Образовательной деятельности
в условиях реализации ФГОС »
(средняя группа)
2016-2017 учебный год
Тема: «Игра как средство образовательной деятельности
в условиях реализации ФГОС»
Актуальность темы:
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский) С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи:
1. Формировать способности к творческому саморазвитию и игровой деятельности.
2. Освоить современные технологии и методы организации игры.
3. Изучить особенности организации игровых моментов в группе, привлечь родителей к организации воспитательно - образовательной работы с детьми.
4. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Планирование работы по самообразованию
Срок | Этап | Проблема | Содержание работы |
В течение года | Организационно - теоретический | Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности | Подбор и изучение психолога – педагогической, методической литературы, нормативно-правовых документов |
Октябрь - апрель | Накопительно - практический | Использование игровых методов в практике ДО как инновационной педагогической технологии | Изучение методики игровых технологий педагогов в Интернете, проведение игровых технологий в режимных моментах с детьми средней группы, консультации для педагогов ДО, участие в конкурсах и различного уровня, привлечение родителей к организации игровых технологий в группе |
Май | Заключительный | Повышение познавательного интереса педагогов ДО, дошкольников и их родителей в организации игровых моментов | Освещение данной темы на своем сайте, самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе |
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.
Изучение учебно-методической литературы:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
2. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80. 3. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с. 4. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с. 5. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с. 6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с 7. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с. 8.Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме 9.Изучение статей, конспектов по самообразованию и игровой деятельности на интернет сайте: https://nsportal.ru., maam.ru
Работа с детьми: Формы и методы работы с детьми: Игры детей могут происходить в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности должны быть созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
В физическом направлении развития детей создается зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью.
Для социально-личностного направления развития детей создаются центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя.
В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская», «Докторская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств.
В центре искусства дети лепят, рисуют.
В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития «Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.
Работа организуется по двум направлениям:
- проводятся игры-занятия с группой детей и индивидуально;
- побуждать детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.
Работа с родителями:
1. Консультация « Играя, развиваем речь детей» ( сентябрь)
2. Консультация «Играйте вместе с ребенком» (ноябрь)
3. Родительское собрание «Сюжетно-ролевая игра, как ведущий вид деятельности» (январь)
4. Творческая мастерская «Веселые игры» (январь)
5. Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр» (февраль)
6. Мастер-класс (по авторской разработке) «Игра-забава» (апрель)
Взаимодействие с педагогами: 1.Консультации для педагогов:«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».2.Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей (в течение года). 3. Посещение МО, изучение опытов других воспитателей с использованием статей из журналов и интернет источников (в течение года).