Значение поликультурного образовательного пространства




Реферат

 

на тему Поликультурное образовательное пространство региона и образовательная среда

 

Студент(ка) У.Д.Соколова (И.О. Фамилия)     ___________________ (личная подпись)
Научный руководитель Е.А. Сидякина (И.О. Фамилия) ___________________ (личная подпись)

 

 

Тольятти 2018


 

Оглавление

 

Введение. 3

1. Значение поликультурного образовательного пространства. 4

2. Функции и содержание поликультурного образовательного пространства 6

Заключение. 8

Список использованной литературы.. 9

 

 

 

Введение

 

В настоящее время перед педагогическим образованием стоит важнейшая задача по подготовке педагога к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве. Профессиональная подготовка педагога должна быть сфокусирована на формировании у него этнопедагогической компетентности, готовности к межкультурному взаимодействию на основе знаний этнической культуры своего народа и культуры других народов.

Работая с детьми с разными этническими традициями, педагог обязан знать как этнокультурные ценности своего народа, национальные культурные традиции, фольклор, так и общечеловеческие ценности. Лишь в случае, когда педагог хорошо знает культуры своего народа и других, система образовательного процесса может быть построена в соответствии с задачами поликультурного образования. Такие вопросы как формирование умений сотрудничества и общения с детьми разных национальностей, активизация процессов межкультурной коммуникации приобретают особую значимость. Задача по формированию конструктивного отношения к межэтническому взаимодействию, осмыслению и принятию этнокультурных ценностей (язык, религия, традиции, природа и др.) становится более актуальной ввиду проявления межнациональных и религиозных конфликтов.

Поскольку в одном регионе могут проживать различные этносы, то происходит взаимодействие разных национальных культур. Таким образом, в профессиональной подготовке педагога наиболее важными факторами будут являться: знание истории своего народа, народного искусства, традиционной культуры воспитания своего и других народов; учет особенностей этнического социума; обращение внимания на взаимоотношения между субъектами образовательного процесса; учет их национально-психологических особенностей в поликультурном образовательном пространстве.

Значение поликультурного образовательного пространства

Профессор департамента педагогики Г.М. Коджаспирова определяет образовательное пространство как «пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании» [4]. Другими словами, в образовательном пространстве необходимо соблюдать права каждого гражданина, вне зависимости от места проживания, о сохранении взаимосвязи всех образовательных структур.

В труде Ю.П. Сокольникова образовательное пространство определяется как «пространство, на котором функционирует та или иная система образовательных учреждений – в их взаимосвязи и взаимодействии» [5]. Он характеризует образовательное пространство следующими параметрами: образовательный потенциал, различные условия (демографические, национальные, социально-экономические, природные и др.).

По мнению А.Н. Джуринского образовательное пространство – «территория государства или группы государств, в пределах которого возможно действие тех или иных стандартов образования и воспитания» [3].

Из вышеизложенных определений можно сделать вывод о том, что данный феномен является территорией, который объединяет взаимосвязанную систему образовательных учреждений. В определении А.Н. Джуринского роль этой территории особо подчеркивается.

Рассматривая понятие ««поликультурное образовательное пространство» можно убедиться в том, что во многих его трактовках есть много общего и различного. Общими являются определение его как территориальной полиэтнической образовательной среды; функционирование в нем множества образовательных учреждений; объединение всех субъектов педагогического процесса: педагогов и учащихся разных этнических групп. Но также данный феномен определяют таким понятием как взаимоотношение. В соотвествии с Н.Л. Чикалкиной поликультурное образовательное пространство – «реально существующая многонациональная полиэтническая образовательная среда функционирования определенных взаимоотношений» [6]. Автор подразумевает здесь взаимоотношения между детьми и различными образовательными учреждениями, социальнообразовательными институтами и др.

Исходя из рассмотренных определений, можно утверждать, что поликультурное образовательное пространство является образовательной средой, которая создает условия для культурной идентификации личности педагога; показана роль данного пространства в развитии личности, которое является средой социализации детей разных этнических общностей и др.

 

 

2. Функции и содержание поликультурного образовательного пространства

Поликультурное образовательное пространство региона отражает специфические характеристики культур различных этнических групп региона, диалог этнических культур, служит средой социализации личности в многокультурном социуме.

Г.В. Безюлевой, С.К. Бондыревой, Н.Н. Бушмариной, Н.И. Клименко выделяют следующие функции поликультурного образовательного пространства: социально-адаптационная; изучение социально-психологической рискогенности образовательной среды; приобщение учащихся к этнокультурным ценностям, к освоению культуры и духовного наследия коренного народа; организация социальных и психолого-педагогических служб со всеми субъектами поликультурного образовательного пространства; развитие личностного и профессионального самоопределения на основе использования новых инновационных технологий; организация диалога культур [1]. В свою очередь О.В. Гукаленко определены такие функции, как адаптационно-реабилитационная; гуманитарнообразовательная; социально-педагогической поддержки и защиты [2].

Изучив всевозможные функции, выдвинутые разными авторами, можно сделать вывод о том, что этнопедагог должен быть компетентен в выполнении функций поликультурного образования, которые реализуются в системе образовательных учреждений с поликультурным составом обучающихся; в социальных учреждениях (реабилитационные центры для несовершеннолетних детей, для детей с ограниченными возможностями здоровья, центры социальной помощи семье и др.); в различных сферах социокультурной среды: семья, культурно-просветительные учреждения; в этнической социокультурной среде (природа, общение, искусство, традиции, религия и др.).

Говоря о содержании поликультурного образовательного пространства, стоит отметить, что необходимо учитывать особенности данного феномена при конструировании региональных систем поликультурного образования. Поскольку поликультурное образовательное пространство имеет свои особенности для различных регионов, то нужно учитывать исторические традиции, которые формировались в течение многих веков.

 

Заключение

 

Таким образом, поликультурное образовательное пространство раскрывает большие возможности для освоения обучающимися общечеловеческих и национальных ценностей, для конструктивного взаимодействия различных этнических культур в полиэтнической среде, обеспечивая при этом диалог культур, реализуется функция приобщения учащихся к этнокультурным ценностям, к освоению культуры и духовного наследия коренного народа. Оно способствует развитию личности педагога, независимо от национально-психологических, этнических особенностей, вероисповеданий и т.п.

 

Список использованной литературы

 

1. Безюлёва, Г.В. Социально-психологические риски в поликультурном профессиональном образовании / Г.В. Безюлёва, С.К. Бондырева, Н.Н. Бушмарина, Н.И. Клименко. – М.: МПСИ, 2008. – 198 с.

2. Гукаленко, О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. – Ростов-на Дону: Изд-во РГПУ, 2003. – 512 с.

3. Джуринский, А.Н. Педагогика в многонациональном мире / А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 240 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

5. Сокольников, Ю.П. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе / Ю.П. Сокольников // Воспитание школьников. – № 10. – 2001. – С. 2-9.

6. Чикалкина, Н.Л. Некоторые аспекты особенностей воспитательной работы начального звена обучения в поликультурном пространстве / Н.Л. Чикалкина // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции. – М.: Полиграфист, 2006. – 264 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: