Краткий курс психоанализа к 160-й годовщине Зигмунда Фрейда




Автор: Александр Карпец
Публицист, журналист https://fraza.ua/analitics/06.05.16/245082/kratkij_kurs_psihoanaliza_k_160_j_godovschine_zigmunda_frejda.html

Все воистину великие учения подверглись извращению, профанации и опошлению. Ярчайшим примером служит психоанализ. В «околоинтеллектуальной тусовке» его обычно сводят к невежественной болтовне о комплексе Эдипа, эрогенных зонах, символах фаллоса и прочих «пикантных» вещах. Наиболее продвинутые вспоминают о сновидениях, оговорках, Эросе и Танатосе…

Многие «учёные в законе» по сей день считают взгляды Фрейда антинаучными. В сознании массового обывателя прочно укрепилась мысль о том, что фрейдизм – это «о сексе, о сексе и ещё раз о сексе». Хотя Фрейд и дал некоторые основания для подобных невежественных мнений, суть его учения заключается совсем в ином.

Фрейд экспериментально доказал, что бессознательное объективно существует и решающим образом влияет на поведение людей. Фрейд впервые сделал предметом науки эмоции человека, ибо до него этим занимались лишь поэты да художники. Фрейд предпринял первую попытку создать динамическую энерго-информационную модель психики индивидуальной и даже замахнулся на социальную…

Фрейд сталкивался с непониманием и откровенным издевательством, особенно с учётом своего еврейского происхождения. Будучи первопроходцем, он постоянно пересматривал свои взгляды, из своих гениальных открытий часто делал поразительно неверные выводы. Это была череда «гениальных заблуждений»…

6 мая 2016 года Зигмунду Фрейду исполняется 160 лет. Также в нынешнем году исполняется 120 лет самому термину «психоанализ», который Фрейд ввёл в обиход в 1896 году. Впрочем, сейчас этот расхожий термин представляется некорректным. На склоне лет Фрейд часто называл свою систему взглядов «метапсихологией», а сегодня многочисленные отрасли знаний, выросшие из фрейдизма, называют «глубинной психологией».

Начать следует с развенчания невесть откуда взявшейся среди наших «хуторянских культуртрегеров» басни о том, что Фрейд якобы родился в городке Тисменица нынешней Ивано-Франковской области. Сейчас эта тема несколько поутихла, но лет этак десять назад активно циркулировала среди национал-патриотической тусовки. Это что-то вроде «Украина – родина слонов»!.. Серьёзных подтверждений этому найти не удалось. Но часть украинцев действительно жила с Фрейдом в одном государстве.

Во всех биографиях Фрейда указывается, что он родился 6 мая 1856 года в городке Фрайбург (теперь – Пршибор) в Моравии (современная Чехия, а тогда – Австро-Венгрия) в еврейской семье торговца сукном. Через год семья переехала в Вену, где Фрейд и прожил почти до самой смерти. Жили бедно, в семье было 8 детей. Зигмунд выделялся способностями, умом и страстью к учёбе, поэтому у него была отдельная комната для занятий и керосиновая лампа, когда остальная семья обходилась свечами (это любопытное обстоятельство подчёркивают все биографии Фрейда).

Отец Зигмунда Якоб нёс бремя ответственности за семью, был человеком суровым, и часто от отцовского гнева мальчика спасала мать Амалия. Смесь восхищения и страха перед отцом и привязанность к матери стали прообразом идеи об Эдиповом комплексе. Для любителей еще недавно модного мифа о среднем классе как «воплощении свободы и душевной красоты» отметим, что Зигмунд рос в авторитарно-патриархальном обществе среднего класса викторианской эпохи, и это сильно отразилось на его характере и мировоззрении. Даже «апологет среднего класса» Карл Эмиль Максимилиан (Макс) Вебер характеризовал европейских мелких буржуа прошлого как «бесцветных, упорных людей, послушных и работящих, единственной дозволенной эмоцией которых было ощущение суровости жёсткого, чуждого и скучного мира». В ХХ веке после массовой жестокости, фашизма и тоталитарии это привело к современному приспособленчеству, гедонизму и потребительству, о чем позднее замечательно напишет один из гениальнейших последователей Фрейда Эрих Фромм, внесший огромный вклад в социальное направление глубинной психологии.

