Совокупное предложение и его факторы




ТЕМА 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)

Совокупный спрос и факторы его определяющие

Процесс объе­динения отдельно взятых цен на товары в совокупную цену (уро­вень цен), сведения равновесного количества отдельно взятых това­ров в реальный объем национального производства называется аг­регированием. Если понята сущность агрегирования, становится возможным переход к анализу совокупного спроса и совокупного предложения, ибо кривые этих понятий можно построить лишь на основе выяснения соотношения между совокупной ценой (уровнем цен) и реальным объемом национального производства, которые от­кладываются соответственно на осях ординат и абсцисс.

Совокупный спрос – это потребность в товарах и услугах со сто­роны населения, предприятий, государства и иностранных госу­дарств, представленная в денежной форме. Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой

AD = C + I + G + Nx,

где С – спрос со стороны домашних хозяйств;

I – спрос на инвестиционные товары предприятий (фирм);

G – спрос государства в рыночной экономике связан с его расходами на закупку товаров, созданных в частном секторе, а также на производ­ство общественных благ и государственные инвестиции;

Nx – спрос на чистый экспорт.

Совокупный спрос представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика дан­ной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели. И наоборот, более высокий уро­вень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Следовательно, между уровнем цен и ре­альным объемом национального производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством кри­вой совокупного спроса (рис. 9.1).

Чем ниже уровень цен при прочих равных условиях, тем большую часть национального продукта готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия.

 

 

Уровень цен

 

AD

Реальный объем ВНП

 

Рис. 9.1. Кривая совокупного спроса

 

Кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо под влияни­ем трех факторов:

эффекта процентной ставки;

эффекта богатства;

эффекта импортных закупок.

На совокупный спрос также влияют неценовые факторы. К ним от­носятся:

Изменения в потребительских расходах (С);

Изменения в инвестиционных расходах (I);

Государственные расходы (G);

Расходы на чистый экспорт (Nx).

 

Совокупное предложение и его факторы

Совокупное предложение (AS) – это тот объем реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при данном уровне цен.

Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным пред­ложением. Более высокий уровень цен стимулирует производство това­ров и услуг в национальной экономике, что увеличивает их предложе­ние. Более низкий уровень цен вызывает сокращение производства, а значит, и предложения товаров и услуг (национального продукта). По­этому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном.

В современной экономической литературе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения (рис. 9.2).

 

Рис. 9.2. Кривая совокупного предложения

 

Первый – горизонтальный, или кейнсианский, отрезок - отражает состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощ­ности и ресурсы, предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки про­стаивающих производственных мощностей. Объем производства растет при сохранении существующего уровня цен.

Второй отрезок – промежуточный, или восходящий – соответствует периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального объема производства национального про­дукта связано с ростом цен.

Третий отрезок – вертикальный, или классический – отражает раз­витие экономики в условиях полной загрузки мощностей и полной за­нятости. В такой ситуации любое изменение уровня цен не может изме­нить объем производства и предложения национального продукта.

На величину предложения национального продукта влияют цено­вые и неценовые факторы. Существует прямая связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения.

Неценовые факторы сдвигают кривую предложения вправо вверх или влево вниз. К таким факторам относятся:

• издержки – рост издержек уменьшает объем выпуска национально­го продукта и ведет к снижению объема предложения;

• цены на ресурсы их рост увеличивает издержки, что ведет к умень­шению предложения, и наоборот;

• производительность труда – увеличение производительности тру­да ведет к увеличению объема предложения;

• новая технология ее массовое применение позволяет увеличить объем произведенного национального продукта и его предложения;

• налоги и субсидии– при увеличении налогов растут издержки на единицу продукции, а значит, предложение уменьшается. Государ­ственные субсидии ведут к снижению издержек фирм и соответст­венно к росту совокупного предложения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: