Всеобщие сферы жизнедеятельности общества




Общество в единстве сфер: взаимосвязь и развитие

Краткие выводы по теме

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на систем­ном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее эле­ментов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной дея­тельностью по достижению общих для них целей.

Общество можно представить также как целостную систему социальных институтов, вы­полняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

Стабильность, единство и целостность общества как системы обеспечиваются полноцен­ным функционированием его сфер (подсистем).

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой.

Чтобы сохранить себя как целостность, общество должно постоянно удовлетворять свои потребности и, в первую очередь, потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей — матери­альных, социальных, духовных — выступает самым наглядным доказательством эффективно­го функционирования общества как системы.

Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

1- Уточните по учебному словарю значения понятий «общество» и «сферы жизни общества». Что понимается под «обществом» в узком и широком смысле? Какие принято выделять основные сферы (подсистемы) общества?

2. Покажите, в чем может проявляться воздействие природной среды на человеческое обще­ство и каковы проявления воздействия общества на природу.

3. При рассмотрении исторического процесса употребляют термины «изменение» и «разви­тие». Являются ли они синонимами? Обоснуйте свое мнение.

4. Можно ли достичь одновременного прогресса в различных сферах жизни общества? Обос­нуйте свое мнение.

5. Проанализируйте приведенные ниже характеристики. О каком типе общества может идти речь в каждом отдельном случае?

А. Основой жизнедеятельности человека является сельскохозяйственный труд с ис­пользованием ручных орудий. Значительную роль играет внеэкономическое при­нуждение.

Б. На основе внедрения научных идей в общественное производство стремительно разви­вается техника. Расширяются условия для социальной мобильности. Существует лич­ная свобода.

В. Развиваются информационные технологии. Обществом осознается высочайшая цен­ность природы. Уделяется внимание ресурсо- и энергосберегающим технологиям.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Всеобщие сферы жизнедеятельности общества

Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая все­общая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию...

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценност­ному освоению действительности. Этим занимаются прежде всего философия, искусст­во, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправ­ленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, кото­рые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо

указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными про­цессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления прини­мает характер политического управления обществом. Субъектом управления начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели от­дельных сфер и деятельности индивидов в обществе. Сфера управления несет ответствен­ность за эффективность функционирования всего общественного организма.

И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно со­циальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управ­ления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизвод­ством человека как природного, социального и духовного существа.

Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их дос­тупа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных,-стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социаль­ного положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правиль­ном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функциони­рованию и развитию общества как системы...

Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различ­ным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность обще­ственного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельно­стью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.

(Фролов И.Т. «Введение в философию». 2003)

1) Какие сферы жизни общества выделяет автор? Чем предложенная им классифика­ция отличается от известной вам по школьному курсу? В чем их сходство?

2) С какими особенностями социально-гуманитарного знания связано существование различных подходов к классификации сфер жизни общества?

3) Автор утверждает, что «сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма». Опираясь на знания обществоведче­ского курса, обоснуйте справедливость данного утверждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: