условиях предполагает и подключение к сети Интернет.
Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:
• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• формировать информационную культуру у детей;
• активизировать познавательный интерес и др.
В качестве основных преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий выделяют:
• возможность педагога находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
• расширение использования электронных средств обучения, позволяющих передавать информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
• улучшение восприятия материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
• одновременное использование графической, текстовой, аудиовизуальной информации;
• моделирование таких жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.);
• расширение возможностей эффективного усвоения материала, развитие памяти, воображения, творчества детей и др.
Наряду с очевидными преимуществами использования ИКТ выделяют и ряд проблем.
• отсутствие готовности воспитателей к применению информационных технологий в процессе развития дошкольников;
• недостаточность теоретической и методической разработанности основ применения ИКТ в дошкольном образовании;
• недостаточное техническое оснащение детских садов.
Среди опасностей при внедрении информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс называются:
• возникновение ранней компьютерной зависимости у детей;
• отказ детей от коммуникативных отношений;
• влияние компьютерных игр на состояние их психического и физического здоровья (возможность появления каких-либо заболеваний, связанных с ухудшением зрения и осанки, воздействием излучений монитора и т.д.).
При этом педагоги сходятся во мнении, что при грамотном использовании технических средств, правильной организации образовательного процесса, соблюдении правил и норм СанПина, компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Использование ИКТ в работе с детьми предполагает и взаимодействие с родителями, что позволяет вовлечь родителей в процесс обучения детей.
Например:
• можно создавать совместные тематические презентации;
• на родительских собраниях можно проводить круглые столы с показом видеофильмов, показывать мультимедиа презентации о жизни детей в детском саду или с пояснительным материалом по теме собрания;
• можно размещать информацию о мероприятиях, проводимых в детском саду на сайте ДОУ, сайте группы, персональном сайте педагога.
Опыт показывает, что в последнее время все более распространенной формой общения педагога с родителями становятся
• социальные сети («Одноклассники» и др.), бесплатные телефонные программы (WhatsApp, Viber);
Хочется добавить, что ИКТ также можно эффективно применять при работе с детьми разной степени инклюзии. При помощи онлайн-связи (например, посредством видеосвязи Skype) возможно обеспечение коммуникации родителей и ребенка с воспитателем и коллективом сверстников, что делает менее болезненным его адаптацию в социуме.
Среди преимуществ использования ИКТ в работе с родителями можно отметить:
• привлечение родителей к активной помощи в организации презентаций по той или иной теме;
• минимальные затраты времени для донесения информации родителям;
• постоянная поддержка диалога педагога с родителями (форум, электронная почта и т.д.);
• оперативное и своевременное доведение до родителей информации;
• дистанционное обучение и рекомендации для часто болеющих детей.
Из опыта работы
Презентация «Великая Победа – великому народу!» (К 70-летию празднования Победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.)
Средняя группа «Фантазёры»
Презентация использовалась в проведении:
• занятий, посвященных Дню Победы (Беседа с детьми о Родине, Великой Отечественной войне, о Дне Победы, защитниках Отечества);
• родительского собрания (представление результатов совместной работы).
Создание презентации позволило расширить взаимодействие с родителями по проблеме нравственного и патриотического воспитания в семье.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет более эффективно организовывать взаимодействие между педагогом и детьми, вовлекая в этот процесс родителей.
Список литературы:
1. Веркалец В.С., Нурмухамедова С.Н. Внедрение ИКТ в дошкольное образование как способ повышения качества образовательного процесса // Интеграция науки и практики в современных условиях 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25640553. Дата обращения: 03.04.2016.
2. Абдулаева З.Л., Казумова Э.Ш. Преимущества и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольные образовательные учреждения // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 1 (2). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24931994. Дата обращения: 03.04.2016.
3. Шмакова А.П., Храмова Л.В. Информатизация дошкольного образования: преимущества и проблемы // Симбирский научный вестник. 2012. № 1 (7). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18271035. Дата обращения: 03.04.2016.
4. Моторина Н.В. Информационно-коммуникационные технологии как одно из условий формирования компетентности современного педагога ДОУ в условиях введения ФГОС // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25565255. Дата обращения: 03.04.2016.