Общая характеристика сферы сервиса и ее развитие в современном российском обществе




 

 

Сервис — это обслуживание населения или предоставление ему услуг. Реализация сервиса осуществляется через сферу услуг с ее наиболее развитым компонентом — сферой обслуживания. Впол­не можно принять, что понятия «услуга» и «сервис» имеют одина­ковый смысл, хотя используется и такое словосочетание, как «сер­висная услуга» (современный тип обслуживания).

В соответствии с российским ГОСТ 50646-94 «Услуги населе­нию. Термины и определения» услуга — это результат непосред­ственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также соб­ственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребно­сти потребителя.

Исполнитель — предприятие, организация или предпринима­тель, оказывающие услугу потребителю. В качестве производите­лей услуг выступают коллективы, конкретные работники предпри­ятий сервиса, генераторы новых идей и технологий в сервисе, ме­неджеры и предприниматели.

Потребитель — гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. Потребителями услуг являются покупатели, клиенты, заказ­чики, посетители, пользователи.

По функциональному назначению услуги, оказываемые насе­лению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальная услуга — услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Социально-культурная услуга — услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности по­требителя.

Сфера обслуживания населения — совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.

Обслуживание — деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.

 

Этимология слова «услуга». Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, слово «услуга» имеет 2 значения:

— действие, приносящее пользу другому;

— хозяйственные удобства, предоставляемые кому-нибудь.
Первое значение характеризует нравственное начало услуг, вто­рое — производственную сторону услуг.

Небезынтересно отметить, что услуга рассмотрена с нравствен­ных позиций и В.И. Далем: «Услуга — самое дело, помощь, пособие или угождение. Оказать кому услугу — сделать нужное, угодное».

В настоящий момент под услугой понимается работа (совокуп­ность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и по­требностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость.

Отличительными особенностями услуг являются:

1) неосязаемость, то есть их нематериальный характер, дру­гими словами, услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслужива­ния. Хотя для производства услуг, как правило, необходи­мы материальные ресурсы, оборудование;

2) услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления и по­требления услуг протекает одновременно, и потребители яв­ляются непосредственными участниками этого процесса;

3) оказание услуг — это деятельность, поэтому услуги не мо­гут быть протестированы и оценены прежде, чем покупа­тель их оплатит;

4) изменчивость по своим качествам, поскольку они во мно­гом зависят от квалификации работника, его индивидуаль­но-личностных черт и настроения.

Основное и принципиальное отличие услуги от товара за­ключается в следующем. Товар есть материализованный и отчуж­денный от производителя результат труда. Процесс доведения то­вара до потребителя осуществляется посредством стандартного на­бора процедур (передача продукта в оптовую и розничную торговлю и последующая его продажа). При производстве же услуг отсутству­ют стадии «хранение» и «продажа» (фактически производство ус­луги совмещено с ее потреблением).

 

Сфера услуг занимается предоставлением следующих видов услуг:

• личные услуги (в форме домашних услуг как самых древних);

• интеллектуальные услуги (посредническая деятельность, преподавательская деятельность, реклама и пр.);

• услуги здравоохранения, образования, досуговые;

• услуги по предоставлению жилья (гостиничные);

• услуги связи, транспорта;

• финансовые услуги (страхование, кредит и т.д.);

• общие услуги (защита отечества, обеспечение безопасности и т.д.).

Все многообразие услуг можно представить в виде пяти и типов:

1) производственные;

2) распределительные;

3) профессиональные;

4) потребительские (массовые);

5) общественные (образование, культура, СМИ).

Все услуги следует рассматривать в следующих аспектах:

- как продукт труда;

- деятельность (направленную на вещь или на человека);

- процесс производства и потребления специфических полезностей, способных изменить полезность вещей и характер человеческой жизнедеятельности.

 

Изначально в переводе с английского слово service означало «обслуживание бытовых нужд населения». Это английское слово происходит от serve — «служить, быть полезным».

Совре­менное понятие сервис обозначает многообразный комплекс оказания различных услуг. Причем услуг не только бытовых, но и культурных, образовательных, нравственно-психологических и др. Учитывая, что все многообразие действий, услуг и удобств, предоставляемых людям, направлено на удовлетво­рение человеческих потребностей, можно считать, что сервис и сервисная деятельность — это действия по удовлетворению разнообразных потребностей человека.

Появление сферы сервиса есть не что иное, как трансформация ранее существовавшей сферы услуг в условиях современного российского общества. Различия между ними показаны в таблице.

 

Сфера услуг Сфера сервиса
Связана с массовым обслуживанием Связана с индивидуальным обслуживанием
Удовлетворяет бытовые потребности Удовлетворяет разнообразные потребности
Оказывает личные услуги В числе прочих оказывает услуги по доведению до потребителей продукции промышленных, строительных и других организаций

 

 

Можно считать, что сегодня существует не просто определенная сфера деятельности, но и неограниченный во времени и пространстве социальный континуум по обслуживанию раз­нообразных потребностей индивида (и группы индивидов) и организаций. Подобный подход к сфере сервиса предполагает включение в нее, как отмечалось, сервисного сопровождения всего жизненного цикла продукции всех отраслей и всех видов производств.

В целом трансформация сферы услуг в сферу сервиса вызвана рыночными отношениями в экономике. В условиях рынка успех любого предприятия определяется не столько тем, какую продукцию оно поставляет потребителям, сколько тем, как оно участвует в послепродажном сервисе (например, в гарантийном ремонте), обслуживании продукции, сервисной поддержке полного жизненного цикла изделия или услуги. Более того, сервисное сопровождение всего жизненного цикл продукции повышает конкурентоспособность предприятия на рынке.

Развитие сферы сервиса в значительной мере связано с использованием интернет-технологий в самих рыночных ком­муникациях (с сетевыми технологиями). Сетевые технологии уравнивают возможности отдельного человека и организации. Это в свою очередь приводит к тому, что удовлетворение по­требностей быта (и других потребностей) отдельного человека по технологии начинает совпадать с сервисом производства. Сервисное обеспечение прямых равноправных связей всех со всеми дает всем участвующим во взаимодействии лицам индивидуальный качественный прирост эффективности деятельности, а организациям (группам) — значительный системный эффект. В этих условиях современный сервис получает возможность мгновенно реагировать на изменения в спросе на самые разнообразные услуги.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: