Общество в единстве сфер: взаимосвязь и развитие
Краткие выводы по теме
Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей.
Общество можно представить также как целостную систему социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.
Стабильность, единство и целостность общества как системы обеспечиваются полноценным функционированием его сфер (подсистем).
Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой.
Чтобы сохранить себя как целостность, общество должно постоянно удовлетворять свои потребности и, в первую очередь, потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — материальных, социальных, духовных — выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы.
Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала
1- Уточните по учебному словарю значения понятий «общество» и «сферы жизни общества». Что понимается под «обществом» в узком и широком смысле? Какие принято выделять основные сферы (подсистемы) общества?
2. Покажите, в чем может проявляться воздействие природной среды на человеческое общество и каковы проявления воздействия общества на природу.
3. При рассмотрении исторического процесса употребляют термины «изменение» и «развитие». Являются ли они синонимами? Обоснуйте свое мнение.
4. Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Обоснуйте свое мнение.
5. Проанализируйте приведенные ниже характеристики. О каком типе общества может идти речь в каждом отдельном случае?
А. Основой жизнедеятельности человека является сельскохозяйственный труд с использованием ручных орудий. Значительную роль играет внеэкономическое принуждение.
Б. На основе внедрения научных идей в общественное производство стремительно развивается техника. Расширяются условия для социальной мобильности. Существует личная свобода.
В. Развиваются информационные технологии. Обществом осознается высочайшая ценность природы. Уделяется внимание ресурсо- и энергосберегающим технологиям.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Всеобщие сферы жизнедеятельности общества
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию...
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются прежде всего философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо
указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. Субъектом управления начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели отдельных сфер и деятельности индивидов в обществе. Сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.
И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных,-стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы...
Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.
(Фролов И.Т. «Введение в философию». 2003)
1) Какие сферы жизни общества выделяет автор? Чем предложенная им классификация отличается от известной вам по школьному курсу? В чем их сходство?
2) С какими особенностями социально-гуманитарного знания связано существование различных подходов к классификации сфер жизни общества?
3) Автор утверждает, что «сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма». Опираясь на знания обществоведческого курса, обоснуйте справедливость данного утверждения.