Преступления на воздушном транспорте




 

В УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Их видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.

В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК соблюдено не в полной мере.

Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст. 270 и 271 УК (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов). Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе скорее посягает на порядок управления[55].

В гл. 27 ст. 263 УК РФ[56] нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации воздушного транспорта.

В ст. 271 УК РФ представлено нарушение правил международных полетов[57].

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения воздушного транспорта при осуществлении международных полетов.

Объективная сторона преступления заключается в действии или бездействии, выражающемся в нарушении правил международных полетов. Согласно п. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ[58] под международным понимается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты в воздушном пространстве России выполняются в соответствии с законодательством РФ, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Диспозиция нормы, предусмотренной ст. 271 УК, является бланкетной, поэтому для вывода о наличии в деянии лица признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим правила международных полетов, в частности к положениям Закона РФ "О Государственной границе РФ[59]", Воздушного кодекса РФ, других нормативных актов и международных соглашений.

Международный полет осуществляется по официальному разрешению, выдаваемому экипажу воздушного судна. В разрешении указывается маршрут и высота полета, воздушные коридоры, места пересечения государственной границы, места посадки и т.п.[60]

Правила международных полетов распространяются на различные воздушные суда, осуществляющие полет в воздушном пространстве более чем одного государства: самолеты, вертолеты, дирижабли.

Деяние (действие или бездействие) выражается в несоблюдении положений, указанных в разрешении. В статье 271 УК говорится о несоблюдении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или об иных нарушениях правил международных полетов. Иные нарушения могут заключаться во влете в запретные для полета районы, невключении опознавательных сигналов и т.п.

Состав преступления является формальным; рассматриваемое преступление окончено в момент нарушения правил международных полетов. Если причинены последствия, предусмотренные ст. 263 УК, то при наличии других признаков, указанных в этой статье, ответственность наступает по совокупности преступлений как нарушение правил международных полетов и правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный — члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

Также на воздушном транспорте преобладают преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Нормы гл. 24 УК предусматривают ответственность за посягательство на общественную безопасность и общественный порядок.

К такому виду безопасности среди других относится и безопасность функционирования транспорта.

Преступления данной группы направлены на дестабилизацию нормальной жизни человеческого общества, посягают на его безопасные условия существования, его материальные и духовные ценности, основы безопасности личности, общества и государства, причиняют или могут причинить значительный физический, материальный, моральный и иной вред.

Высокая общественная опасность заключается также и в том, что значительная часть этих преступлений относится к преступлениям международного характера (террористический акт, захват заложника, угон воздушного судна, пиратство и др.).

Ст. 205 УК РФ Террористический акт:

Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

В Концепции национальной безопасности России терроризм назван среди иных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России, так как из национальной проблемы он вырос в транснациональную и угрожает стабильности в мире. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"[61] устанавливает основные действия по пресечению террористических актов в воздушной среде (ст. 7).

Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Статья 211 УК РФ[62] угон судна воздушного транспорта, захват такого судна в целях угона - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

Те же деяния, совершенные:

- группой лиц по предварительному сговору;

- с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия

- с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Опасность данного преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа воздушного судна, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

Поэтому дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные суда.

Судами воздушного транспорта являются летательные устройства, приводимые в движение двигателями — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.) угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломной работе на тему: "Виды правонарушений на воздушном транспорте" были изучены следующие вопросы:

- правовое регулирование воздушного транспорте и его значение в обеспечении безопасности полетов, а также показано современное состояние воздушного транспорта Российской Федерации.

- правонарушения на воздушном транспорте;

- виды правонарушений на воздушном транспорте (дисциплинарный проступок, административный, гражданско-правовой и уголовные преступления).

При написании дипломной работы были использованы нормативно-правовые акты, комментарии, учебная литература и научные статьи.

На основании изложенного материала в дипломной работе на тему: "Виды правонарушений на воздушном транспорте", можно сделать следующие выводы:

Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом, по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.

В сфере воздушного транспорта остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.

Рассуждая о вопросах безопасности полетов, следует исходить в первую очередь из того бесспорного вывода, что более 60% происходящих в последнее время аварий и авиакатастроф прямо или косвенно связаны с несовершенством нормативной базы. Надо полагать, что именно с учетом этих исходных данных и должны устанавливаться приоритеты новых подходов по повышению безопасности полетов.

Что касается нормативной базы, то наведение элементарного порядка в ней следует начинать, конечно же, с законодательных актов (тем более что документов этого уровня совсем немного). К сожалению, даже поверхностное изучение основ транспортного законодательства позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день законодатели не выработали единого подхода к вопросам обеспечения безопасности использования транспортных средств различных видов.

Следует отметить, что принятие предлагаемого проекта в том виде, как есть, едва ли окажет хоть какое-то воздействие на состояние аварийности на авиатранспорте, так как более чем в 20 его статьях содержатся преимущественно ни к чему не обязывающие декларации. По нашему мнению, главным содержанием закона, направленного на регулирование такой сложной сферы, как безопасность полетов, должно быть четкое разграничение ответственности участников правоотношений по использованию воздушных судов, а также указание на субъекты такой ответственности.

Изучение действующей нормативной базы позволяет сделать вывод, что ни в Воздушном кодексе РФ, ни в иных документах, таких, например, как Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях, не просматривается системного подхода к правовому регулированию сферы использования воздушного транспорта. В то же время нет сомнений, что регулирование вопросов использования воздушных судов должно осуществляться на основе специального законодательства.

Именно существующая сложность системы организации, управления и обеспечения полетов, многообразие факторов влияния на работу экипажа ВС существенно затрудняют понимание причин и причинно-следственных связей, обусловивших факт наступления авиапроисшествия. Чтобы "распутать" взаимодействие условий и факторов и определить не очевидные, т.е. лежащие на поверхности, а истинные причины происшедшего, требуются высококвалифицированные специалисты, значительные материальные затраты и длительное время.

Безопасность полетов в значительной мере обусловлена качеством созданного воздушного судна, под которым подразумевается определенный уровень безопасности его использования с сохранением необходимых технических характеристик в течение всего периода эксплуатации. Основы качества воздушного судна закладываются на этапе его проектирования и в ходе последующих испытаний созданного экспериментального образца.

Конкретные обязанности разработчиков по поддержанию летной годности воздушного судна следуют из подзаконных нормативных актов, таких как ГОСТ В15.305-85 "Авторский надзор в процессе производства изделий авиатехники" и ГОСТ В15.704-83 "Авторский надзор в процессе эксплуатации изделий авиатехники". В настоящее время эти принятые более 20 лет назад подзаконные акты основательно устарели, но при этом продолжают оставаться действующими. Однако сегодня нет уверенности, что правовые нормы, устанавливающие обязанности разработчиков по сопровождению в эксплуатации созданных ими ВС будут переработаны в свете современных требований и станут обязательными для исполнения.

Практика последних 20 лет показывает, что действующее в настоящее время правовое регулирование вопросов дисциплины труда в области единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) является эффективным и достаточным.

В период последних 10 лет остро стоит вопрос о нехватке персонала по управлению воздушным движением. Разработаны и приняты различные программы по привлечению специалистов на данную работу.

Региональный уровень государственной системы профилактики правонарушений начал формироваться в России с того времени и стала проводиться работа по созданию в стране государственной системы профилактики правонарушений.

Разработанная МВД России базовая модель государственной системы профилактики правонарушений включает 4 уровня - в субъектах РФ, в городах с районным делением, в городах без районного деления, в муниципальных поселениях.

Одной из главных целей государственной системы профилактики правонарушений является консолидация усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, в том числе терроризмом, экстремизмом и иными противоправными явлениями.

Основными направлениями системы профилактики правонарушений являются: предупреждение преступлений общекриминальной направленности, административных правонарушений, активизация борьбы с алкоголизмом, наркоманией, детской беспризорностью, незаконной миграцией, экстремизмом и терроризмом, ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обеспечение безопасности дорожного движения.

Формирование государственной системы профилактики правонарушений ведется по следующим направлениям:

1. Издание федеральных законов, касающихся реализации профилактических функций государства и выступающих базовыми по отношению к региональным программам предупреждения правонарушений.

2. Совершенствование регионального законодательства, закрепляющего основы региональных программ предупреждения правонарушений.

3. Разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества.

4. Поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, религиозных конфессий, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.

В качестве одного из ключевых моментов формирования региональных программ предупреждения правонарушений является введение освобожденных должностей заместителей глав администраций по профилактике правонарушений на всех уровнях (администраций субъектов Российской Федерации, городов с районным делением, городов без районного деления и муниципальных образований в сельской местности).

Для координации деятельности всех субъектов профилактики признано необходимым создание в регионах межведомственных комиссий по профилактике правонарушений.

Для последовательного формирования государственной системы профилактики правонарушений большое значение имеют усилия всех субъектов профилактики по разработке, принятию и последующей реализации региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью[63].

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: