Объём вокально-хоровых навыков хоровых коллективов.




Организация самостоятельной работы по хоровой практике в общеобразовательном учреждении

Чистова С.Г. преподаватель хорового дирижирования

ГБОУ СПО ССПК

Цель хоровой практики в школе - закрепление в непосредственной работе со школьными музыкальными коллективами хормейстерские умения и навыки, приобретённые студентами колледжа на предметах дирижёрско-хорового цикла.

Практика в качестве руководителя школьного хора (вокального ансамбля) важна для будущих учителей музыки, так как хоровое пение занимает ведущее место во внеклассной работе по музыке и по праву считается одним из главных средств музыкально-эстетического развития детей.

Ведущими для этого вида практики являются задачи научить практиканта работать с детскими хоровыми коллективами разного возраста, вокальными ансамблями, солистами и овладеть методикой проведения хоровых внеклассных занятий.

Практика в качестве руководителя школьного хора закрепляет и формирует ценные для учителя музыки профессиональные умения и навыки:

- подбирать разнообразные упражнения для распевания хорового коллектива;

- бережно использовать и развивать певческие голоса детей;

- комплектовать хоровые партии в соответствии со звучанием и вокальными особенностями детских голосов;

- анализировать ход и содержание хоровых репетиций (на примере работ других практикантов);

- аккомпанировать школьному хору, вокальному ансамблю и солисту, одновременно руководить их исполнением;

- подбирать музыкальный хоровой репертуар, исходя из исполнительских возможностей конкретного хорового коллектива.

Со школьным хором студенты работают в течение VII-VIII семестрах по 6 часов в каждом.

Базами практики являются общеобразовательные школы, музыкально-хоровые студии, школы искусств и другие образовательные учреждения.

Организация практики руководства школьным хором.

Хоровой практикой в школе руководят преподаватели дирижирования педагогического колледжа и руководители детских хоровых коллективов.

Студент в дневнике по педпрактике записывает содержание занятий со школьным хором, а также наблюдения и анализ работы других практикантов, оценивают занятие преподаватель дирижирования и руководитель хора.

К занятиям с хоровым коллективом (ансамблем) студент допускается при условии качественной подготовки музыкального материала.

За данный вид практики студентам выставляется оценка.

Формой отчёта является дифференцированный зачёт, который проводится на итоговом занятии (возможен концертный вариант) в присутствии учителя музыки, методиста-хормейстера и других членов предметно-цикловой комиссии хорового дирижирования, вокала, специального инструмента, аккомпанемента.

На занятии практиканту даётся 10-15 минут для работы над песней с хоровым коллективом (ансамблем). При этом могут быть поставлены различные задачи: работа над интонацией, дикцией, ансамблем, исполнительским планом и так далее.

При оценке работы практиканта следует учитывать объём вокально-хоровых навыков, которыми владеют данные хоровые коллективы, под его руководством, то, насколько правильно использованы и учтены особенности звучания хоровых коллективов разного возраста.

Объём вокально-хоровых навыков хоровых коллективов.

В младшем хоре:

- диапазон ре1 – ре2, головное резонирование, лёгкий фальцет;

- условность деления на первые и вторые голоса;

- правильная певческая установка при пении сидя и стоя;

- правильное дыхание, спокойный небольшой вдох (не поднимая плеч), экономный выдох;

- единая манера пения (звук округлённый, мягкий не форсированный);

- осознанное отношение к интонации, умение слушать себя и товарищей;

- достижение уравновешенного ансамбля хорового звучания;

- слитность голосов и качества унисона;

- понимание дирижёрского жеста (вступление, снятие), дыхания;

- пение одноголосных песен с использованием элементов двухголосия, канонов.

В подростковом хоре:

- деление голосов мальчиков на дисконты и альты (диапазоны: дисканты – ре1 – ми2 (фа2), альты – сиМ – до2;

- насыщенность и полнота звучания голосов;

- головное резонирование у девочек, грудное – у мальчиков;

- развитие слухового контроля;

- эмоциональность и выразительность в пении;

- пение двухголосных песен с сопровождением и без сопровождения в звучности от пиано до форте (звук не форсируется).