В 17 лет Зигмунд окончил с отличием гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Особого выбора у него не было из-за антисемитских порядков Австро-Венгрии. Это тоже отразилось на характере Фрейда: независимость суждений, привычка быть в оппозиции. Нищему Фрейду карьера врача сулила обеспеченность. Вместе с тем он вошёл в студенческий кружок по изучению политики, философии и истории. Через 50 лет Фрейд писал, что особой склонности к профессии врача он не имел и его больше интересовали общечеловеческие проблемы.

В университете он проучился дольше обычного – 8 лет, одновременно работая в лаборатории известного физиолога Эрнста Брюкке, где в своё время стажировался русский физиолог Иван Сеченов. Фрейд самоотверженно овладевал знаниями – ему нужна была компенсация за нищенское детство и юность, за то, что его родителей богатые мерзавцы называли «жидами»… Зигмунд работал в области гистологии, анатомии, неврологии, публиковал статьи. В 26 лет получил степень доктора медицины. Он хотел продолжить работу в лаборатории Брюкке, но не было вакансий.

Парадокс, но «апологет сексуальности» Фрейд испытывал затруднения в общении с особями женского пола. Как-то он влюбился в известную актрису, посылал ей цветы и страстные письма, но актрисой этой была Сара Бернар (всего лишь навсего!), которая такие письма получала пачками и пачками же выбрасывала их в мусор, что случилось и с посланиями Фрейда. Под влиянием этого эпизода позднее он написал работу о «рыжих стервах», где ввёл понятие «сублимация». Знакомство Фрейда с будущей женой Мартой Берней (такой же бедной, как и он) произошло «романтично»: коляска Марты чуть не сбила задумчивого врача Зигмунда, который наблюдал за повадками венских бюргеров. (Слава Богу, что тогда ещё не было «черных бумеров», иначе психоанализ так и не был бы открыт!) Чтобы обеспечить семью, Фрейд оставляет работу в лаборатории, с неохотой начинает частную врачебную практику, но с наукой не порывает и в 1885 году получает место приват-доцента в Венском университете.

Фрейд стажируется в Париже у знаменитого невролога Жака Шарко – того самого, который придумал «душ Шарко». Здесь Фрейда посетила гениальная догадка: паралич при истерии есть психическое, а не чисто соматическое расстройство. Шарко мимоходом определил весь жизненный путь Фрейда, заявив, что источники многих симптомов неврозов имеют сексуальный характер. Исследование истерии и гипноза приводит Фрейда к выводу о наличии психических процессов, которые происходят вне сознания; они влияют на поведение больного, но он не знает об их существовании.

В Вене Фрейд сотрудничал с известным врачом Иосифом Брейером (1842-1925), с которым позднее написал совместную книгу «Исследование истерии» (1895). Они лечили истерию, погружая пациента в гипноз и заставляя его вспоминать причины болезни, что часто вело к взрывам эмоций, облегчению, а иногда – к выздоровлению. Брейер и Фрейд назвали это древнегреческим словом «катарсис» (очищение). В 1889 году в Нанси Фрейд познакомился с работой известных французов Лебеля и Бертгейма по истерии и гипнозу. Но гипноз не всегда позволяет проникнуть к забытым переживаниям из-за явления «сопротивления», и Фрейд занялся свободными ассоциациями, оговорками, забываниями, сновидениями, бессвязными текстами etc. Результатом стал ряд его работ – «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905).

* * *

Так Фрейд разрушил миф о том, что главное в человеке – это сознание. Он доказал на эксперименте существование огромного массива бессознательного, которое решающим образом влияет на бытие и сознание человека. Это – радикальное открытие! До Фрейда психология занималась сознанием, памятью, акустическими и визуальными явлениями, а бессознательное было довольно мутным понятием, которым пользовались философы в своих спекуляциях. Правда, Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677), за 250 лет до Фрейда, заметил, что, осознавая свои желания, мы далеко не всегда осознаём вызывающие их мотивы. В работе «Польза психоанализа» (1913) Фрейд ехидно писал, что философы сводили психику к сознанию, а бессознательное считали чем-то мистическим и вообще не подлежащим научному исследованию. Даже сейчас, в ХХI веке, различные «социологи», «политологи» и прочие «логи» упорно жонглируют невежественным понятием «массовое сознание», хотя уже давно следует вести речь о психике как диалектически противоречивом единстве сознания и бессознательного при непрерывном энерго-информационном обмене между ними. В свою очередь, бессознательное имеет различные уровни – био-инстинктивный, индивидуальный (Фрейд), коллективный (Карл Юнг, https://fn.fraza.ua/analitics/26.07.2015/226602/otkrovenija_mudretsa_iz_kjusnahta_k_140_letiju_karla_gustava_junga_.html), перинатальный (околородовой) и трансперсональный (надличностный) (Станислав Гроф, https://fn.fraza.ua/analitics/04.09.15/229966/soznanie_za_predelami_mozga_k_vizitu_v_kiev_stanislava_grofa.html).

Будучи убеждённым материалистом, Фрейд справедливо полагал, что психическая жизнь – это последовательный непрерывный процесс, основанный на законе сохранения энергии. Каждая мысль, чувство, действие имеют свою причину. Если они кажутся беспричинными и неосознанными, то причину следует искать в бессознательном. Фрейд предлагает первую модель структуры психики из трёх уровней: сознание, подсознание (бессознательное), предсознание (неосознанное, но которое можно осознать). Эти уровни взаимосвязаны энергетическими и информационными потоками. Сознание отделено от пред- и подсознания особой субстанцией – «цензурой», которая вытесняет в подсознание неприемлемые и осуждаемые личностью и обществом содержания и по сложному нелинейному алгоритму регулирует поступление в сознание бессознательных энерго-информационных потоков. Так Фрейд заложил основы «метапсихологии» как совокупности трёх точек зрения: динамической (теории сил), экономической (теории количеств) и топической (теории психических мест).

Взгляды Фрейда с огромным трудом пробивали себе дорогу, подвергались насмешкам и издевательствам в научном мире и среди буржуа. Но вокруг Фрейда возникает кружок единомышленников: Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Отто Ранк, Карл Густав Юнг, Шандор Ференци, Карл Абрахам, Эрнст Джоунс и другие. В 1909 году вместе с Юнгом и Ференци Фрейд был приглашён читать лекции в США. Учение Фрейда в Америке безоговорочно приняли, его работы были очень популярны в США. Фрейд был весьма польщён, но его – чопорного европейца – возмутило американское панибратство, когда гид называл его «стариной». Больше Фрейд в Америку не ездил. Со временем психоанализ начали признавать в Европе. В 1908 году состоялся Первый международный психоаналитический конгресс, а в 1909-м начал выходить международный журнал по психоанализу.

Фрейд абсолютно верно предположил, что людьми движет психическая энергия – «либидо», подавление которой ведёт к неврозу. Но природу этой энергии он ошибочно считал исключительно сексуальной, и этому есть простое объяснение. Напомним, что Фрейд жил в буржуазной среде, его пациентами были зажиточные обыватели, а сам Фрейд не был свободен от того, что комсомольцы 1920-х годов называли «буржуазными предрассудками». Относительная стабильность на рубеже ХIХ-ХХ веков в Европе породила среди западных буржуа либерал-оптимистическую иллюзию о наступлении эпохи гармонии и прогресса. В отличие от аристократии или люмпена средний класс ещё держался строгой пуритансой морали, поэтому едва ли не самой большой проблемой в жизни казалась сексуальная – «несчастная любовь» из-за «брака по расчёту», «альянсы-мезальянсы», тайные адюльтеры, в том числе кровосмесительные, прочие «сексуально-мещанские страсти». Среди пациентов, которых пользовал Фрейд, другие проблемы на тот момент если и существовали, но в незначительном количестве.

Первая мировая война взорвала буржуазную идиллию и показала, что на свете есть намного более страшные вещи, чем сексуальный невроз, а Фрейду пришлось радикально изменять свои взгляды, о чём далее.

Сие есть, кстати, ярчайшей иллюстрацией иллюзий общественного сознания, о которых говорил еще один гениальный еврей – Карл Генрих Маркс. Не вдаваясь в подробности, отметим, что эти иллюзии сознания имеют бессознательную основу по преимуществу.

А еще хочется провести параллель между инфантильным оптимизмом на рубеже ХIХ-ХХ веков в Европе и подобными же настроениями начала 2000-х годов, когда только и болтовни было, что о скором наступлении «всеобщего потребительского счастья» западного образца. А изобретение и повсеместное распространение Интернета и наступление «информационного общества» было объявлено чуть ли не решением всех проблем. Один американский «умник» японского происхождения даже объявил о «конце истории». Прошли всего-то лет десять, и выяснилось, что всеобщее потребительство и виртуализация через Интернет несут крайне негативные последствия, ресурсов планеты на всеобщее потребительство катастрофически не хватает. Затем началось нынешнее международное обострение, зацепившее Украину и все более сталкивающее мир к катастрофическим проблемам, от которых, казалось бы, ушли еще в конце ХХ века. Но вернемся к Фрейду…

По Фрейду, человек – биологическая человеко-машина (homme machine), замкнутая система, которой движут две силы: инстинкт самосохранения (принцип реальности) и сексуальный инстинкт (принцип удовольствия), причём принцип реальности ограничивает получение удовольствия для сохранения жизни индивида. «Принцип действия» машины основан на «гидравлической» схеме: рост напряжения – неудовольствие – разрядка напряжения – удовольствие – рост напряжения и так далее. Идеальным считается состояние покоя при внутриутробной жизни. Но человек – существо ещё и социальное, так как он нуждается в других для удовлетворения инстинктов самосохранения и сексуальности: ребёнку нужна мать, взрослому – общество, сексуальный партнёр и так далее. Нomo sexualis у Фрейда – это вариант классического homo economicus. Нomo economicus – обособленный индивид, который вступает в отношения с другими, чтобы удовлетворить свои экономические потребности путём рыночного обмена. Физиологические потребности homo sexualis в нормальном варианте удовлетворяются в отношениях между полами, хотя есть и варианты однополых извращений. Взгляды Фрейда обусловлены духом товарно-рыночной экономики, ибо, как говаривал вождь мирового пролетариата товарищ Ленин, жить в обществе и быть свободным от него невозможно. При всей гениальности Фрейд, будучи ниспровергателем буржуазных предрассудков, в то же время был слишком буржуа…

Фрейд был слишком европейским рационалистом и слишком человеком ХIХ века с его вульгарным материализмом в стиле Фогта-Бюхнера-Молешотта. Считалось, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь – к печени, а моча – к почкам (очень проникновенно об этом писал незабвенный Иван Сергеевич Тургенев в «Отцах и детях»). Исповедуя «редуктивный» метод сведения психики к простейшим инстинктам, Фрейд искал логико-рациональные объяснения психических явлений в биологической природе человека по цепям линейной причинности; считал, что сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте и что человек рождается в виде «tabula rasa», имея лишь простейшие животные инстинкты, а затем культура «наносит на этой чистой доске письмена». Кстати, современная официальная наука де-факто придерживается того же мнения.

* * *

Раскол психоанализа начался с отхода двух самых талантливых учеников Фрейда – Альфреда Адлера и Карла Юнга – и произошёл из-за несогласия с базовыми постулатами «гуру» об исключительно био-сексуальной природе психики, неразумности подсознания etc. Адлер считал основной направленностью психоэнергии борьбу за существование, власть и деньги; это типичное мировоззрение «рыночного общества», впрочем, реально Адлер много сложнее, но это отдельная тема.

Отдельно следует сказать о Юнге, которого ошибочно считают лучшим учеником Фрейда и «наследным принцем психоанализа». Юнг знал труды Фрейда, разделял взгляды о бессознательном, поддерживал психоаналитическое движение, мучительно переживал разрыв с Фрейдом в 1913 году. Но он изначально пошёл совершенно другим путём. Юнг отбросил идею Фрейда о человеке как «биологической машине», считал сексуальность лишь частным случаем либидо, а главной причиной невроза видел не детство, а конфликты всей жизни. Юнг считал либидо общей для человека, природы и космоса жизненной энергией. По Юнгу, линейная причинность не является единственным и обязательным принципом в космосе. Фрейд развенчал многие иллюзии, но только Юнг бросил вызов сущностной основе психологии – ньютоно-картезианскому мировоззрению. Он утвердил в психологии принцип теории относительности Эйнштейна: результат наблюдения нельзя считать объективным без учёта позиции наблюдателя. Взгляды Юнга лежат в основе идеи современной философии науки о том, что в науке главенствуют не наблюдение, эксперимент и обработка данных, а парадигма – априорные убеждения, ценности, установки о реальности (Томас Кун и др.). Юнг признавал преимущество мистического над научным, иррационального перед рациональным, бессознательного над сознанием, таинственного над известным, созидательного над производительным, религиозного над профаническим. Он ввёл понятие акаузального (беспричинного) связующего принципа «синхронности» – совпадения событий в разных точках времени и/или пространства, что может показаться антинаучной мистикой. (Юнг приводит пример со шведским учёным Сведеборгом, который пережил видение пожара в то время, когда пожар действительно бушевал в Стокгольме). Но эту идею поддержали Альберт Эйнштейн и творец квантовой теории Вольфганг Паули. Впрочем, представляется, что «беспричинных тайн» не бывает, а есть тайны и причины, доселе неразгаданные. Есть гипотеза, что психика, как и Космос, имеет квантово-волновую природу (Карл Лэшли, Карл Прибрам), что созвучно идеям о «биоморфогенных полях» (Руперт Шелдрейк). Допустив взаимодействие через пространство и время волновых полей психики и окружающего мира, можно объяснить «беспричинную акаузальность». Механизм этого сегодня есть тайна, но тайной являются механизмы гравитации и электромагнетизма, которыми пользуются давно. Более того, волны могут быть модулированы, т. е. материя – это не только вещество и энергия, но информация, смысл, что объясняет идею Бога вполне материалистически… Вопреки фрейдовскому сведению психики к простейшим биоинстинктам, механическому разделению и противопоставлению бессознательного и сознания, Юнг считал психику динамическим противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействие сознания и бессознательного при непрерывном энерго-информационном обмене между ними. Вопреки Фрейду, Юнг не считал подсознание психо-биологической свалкой отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний, подсознательно ассимилированных запретов etc. По Юнгу, подсознание -- разумная субстанция, связывающая человека с природой, космосом и всечеловеческим. Юнг опроверг мнение о человеке как о «tabula rasa» и под Фрейдовым индивидуальным бессознательным обнаружил более глубокий уровень «коллективного бессознательного».

Поскольку Фрейд вырос в авторитарно-патриархальной среде, то психоаналитическое движение он выстроил в виде иерархо-бюрократической структуры во главе с собой и своим ближайшим окружением. «Раскольники» были изгнаны, «отлучены», «преданы анафеме». Фрейдизм раскололся на «ортодоксальный», который контролировал Фрейд, так сказать, «сексуал-биологизаторский», и различные «ереси», часть которых пошла намного дальше «ортодоксов».

* * *

По Фрейду, основой психической жизни является побуждающая к действию сила – инстинкт, который включает цель, импульс и объект. Согласно концепции Фрейда о «био-человеко-машине» цель состоит в уменьшении раздражения до терпимого уровня, объект – предмет или действие, которые служат удовлетворению цели, а импульс – энергия для удовлетворения инстинкта. В целом инстинкт – это канал для протекания психоэнергии. Энергия может быть помещена в некую сферу психической жизни, идею, действие (катексис). Психоаналитик пытается найти места болезненного катектирования либидо, высвободить и перераспределить энергию, что созвучно религиозным практикам.

Основываясь на своих исследованиях детской сексуальности, Фрейд предпринял попытку создания психодинамики и первой научной характериологии. Основная потребность ребёнка после рождения – это питание, поэтому либидо катектируется (фиксируется) в области рта, где возникает «эрогенная зона», и этот этап Фрейд называет «оральной стадией сексуальности». При нормальном развитии в ходе взросления ребёнок проходит эту стадию, а эрогенная зона перемещается на другие части тела. Но у взрослых остаются привычки оральной фазы: сосание, жевание, курение, грызение ногтей. Если они превышают норму, это говорит о «фиксации» на оральной фазе, то есть задержке психического развития. Затем ребёнка приучают к туалету, и он переключает внимание на «отправление естественных надобностей», эрогенная зона перемещается к органам выделения, и наступает «анальная» стадия развития, которая в норме формирует аккуратность, бережливость, устремлённость, а в патологии – упрямство, жадность, садизм. С 3-х лет ребёнок осознаёт наличие или отсутствие у него пениса и наступает «фаллическая» стадия. Получив патриархальное воспитание, Фрейд всю жизнь упорно проводил забавную мысль об ущербности особей женского пола из-за отсутствия у них пениса. Объектом либидо на этой фазе становится родитель противоположного пола. Мальчик ревнует мать к отцу, которого одновременно боится и любит (Эдипов комплекс), девочка – наоборот (комплекс Электры). Здесь Фрейд сделал огромное открытие, которое выходит далеко за рамки «психосексуальности»; речь идёт об «амбивалентности» психоэнергии (что, кстати, говорит о её не только энергетическом, но и информационном характере), то есть что она может быть направлена как во благо, так и во зло, причём одновременно. Выход из «психологической коллизии» ребёнок находит в отождествлении себя с конкурирующим родителем и подавления сексуально-инцестуозных стремлений путём формирования основы морали – «сверх-Я» (super-Ego). На этом заканчивается догенитальный период развития, и после стадии латентной сексуальности наступает полноценная «генитальная» фаза, когда либидо переключается на сексуального партнёра противоположного пола (в норме), а содержания стадий догенитальности вытесняются в подсознание и сублимируются в несексуальные виды (творчество, наука, спорт etc). Но ряд внутрипсихических и внешнесоциальных причин может ослабить защиту сознания от подсознания, что ведёт к прорыву бессознательных содержаний в сознание, к психоневрозу и регрессии индивида на инфантильные (догенитальные) стадии развития. Фрейд изложил всё это в работах «Характер и анальная эротика», «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» и др.

* * *

Анализируя психодинамику, Фрейд предлагает вторую в его научной биографии топическую модель личности – «Оно», «Я», «сверх-Я» (Id, Ego, super-Ego). «Оно» – это изначальная, основная, архаическая, полностью бессознательная часть психики, служит источником психоэнергии и содержит вытесненное в бессознательное мысли и чувства, которые продолжают подсознательно управлять человеком. Питаясь энергией «Оно», «Я» осознаёт мир и перестраивает его себе на пользу, избегает опасных раздражений и адаптируется к умеренным, постепенно обретает контроль за влечениями «Оно», решая, удовлетворять инстинкт сейчас или отложить на потом. «Оно» реагирует на потребности, «Я» – на возможности, причём находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Оно) импульсов. Рост импульсов ведёт к напряжению и «неудовольствию», уменьшение – к релаксации и «удовольствию». «Я» стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия согласно «гидравлической модели человека-биомашины». «Сверх-Я» (фигура «Отца») зарождается, по Фрейду, якобы из сексуальной конкуренции за родителя противоположного пола (комплексы Эдипа и Электры) и возникающих при этом инцестуозных запретов (табу). Позднее «сверх-Я» развивается из «Я», служит судьёй и цензором деятельности и мыслей, содержит выработанные обществом мораль и нормы. По Фрейду, «сверх-Я» выполняет три функции: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. В роли совести «сверх-Я» регулирует работу сознания, в роли самонаблюдения (независимо от «Я» и «Оно») -- регулирует удовлетворение стремлений, в формировании идеалов «сверх-Я» само подвержено влиянию родителей и социума. Таким образом, преимущественно сознательным «Я» реально руководят бессознательные «Сверх-Я» и «Оно», что развенчивает распространённые иллюзии об исключительной сознательности людей, а также устаревшую формулировку «общественное сознание», оставшуюся в наследство от ХIХ века, поскольку уже давно следует говорить о «массовой психологии». Цель психоанализа Фрейд видел в том, чтобы усилить «Я», сделать его более независимым от «сверх-Я», расширить его восприятие и усовершенствовать его организацию, чтобы «Я» могло освоить и научиться контролировать как можно больший массив «Оно». Эту топическую модель психики он окончательно сформулировал в книге «Я и Оно» (1923). Ранее в работе «Тотем и табу» (1913) Фрейд на примере обычаев диких народов показал, как на основе инцестуозно-сексуальных запретов формируются морально-этические нормы в первобытных социумах. В работе «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) Фрейд показывает, что социальная система является следствием требований, заложенных в «сверх-Я» больших масс людей, но Фрейд ошибочно выводит их из невроза на почве сексуально-инцестуозных запретов.

Задача трёх систем – «Оно», «Я» и «сверх-Я» – поддерживать оптимальную динамику психической жизни. В ответ на внешние и внутренние воздействия психика реагирует посредством следующих механизмов.

«Вытеснение» – удаление из сознания в бессознательное содержаний, которые вызывают напряжённость; но даже находясь в подсознании, они всё равно продолжают влиять на поведение людей, а для их удержания в подсознании необходим постоянный расход энергии.

«Реактивные образования» – противоположные желанию действия, инверсия желания.

«Проекция» – подсознательное приписывание другим своих содержаний психики.

«Сублимация» – преобразование либидо или агрессивной энергии в приемлемый вид деятельности: спорт, творчество, наука etc; по Фрейду, «сублимация создала цивилизацию».

«Угнетение» – неспособность вынести знание о бессознательных мотивах своих поступков, что ведёт к «рационализации» – оправданию идеей, долгом, патриотизмом.

«Сопротивление» – реакция на прорыв в сознание бессознательных содержаний, что ведёт к агрессии, избеганию, депрессии, безысходности.

«Регрессия» – соскальзывание на более примитивный уровень поведения и мышления, когда взрослые люди курят, напиваются, ковыряют в носу, или, например, в обществе, которое считает себя образованным и благородным, начинается массовое увлечение компьютерными забавами, просмотр идиотского видеопродукта etc.

«Перенос» – восприятие реалий через призму распространённых представлений, что ведёт к манипулированию, неспособности жить без авторитета, который избавит от ответственности: вождя, партии, расхожего мнения, корпорации и её босса, банды и её пахана…

* * *

…А затем грянула Первая мировая война, которая взорвала мещанскую идиллию в Европе, создала волну революций, обрушила империи. И Фрейду пришлось в корне менять свои взгляды: его теория оказалась неспособной объяснить ту патологическую страсть, с которой миллионы людей уничтожали и калечили друг друга. Массовую маниакальную жестокость огромных масс людей невозможно было объяснить ни «принципами реальности и удовольствия», ни «гидравлической моделью», ни «неврозом на почве сексуально-инцестуозных запретов», ни «фиксацией либидо в анальной эрогенной зоне с садистской динамикой», ни даже манипуляциями на уровне «альтер-Эго».

Мучительные попытки объяснить глобальную патологию привели Фрейда к концепции, которая радикально отличалась от его предыдущих взглядов. Вместо противоборства стремлений к удовольствию и самосохранению Фрейд объявляет основным конфликт между «инстинктом жизни» (Эрос) и «инстинктом смерти» (по-немецки – Todestrieb). Кстати, известный термин «Танатос» как обозначение инстинкта смерти Фрейдом не использовался, а был введён П. Редерном. «Эрос» – это не только сексуальность, но и жизнеутверждающий импульс в широком смысле, включая рост и поддержание жизни живого организма, его среды обитания etc. «Танатос» – разрушительный импульс человека, который направлен на самого себя (!) и внешний мир, имея целью «возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние», «восстановление состояния, нарушенного возникновением жизни», возвращение жизни к неорганическому существованию материи согласно общему тяготению к сохранению равно разлитой напряжённости энергетического поля, которое существует в неорганическом мире согласно законам термодинамики. В отличие от того, что Фрейд ранее говорил об инстинктах, теперь Эрос и Танатос у него не локализованы, как либидо в «эрогенных зонах», не подчинены «гидравлическому принципу», а изначально присущи любому живому организму, начиная с клетки. Эрос имеет склонность объединять и интегрировать, а Танатос – разрушать и дезинтегрировать. В клетке и в организме в целом оба инстинкта взаимодействуют, борются, накладываются (единство и борьба противоположностей), пока, наконец, Танатос не восторжествует в момент смерти, причём Эрос оберегает жизнь организма так, чтобы смерть пришла тем образом, который соответствует именно этому организму. Следовательно, Фрейд все влечения сводит к химико-физиологическим процессам в живой клетке, которые направлены на уравновешивание энергетических потенциалов в различных точках пространства-времени, на уменьшение энтальпии (порядка) и увеличение энтропии (хаоса), что присуще материи вообще. Говоря о снижении напряжённости до нуля, Фрейд вводит понятие «нирваны», что не совсем корректно, ибо в буддизме (по крайней мере, в его китайской версии дзэн- или чань-буддизме) «нирвана» обозначает не абсолютный покой и, тем более, хаос, а отрешение от мирской суеты и низменных страстей для постижения высшего предназначения, что требует огромного расхода энергии. Фрейд с единых монистических позиций трактует биологические и социальные процессы: в каждой клетке Эрос и Танатос смешаны в неравных дозах, причём побеждает, в конце концов, Танатос, но соединение простых одноклеточных организмов в многоклеточные живые существа нейтрализует инстинкты смерти отдельной клетки и отвлекает разрушительные побуждения на внешний мир. Выходит, чтобы не разрушить себя, индивид должен разрушать внешний мир, поэтому «многоклеточный» социальный организм создаёт возможности для нейтрализации инстинкта смерти и сублимации его в творческие импульсы, если же деструктивную энергию нейтрализовать и сублимировать не удаётся, это ведёт к войнам и социальным взрывам. Очевидно, что при всей биологизаторской «натянутости» такой концепции в этом учении все же «что-то есть»!

Такие взгляды уже не являются данью механистическому материализму, а скорее ближе к витализму. Это ещё один эксклюзивный вклад Фрейда не только в психологию, но и в биологию и материалистическое мировоззрение вообще. Фрейд изложил эту концепцию в знаменитой работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923). В работе «Недовольство культурой» (1930) Фрейд отмечает, что культура – это сумма действий и институтов, через которые наша жизнь удаляется от животных предков и которые служат защите людей от природы и регламентируют отношения между ними. Здесь же Фрейд говорит о «злой сущности» человека по отношению к существованию и культуре, объясняя неудовлетворённость культурой «импульсом смерти».

Идеи Фрейда об Эросе и Танатосе практически не были восприняты даже в его ближайшем кругу «фрейдистов-ортодоксов», но поскольку этой публике нужен был уже не так сам основатель психоанализа, как авторитет для существования психоаналитической организации, удержания власти в среде психоаналитиков, за спиной Фрейда раздавались ехидные замечания о том, что «старик тронулся умом», тем более, что в 1923 году у него открылся страшный недуг – рак кожи. С этого момента и до смерти Фрейд испытывал адские боли, но продолжал самоотверженно работать.

* * *

Однако гениальные открытия Фрейда постоянно соседствовали у него с заблуждениями. Очень хорошо это показано в работах ещё одного гениального «немецкого еврея» – Эриха Фромма (https://fraza.ua/analitics/22.03.15/219417/mudrost_ravvina_k_115_oj_godovschine_so_dnja_rozhdenija_eriha_fromma.html). Желающим глубоко понять суть учения Фрейда во всех его противоречиях автор этих строк советовал бы начать именно с работ Фромма («Величие и ограниченность теории Фрейда», «Бегство от свободы», «Анатомия человеческой деструктивности», «Кризис психоанализа», «Фрейдовская модель человека и её социальные детерминанты» и др.) и только потом читать самого Фрейда.

Эрих Фромм дал несексуальную трактовку либидо, характера и невроза. Невротичная тревожность возникает у ребёнка при столкновении с враждебным миром и возрастает у взрослого в социуме, который извращает и подавляет природу личности. Обретая свободу, индивид чувствует изолированность, бессмысленность бытия, бессилие, беспомощность. Фромм выводит такие типы «социального характера».

Авторитаризм – это бегство от свободы и ответственности путём привязывания себя к объекту поклонения (мазохизм) или подавления (садизм).

Мазохизм – желание опереться на внешнюю силу, унизиться перед нею для обуздания чувства беспомощности; этой силой может быть власть и «фюрер», партия и социальный институт, фирма и её «босс», банда и её «пахан», расхожее мнение и так называемый здравый смысл.

Садизм – страсть к господству, эксплуатации, грабежу моральному и материальному, удовлетворению от чужих физических и духовных страданий. Садизм и мазохизм порождают друг друга через компенсаторные механизмы психики (Юнг).

Приспособленчество (конформизм) развито в разрекламированном информационном (пост)индустриальном обществе, где свобода и индивидуализм есть иллюзия, человек не осознаёт несвободу, превращаясь в «винтик» бюрократической машины, капитал, который следует выгодно вложить; силовое давление заменяется манипулированием; человек беспомощен перед властью, институтами, бизнес-структурами, которые сам создал.

Разрушительность (деструктивность) накапливается в обществе с авторитарно-приспособленческой психологией: жизнь имеет свою динамику, и если она угнетается, то энергия направляется на разрушение объекта ненависти – человека, институции, власти, часто окружающего мира и даже самого себя.

Фромм выделяет и плодотворный характер, который направлен на познание и разумное преобразование мира.

Развивая взгляды швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена (1815-1887), Фромм утверждает, что социальная динамика часто определяется борьбой заложенных в психике противоречивых принципов матриархата и патриархата.

Патриархат – это рацио, наука и техника, иерархия, государство, закон, подавление; следствием часто бывает регресс эмоций к «анально-накопительскому» (Фрейд) авторитаризму и деструктивности, что привело к трагедиям ХХ века и едва не закончилось всеобщей термоядерной смертью, а сейчас мы наблюдаем рецидив этих кошмаров ХХ века, и это чревато непредсказуемыми последствиями.

Матриархат – это естественное и неограниченное равенство, узы крови, почвы, сострадание и милосердие; вопреки Фрейду, фиксацию на матери (Эдипов комплекс) можно объяснить несексуальными мотивами – желанием вернуться в утробу, под защиту и опеку, отгородиться от враждебного мира; но избыток матри



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: