ТЕМА 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)
Совокупный спрос и факторы его определяющие
Процесс объединения отдельно взятых цен на товары в совокупную цену (уровень цен), сведения равновесного количества отдельно взятых товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием. Если понята сущность агрегирования, становится возможным переход к анализу совокупного спроса и совокупного предложения, ибо кривые этих понятий можно построить лишь на основе выяснения соотношения между совокупной ценой (уровнем цен) и реальным объемом национального производства, которые откладываются соответственно на осях ординат и абсцисс.
Совокупный спрос – это потребность в товарах и услугах со стороны населения, предприятий, государства и иностранных государств, представленная в денежной форме. Таким образом, совокупный спрос может быть выражен формулой
AD = C + I + G + Nx,
где С – спрос со стороны домашних хозяйств;
I – спрос на инвестиционные товары предприятий (фирм);
G – спрос государства в рыночной экономике связан с его расходами на закупку товаров, созданных в частном секторе, а также на производство общественных благ и государственные инвестиции;
Nx – спрос на чистый экспорт.
Совокупный спрос представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели. И наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта. Следовательно, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством кривой совокупного спроса (рис. 9.1).
Чем ниже уровень цен при прочих равных условиях, тем большую часть национального продукта готовы приобрести потребители внутри страны и из-за границы, правительство и предприятия.
Уровень цен
AD
Реальный объем ВНП
Рис. 9.1. Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо под влиянием трех факторов:
• эффекта процентной ставки;
• эффекта богатства;
• эффекта импортных закупок.
На совокупный спрос также влияют неценовые факторы. К ним относятся:
• Изменения в потребительских расходах (С);
• Изменения в инвестиционных расходах (I);
• Государственные расходы (G);
• Расходы на чистый экспорт (Nx).
Совокупное предложение и его факторы
Совокупное предложение (AS) – это тот объем реального национального продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при данном уровне цен.
Существует прямая связь между уровнем цен и совокупным предложением. Более высокий уровень цен стимулирует производство товаров и услуг в национальной экономике, что увеличивает их предложение. Более низкий уровень цен вызывает сокращение производства, а значит, и предложения товаров и услуг (национального продукта). Поэтому простая модель совокупного предложения представляет собой кривую с положительным наклоном.
В современной экономической литературе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Кривая совокупного предложения
Первый – горизонтальный, или кейнсианский, отрезок - отражает состояние спада, депрессии экономики. Здесь имеются избыточные мощности и ресурсы, предприятия полностью не загружены. Поэтому рост национального производства происходит в результате загрузки простаивающих производственных мощностей. Объем производства растет при сохранении существующего уровня цен.
Второй отрезок – промежуточный, или восходящий – соответствует периоду оживления производства, выходу экономики из кризиса. Здесь увеличение реального объема производства национального продукта связано с ростом цен.
Третий отрезок – вертикальный, или классический – отражает развитие экономики в условиях полной загрузки мощностей и полной занятости. В такой ситуации любое изменение уровня цен не может изменить объем производства и предложения национального продукта.
На величину предложения национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Существует прямая связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения.
Неценовые факторы сдвигают кривую предложения вправо вверх или влево вниз. К таким факторам относятся:
• издержки – рост издержек уменьшает объем выпуска национального продукта и ведет к снижению объема предложения;
• цены на ресурсы – их рост увеличивает издержки, что ведет к уменьшению предложения, и наоборот;
• производительность труда – увеличение производительности труда ведет к увеличению объема предложения;
• новая технология – ее массовое применение позволяет увеличить объем произведенного национального продукта и его предложения;
• налоги и субсидии– при увеличении налогов растут издержки на единицу продукции, а значит, предложение уменьшается. Государственные субсидии ведут к снижению издержек фирм и соответственно к росту совокупного предложения.