В старшем хоре:

- диапазон: 1-ое сопрано – до1 – фа2 (соль2),

2-ое сопрано – до1 – ми2,

альт – си М – до2,

юноши – до М – до1 (ре1);

- стабилизация юношеского голоса;

- совершенствование певческого дыхания и закрепление чувства опоры звука;

- техническая подвижность и динамическая гибкость в звучании голосов;

- пение двух- и трёхголосных песен с сопровождением и без сопровождения.

Приступая к хоровой практике в школе, студент должен знать, что хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей оно всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времён и народов.

В России идея первичности, то есть основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе Российской музыкальной культуры, по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением.

В условиях музыкального образования и воспитания, хоровое пение выполняет несколько функций:

Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, приёмах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.

Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям.

Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определённый объём певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.

В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и другое.

В-четвёртых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирования личностной оценки исполняемой музыки.

Подготовка студента к практической работе с хоровым коллективом носит разносторонний характер.

Во-первых, доскональное изучение партитуры в целом и каждого её голоса в отдельности и, на этой основе, умение сделать музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ.

Во-вторых, в классе идёт работа над тем, чтобы музыкальный замысел нашёл свою дирижёрскую технику выражения.

В-третьих, успех в работе студента на хоровом коллективе будет зависеть от того, насколько интересные и разнообразные приёмы работы над произведением, он найдёт для более глубокого выражения его содержания и характера. Удачный выбор тех или иных приёмов сделает работу студента более осознанной, грамотной, профессиональной; повысит её результативность; даст возможность провести хоровое занятие интересно и плодотворно.

Начиная практику в хоровом коллективе школы, студенту необходимо, в первую очередь, хотя бы визуально, познакомиться из его участников. Индивидуальное же общение позволит ему более детально определить объём музыкальных данных, характер и психофизические особенности ребёнка, а также поможет налаживанию дружбы и взаимного доверия, снимет мешающие работе скованность и стеснительность.

Определившись на практику в той или иной состав хорового коллектива (младший, подростковый или старший), следует подобрать распевания, которые способствуют закреплению или развитию тех или иных вокально-хоровых навыков, необходимых не только для данного возраста, но и для конкретного занятия. В работе можно использовать распевания, которые применяются на занятиях предметов: «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Вокальный класс», а также воспользоваться материалом предмета «Хороведение» (см. тему «Распевание хора» в УМК по предмету «Хороведение»).

Нижеприведённые распевания помогут студенту на первоначальном этапе работы в различных возрастных группах хора: (см. в «Приложении»).

Интересный подбор распеваний можно найти в сборнике: «Распевание в школьном хоре» составитель Н.Добровольская, а также воспользоваться материалом вокально-ладовых упражнений по системе Д.Е.Огороднова из книги:

Д.Е.Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Ленинградское отделение, М., 1972.

Или: по системе В.Емельянова «Фонопедический метод развития певческого голоса».

Приступая к отбору произведения для хора, прежде всего, следует определить его содержание и особенности художественного образа. Важным моментом является и определение степени яркости произведения, возможной силы его психологического воздействия на ребёнка. Выявленные затем жанр, форма, структура, особенности драматургии, фразировка, продолжительность звучания должны соотноситься как с учебно-воспитательными задачами в целом, так и с тем, насколько всё это вместе взятое доступно детям данного возраста.

Далее идёт анализ произведения в плане выяснения трудностей в звуковысотном аспекте (выразительность и вокальность мелодии, характер интервальной последовательности, диапазон, лад, особенности гармонического построения хоровой партитуры и сопровождения и т.д.). Опираясь на знание особенностей звучания детского певческого голоса, надо представить себе, в какой мере могут повлиять на характер звучания такие элементы произведения, как тесситура, звуковысотные компоненты, ритмический рисунок, динамика, штрихи, поэтический текст, художественный образ в целом, его эмоциональная насыщенность.

Надо иметь в виду и такую немаловажную деталь, как предпочтение детьми разного возраста того или иного содержания, характера, жанра произведения. Так, младшие школьники любят песни яркие, броские, ритмически чёткие, но несложные, с лаконичным понятным текстом. Их привлекают песни-игры, песни-инсценировки, в которые можно ввести неложные действия или выразительные движения. Вместе с тем они весьма тонко чувствуют песни патриотического характера, способны глубоко переписывать разные драматические ситуации, а также чутко реагировать на образы нежные, ласковые (песни о маме, о природе, о животных).

Подростков привлекает романтика, героика. Иной характер принимает их интерес к лирическим произведениям: они могут более сдержанными, более «взрослыми». Содержание шуточных, юмористических произведений должно быть острым, актуальным, соответствующим психологии восприятия подростка и, конечно, доступным ему. Школьники этого возраста всё более входят во вкус современной популярной музыки, но в благоприятных условиях прекрасно воспринимают и исполняют музыку классическую, народные песни.

Старшие школьники также склонны к романтике. Героика по-прежнему остаётся их любимой темой. Вместе с тем, они хорошо воспринимают и серьёзные произведения, с философской тематикой. Из лирических предпочитаются произведения «сдержанно-взрослые», напевные, в современном ключе. Старшеклассники тянутся к современной эстрадной музыке, которую можно включать в репертуар, тщательно проанализировав все аспекты отбора.

Прежде чем начинать работу над произведением, студент сам должен хорошо овладеть партитурой и фортепианным сопровождением, иметь сведения о его авторах. Овладев в совершенстве музыкальным и литературным текстами произведения, необходимо «расчленить» его на фразы, предложения, найти и отрепетировать приёмы работы над чистотой интонации, строем, ансамблем, дикцией, тембром, дыханием. Владея основными приёмами дирижёрской техники, применять её для управления темпом, динамикой, агогикой, штрихами, фразировкой в процессе разучивания и окончательного (концертного) хорового звучания произведения.

В работе над интонацией студентам можно рекомендовать следующие приёмы:

1. слуховая наглядность (пение, показ на инструменте);

2. зрительная наглядность (запись на доске);

3. объяснение (теоретическое);

4. пение с остановкой на отдельных звуках;

5. исполнение сложного интервала в прямом и обратном движении;

6. показ рукой движения мелодии;

7. пение с «закрытым ртом»;

8. пение «про себя» (вступление по руке);

9. пение на слоги «ку», «ю», способствующих удержанию интонации;

10. пение на «р»;

11. транспонирование трудного места и исполнение его в удобной тональности с последующим возвращением в прежнюю;

12. выявление и использование опорных слов (слогов), влияющих на интонацию;

13. использование гармонической поддержки для осознания как внутреннего тяготения отдельных звуков, так и отклонений;

14. индивидуальная работа.

 

Во многих произведениях одним из главных музыкально-выразительных средств является кантилена (особенно в лирических произведениях), поэтому студенты должны иметь в своём арсенале следующие приёмы работы:

1. собственный показ;

2. показ протяжности фразы или слова рукой;

3. пение на одном звуке с ощущением протяжности фразы, равномерного распределения дыхания;

4. пение на слоги – «лё», «ла», «ю», способствующих напевности звучания;

5. дробление долгого звука на более мелкие длительности (ощущение внутридолевой пульсации, наполнение звука), половинная нота с точкой = до-о-о, ю-у-у (напр. в р.н.п. «Уж ты сад»);

6. распевания гласной и отнесение согласной к следующему слогу (применять этот приём можно, отдельно произнося текст, а затем и в пении);

7. сопоставление штрихов, темпа и характера исполнения (напр. скандируя «marcato», в быстром темпе, маршевом характере исполнить песню, где требуется напевность «legato», спокойный темп, нежное, светлое звучание).

 

В произведениях плавного характера изменятся атака звука, фиксируется его точная подготовка и исполнение становится определённым, активным и волевым, особенно в долгих распевах на один слог в русских народных песнях.

Важным элементом хорового исполнения является ансамбль. Г.А.Дмитриевский в своей книге «Хороведение и управление хором» дал названия частных ансамблей: интонационный, метро-ритмический, агогический, тембровый, динамический, дикционно-орфоэпический и тесситурный.

В работе можно использовать приёмы для достижения одного из частных ансамблей:

а) метро-ритмический, агогический:

1. чёткий показ дирижёра, особенно в произведениях полифонического склада или со сложным ритмическим рисунком (напр.л.н.п. «Солнышко вставало» - канон; м.н.п. «Ян у речки стадо пас» - синкопа; В.Бойко «Утро» - различный ритмический рисунок S и A в припеве);

2. прохлопывание пульса;

3. подчёркивание сильной и относительно сильной доли жестом;

4. чтение текста в ритме песни.

б) тембровый и динамический:

1. пение на слоги (способствует однородности звучания);

2. для прослушивания одной из партии в общем звучании, она может быть исполнена с текстом в динамике на «mf», в то время как другая – с «закрытым ртом» на «р», этот приём можно удачно использовать в песнях с терцовым, параллельным соотношением голосов;

3. обозначение в партитуре динамического соотношения голосов;

4. предварительный анализ значимости порученного партии музыкального материала;

5. исполнение партии, где сосредоточен основной тематический материал, всем хором;

6. индивидуальная работа (пение дуэтом).

в) дикционный:

1. проговаривание текста хором беззвучно, шёпотом, громко, скандируя в одном темпе и с ускорением;

2. чёткое произношение в ритме музыки, нараспев;

3. пение на слоги «па», «та», «ку» и т.д.;

4. произношение текста «staccato» с перенесением согласных к последующему слогу;

5. выразительная коллективная дикломация.

При работе над выразительным исполнением произведениямогут быть использованы следующие приёмы:

1. рассказ, который усиливает впечатление (это может быть отрывок из литературного произведения);

2. показ наглядных пособий и репродукций;

3. беседа о содержании, исполнительском плане;

4. музыкально-ритмические движения (головой, жестом, запись пульса с выделением главного слова);

5. выразительное чтение текста, работа над знаками препинания;

6. исполнение подобного музыкального произведения (по характеру, содержанию или стилю);

7. составление эмоциональной партитуры;

8. выразительное исполнение с дирижированием учащихся хора;

9. исполнение без дирижёра;

10. исполнение произведения с транспонированием каждого куплета на полтона выше (связать изменения тональности с увеличением динамики);

11. прослушивание произведения в записи с последующим анализом;

 

Причины возникновения тех или иных ошибок в звучании хора

Ансамбль Причины нарушения
Динамический 1. разные тесситурные условия; 2. наличие интонационных трудностей; 3. наличие ритмических трудностей; 4. различное восприятие певцами художественного образа; 5. отсутствие словесных указаний; 6. эмоциональный настрой; 7. различная опора дыхания; 8. невыполнение авторских указаний; 9. количественный и качественный состав хора и пр.  
Тембровый 1. разные тесситурные условия; 2. разная манера пения; 3. различное восприятие художественного образа; 4. отсутствие указаний дирижёра; 5. различие в звукообразовании; 6. эмоциональный настрой; 7. количественный и качественный состав хора и пр.  
Дикционный 1. дикционные трудности; 2. интонационные трудности; 3. несоблюдение правил орфоэпии; 4. ритмические трудности; 5. трудности, создаваемые темпом; 6. различное восприятие образов; 7. неточный показ дирижёра; 8. различные тесситурные условия; 9. различная динамика; 10. отсутствие конкретной задачи.  
Ритмический 1. ритмические трудности текста; 2. интонационные трудности; 3. отсутствие ощущения пульсации; 4. трудности, создаваемые темпом; 5. неясный показ дирижёра; 6. отсутствие конкретной задачи; 7. различное восприятие образа и пр.  
Темповый 1. интонационные трудности; 2. дикционные трудности; 3. неточный показ дирижёра; 4. различное восприятие образа; 5. невнимательность хористов.  

Примерный репертуарный список произведений для хоров различных возрастных групп в общеобразовательной школе.

младший хор:

1) Муз. Г.Струве, ст. В.Степанова «Что мы Родиной зовём?»

2) Р.н.п. «Ах, вы, сени, мои сени»

3) Муз. С.Баневича, ст. Р.Коротковой «У лесной дорожки»

4) Муз. И.Шаинский, ст. М.Танича «Песенка про папу»

5) Муз. Т.Полпатенко, ст. Н.Найдёновой «Песенка про маму»

6) Муз. В.Кондратенко, ст. Я.Акима «Мы с радостью поём»

7) Муз. В.Кондратенко, ст. Я.Акима «Мой конь»

8) Муз. В.Кондратенко, ст. В.Суслова «Сказка»

9) Муз. А.Левкодимова, ст. В.Степанов «Ты откуда, облако?»

10) Ст. В.Кузьменкова «Пасху радости встречаем»

юношеский хор:

1) Муз. П.Чайковского, ст.А.Плещеева, «Мой садик»

2) Муз. Ц.Кюи, ст. А.Пушкина «Сквозя волнистые туманы»

3) Р.н.п. «Заплетися, плетень» в обр. Н. Римского- Корсакова»

4) Муз. К.Жарковского, ст. К.Ваншенкина «Женька»

5) Муз. Е.Крылатова, ст.Ю.Энтина «Мы дети Солнца»

6) Муз. Е.Крылатова, ст. Ю.Энтина «Крылатые качели»

7) Муз. Е.Крылатова, ст. Р.Рождественского «Хоть глазочком»

8) Муз. Г.Струве, ст. А.Викторова «Учитель музыки»

9) Муз. Ю.Чичкова, ст. М.Пляцковского «Детство - это ты и я»

10) Муз. О.Храмушина, ст. В. Семернина «Раз, два- радуга»

старший хор:

1) Муз. И.Ипполитова-Иванова, ст. И.Аксакова «Вечер в субботу».

2) Муз. А.Варламова, ст. М.Лермонтова «Горные вершины».

3) Л.н.п. «Вей ветерок» обр. А.Юрьяна.

4) Муз. А.Новикова, ст. Л.Ашанина «Дороги».

5) Муз. О.Хромушин, ст. П.Синявского «Зачем остывать костру».

6) Муз. Г.Струве, ст. С.Есенина «Поет зима, аукает».

7) Муз. Е.Крылатова, ст. Р.Рождественского «Земле моей».

8) Муз. Я.Дубравин, ст. В. Суслова «Песня о земной красоте».

9) Муз. Д.Кабалевского, ст. А.Викторова «Счастье».

10) Муз. М.Левянта, ст. И.Кашежевой «Жар-птица».

Рекомендуемая литература.

1. Современные технологии работы хормейстера по формированию певческой культуры. ИПК ПРО Ульяновск, 2001 г.

2. Г.П.Стулова «Хоровой класс» М., «Просвещение», 1988 г.

3. В.Попов «Русская народная песня в детском хоре» М., «Музыка», 1985 г.

4. Л.Шалина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» М.,

«Музыка», 1988 г.

О.П.Соколова «Двухголосное пение в младшем хоре» М., «Музыка», 1987 г.

5. «Работа в хоре» М., «Профиздат», 1977 г.

6. Д.Е.Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Ленинградское отделение «Музыка», 1972 г.

7. «О детском голосе» под ред. Н.Д.Орловой - М., «Просвещение», 1966 г.

8. В.Соколов «Работа с хором» М., «Музыка», 1967 г.

9. А.Луканин «Начало двухголосного пения в школе» М., «МУЗГИЗ», 1960 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: