Лекция № 1. Раздел 1
Роль гимнастики в жизни человека. Гимнастика в государственной системе физического воспитания.
Формы организации обучения: лекция, самостоятельная работа.
План изучения первого раздела лекции
1. Значение и место гимнастики в государственной системе физического воспитания.
2. Задачи гимнастики.
3. Методические особенности гимнастики.
4. Классификация видов гимнастики.
5. Основные средства гимнастики.
6. Характеристика личности специалиста в области массовых видов гимнастики.
7. Основные задачи курса «Гимнастики с методикой преподавания». Гимнастика как учебно-научная дисциплина.
8. Задания для самостоятельной работы студентов.
Цели и задачи
Интегрирующая дидактическая цель: сформировать представление о гимнастике как о системе специфических средств и научно-разработанных методических приемов, направленных на решение задач всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления лиц, занимающихся гимнастикой; обосновать значение гимнастических средств, видов и форм занятий гимнастикой в решении задач по реализации целевой государственной программы развития массовой физической культуры и спорта.
Частные дидактические задачи
к учебным элементам модуля (оперативные цели):
УЭ-1 (учебный элемент № 1). Сформировать систему знаний о значении гимнастики в физическом воспитании, образовании, спортивной подготовке, оздоровлении, восстановлении, лечении и приобретении жизненно необходимых навыков прикладного, производственного и оборонного значения.
УЭ-2. Ознакомиться с таксономией (структурой) целей гимнастики в соответствии с современными образовательными тенденциями.
УЭ-3. Изучить методические особенности гимнастики и их роль в формировании исторически сложившейся гимнастической методики как совокупности приемов, обусловленных спецификой упражнений.
УЭ-4. Ознакомиться с классификацией видов гимнастики. Обосновать необходимость данной классификации в зависимости от содержания, направленности и комплекса решаемых задач.
УЭ-5. Определить основные направления применения средств гимнастики в соответствии с общими целями физического воспитания. Охарактеризовать основные группы гимнастических упражнений.
УЭ-6. Проанализировать профессиограмму учителя физической культуры и критерии оценки его профессиональной компетентности.
УЭ-7. Сформулировать основные задачи курса в контексте профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры. Сформировать понятие о гимнастике как о части физического воспитания.
Методические указания к изучению содержания модуля М-1
УЭ-1. Значение и место гимнастики в государственной системе физического воспитания (содержательные программные наставления).
Гимнастика – исторически сложившаяся система специальных упражнений и научно-разработанных методических приемов, применяемых в целях физического воспитания, образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления и лечения лиц, занимающихся гимнастикой, а также приобретения ими жизненно необходимых навыков прикладного, производственного и оборонного значения.
Благодаря практически неограниченным возможностям, которые обусловлены прежде всего большим количеством разнообразных упражнений и различной методикой их применения, гимнастика является одним из ведущих средств реализации долгосрочной целевой государственной программы развития массовой физической культуры и спорта.
Государственные формы организации занятий гимнастикой предусматривают включение гимнастики в государственные программы как одного из обязательных средств занятий физической культурой в детских садах, школах, лицеях, колледжах, вузах и в процессе военной подготовки.
Самодеятельно-общественные формы организации занятий гимнастикой реализуются по месту обучения, работы и проживания. Такие занятия проводятся в форме кружковой, секционной и клубной работы по гимнастике и обеспечивают распространение ее различных видов среди широких масс населения.
УЭ-2. Задачи гимнастики (содержательные программные наставления).
Основные задачи гимнастики на современном этапе развития общества:
1. Образовательно-развивающего воздействия:
- содействие всестороннему гармоничному развитию форм и функций организма;
- развитие физических качеств (силы, гибкости, выносливости, скорости, координации и выразительности движений);
- совершенствование двигательных способностей;
- формирование системы специальных знаний и приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков прикладного характера, способствующих профессиональной подготовке;
- освоение спортивных программ разного уровня сложности.
2. Оздоровительного воздействия:
- укрепление здоровья;
- улучшение обмена веществ;
- повышение уровня жизнедеятельности организма;
- снятие утомления и восстановление работоспособности;
- развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы;
- профилактика и лечение профессиональных и других заболеваний;
- устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма;
- формирование правильной осанки и походки;
- общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.
3. Воспитательного воздействия:
- формирование нравственных качеств (ответственное отношение к труду и общественной собственности, патриотизм, коллективизм, интернационализм, дисциплинированность);
- формирование волевых качеств (смелость, решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка, инициативность);
- формирование эстетических качеств личности.