Методические указания для самостоятельной работы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КАТЕХИЗИС»

 

 

Содержание дисциплины

Тема 1.1. Необходимость богопознания. Богопознание как опыт духовной жизни. Различение знания о Боге и личностного общения с Богом. Богопознание – синтез веры как опыта жизни и знания, приобретаемого через этот опыт.

Тема 1. 2. Основные понятия богословской науки. Богословские термины как искусственно созданные понятия (примеры богословских терминов – Троица, ипостась, Богочеловек, единосущный и т.д.). Богословие (θεολογία): история термина, в каких значениях употреблялся. Катехизис: значение в древней Церкви, современный смысл, цель изучения в Духовной школе. Православие (ορθóδοξος), этимология термина. Догмат – этимология, история термина, определение (богооткровенная вероучительная истина, содержащая учение о Боге и Его домостроительстве, которую Церковь определяет, исповедует и преподаёт как неизменное, непререкаемое и обязательное для всех верующих положение православной веры). Догмат и канон, их отличие и взаимосвязь. Догмат и догматическая формулировка. Богословские мнения: теологумен и частное богословское мнение. Согласие Отцов (consensus patrum) как критерий церковного признания того или иного учения. Ересь как повреждение строя духовной жизни. Символ веры: значение слова «символ» (σΰμβολον), роль символов в древней Церкви. Вселенские Соборы: даты соборов, причины их созыва. Вероопределения, или оросы (όρος), четыре вероопределения Вселенских Соборов. Системы догматического богословия, первые опыты систематизации богословия в древности («Строматы» Климента Александрийского, «О началах» Оригена, «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина). Русские системы догматического богословия (архиеп. Филарета (Гумилевского), архиеп. Антония (Амфитеатрова), митр. Макария (Булгакова), еп. Сильвестра (Малеванского), прот. Николая Малиновского).

Тема 1. 3. Православная катехизическая литература. Древние катехизические памятники («Огласительные слова» свт. Кирилла Иерусалимского, «Большое огласительное слово» свт. Григория Нисского и др.). «Символические тексты» православия (XVII в.). «Пространный катехизис» свт. Филарета (Дроздова). Катехизисы ХХ в.

Тема 2. 1. Естественное и сверхъестественное богопознание. Два пути естественного богопознания. Космологическое умозаключение и самопознание. Наука и философия о Боге. Естественное богопознание – начальный и несовершенный способ богопознания.

Тема 2. 2. Сверхъестественное богопознание. Познание Бога из Божественного Откровения. Понятие о Божественном Откровении. Способы передачи Откровения. Предваряющий и незавершённый характер ветхозаветного Откровения. Боговоплощение как вершина Откровения. Полнота и завершённость новозаветного Откровения.

Тема 2. 3. Понятие о Священном Предании. Священное Предание как жизнь Духа Святого в Церкви. Важнейшее качество Священного Предания – вневременное единство содержания и способов сохранения. Три уровня Предания: благодатное освящение в Церкви; опыт духовной жизни; формальное Предание.

Тема 2. 4. Понятие о Священном Писании. Происхождение термина. Происхождение слова «Библия». О библейских и богословских корнях понятия «Новый Завет». Богословский и литературный смысл слова «Евангелие». Понятие богодухновенности (особое воздействие Святого Духа на личность писателя, благодаря которому автор, при полном сохранении всех своих сил и деятельном их проявлении, возвещал в слове Божественное Откровение). Канон Священного Писания Ветхого и Нового Заветов – структура, состав, краткая история формирования.

Тема 2. 5. Отношения Священного Писания и Священного Предания. Старая (латинская) концепция Писания и Предания как самостоятельных способов сохранения и распространения Божественного Откровения. Протестантский принцип «только Писание». Современная православная идея о Священном Писании как важнейшей форме Священного Предания. Предание – непременное условие существования и адекватного понимания Писания.

Тема 2. 6. О формальном предании. Богословский термин, определяющий фиксацию (тем или иным способом) Священного Предания. Структура формального предания (письменные догматические и канонические памятники, творения Отцов и учителей Церкви, литургическая практика, церковное искусство и др.).

Тема 3. 1. Понятие о Символе веры. Никео-Цареградский Символ веры, краткая история составления, значение для Православной Церкви.

Тема 3. 2. Сущность религиозной веры. Различные значения слова «вера»: вера как состояние психологической уверенности в истинности чего-либо; вера как сам предмет уверенности, убеждённости (например, православная вера); вера как фундаментальное христианское понятие, означающее полное доверие Богу, раскрывающееся в личностном общении с Ним.

Тема 3. 3. Понятие о Боге. Этимология слова «Бог» в европейских языках. О Боге как личностном Существе. Этимология слова «Бог» (Θεος) у древнегреческих авторов. Значение слова в современных европейских, в т.ч. славянских языках.

Тема 3. 4. Свойства естества Божия. Монотеизм, его принципиальность. Недоступность (непознаваемость) сущности Бога. Бог как Дух, следствия духовности Божественной природы. Онтологические или апофатические (отрицательные) свойства естества Божия. Катафатические (положительные) свойства естества Божия. Особенности апофатического и катафатического методов богословствования. Антропоморфизмы в Священном Писании.

Тема 3. 5. Догмат о Пресвятой Троице. Формулировка догмата из «Пространного Катехизиса». Уникальность троичного догмата: тринитарный монотеизм как специфически христианское представление о Боге. Учение Священного Писания о Триедином Боге: учение Ветхого Завета, учение Нового Завета.

Тема 3. 6. Краткая предыстория троичного догмата. Антитринитарные ереси. Монархианство как реакция на христологию апологетов. Модализм («савеллианство»), динамизм (адопцианство). Доктрина Ария.

Тема 3. 7. История создания троичной терминологии. Великие Каппадокийцы. Терминологическая работа каппадокийцев: разграничение понятий ουσία (сущность), upόstasiV (ипостась), наделение новым содержанием понятия proswpon (лицо). Выработка нового для античности понятия «личность». Отношения природы и личности: личность – конкретный носитель качеств природы, природа – внутреннее содержание личности.

Тема 3. 8. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы. Причина неприятия термина «единосущный» (ομοουσιος) после I Вселенского Собора (использование термина Павлом Самосатским в антитринитарном смысле). Православное понимание единосущия.

Тема 3. 9. Ипостасные свойства Божественных Лиц. Ипостасные отношения между Лицами Святой Троицы (предвечное рождение, предвечное исхождение). Свидетельства Священного Писания об отношениях Божественных Лиц. Личные (ипостасные) свойства: нерождённость Бога Отца, рождённость Бога Сына, исхождение Бога Духа Святого. Учение святоотеческого богословия о монархии (единоначалии) Бога Отца. «Филиокве» как пример нарушения принципа монархии, приводящего к нарушению равновесия в Троице.

Тема 3. 10. О Божественном Промысле. Понятие о Промысле Божием. Действия Промысла Божия. Виды Промысла Божия. Образы Божественного Промысла (естественный, сверхъестественный).

Тема 3. 11. О Боге как Творце мира видимого и невидимого. Основные группы нехристианских теорий происхождения мира (материализм, дуализм, пантеизм). Сущность христианского учения о происхождении мира – творение «из ничего» (εξ ουκ όντων, ex nihilo). Священное Писание о творении мира «из ничего» (2 Мак. 7, 28). Догматическая значимость концепции о творении «из ничего». О мире невидимом (духовном): понятие об ангелах, время сотворения ангелов, свойства ангельской природы, ангельская иерархия, цель бытия ангелов. Разделение ангелов на добрых и злых. Падение злых духов, мир падших духов. О природе зла. О мире видимом (вещественном): дни творения, особенность творения человека, состав природы человека (дихотомия или трихотомия), мнения о происхождении человеческих душ, образ и подобие Божьи в человеке, назначение человека. Состояние первозданного человека.

Тема 3. 12. О грехопадении прародителей. Сущность грехопадения. Последствия грехопадения и их значение, раскрываемое в образах изгнания из Эдема, облечения в «ризы кожаныя», проклятия земли и т.п. Обетование о «семени Жены» (Быт. 3, 15). Разрыв благодатного единства человека с Богом. Разрушение гармонии человеческой природы.

Тема 3. 13. Учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа. Краткая история христологического догмата. Понятие о первородном грехе, история термина, православное его понимание. Таинство Боговоплощения, его необходимость. Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству (безгрешное рождение, непричастность первородному греху). Единство Лица (Ипостаси) Господа Иисуса Христа. Значение имени «Иисус Христос». Христологические ереси (несторианство, монофизитство, монофелитство, иконоборчество). Православное учение об ипостасном соединении естеств в Господе Иисусе Христе. Следствия ипостасного соединения естеств во Христе.

Тема 3. 14. Учение о Лице Пресвятой Девы Марии. Основы православной мариологии: сведения о Деве Марии из Священного Писания и Священного Предания; богословские основания особого почитания Богородицы («Честнейшей Херувим»).

Тема 3. 15. Учение о таинстве Искупления. Средство, избранное Богом для спасения человеческого рода. Богословское понимание слова «спасение». Этимология слова «искупление». Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения. Крестная Жертва как центральное событие Искупления. Необходимость усвоения плодов Искупления – субъективная сторона сотериологии.

Тема 3. 16. О Воскресении. Сошествие Иисуса Христа во ад: понятие ада, время сошествия, его цель. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых, его реальность. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении. Сотериологическое значение Воскресения как победы над смертью и адом.

Тема 3. 17. О Вознесении. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа. Роль Вознесения в деле Искупления. Богословский смысл выражения «седяща одесную Отца».

Тема 3. 18. О последних временах и о Втором славном пришествии Христовом. Неизвестность времени Второго пришествия. Признаки близости Второго пришествия. Смысл выражения «последние времена». Антихрист, учение о нём в Священном Писании и у Отцов Церкви. Образ будущего суда Христова.

Тема 3. 19. Учение о Лице Господа Духа Святого. О Божественном достоинстве Святого Духа: свидетельства Священного Писания; равночестность с Отцом и Сыном. Личное свойство Святого Духа.

Тема 3. 20. О Церкви и Её существенных свойствах. Понятие о Церкви Христовой. Этимология слова «церковь» в древнегреческом и церковнославянском языках. Два аспекта Церкви – собрание верующих и Тело Христово. Понятие о Главе Церкви. Существенные свойства Церкви Христовой: единство (как принцип и как внешнее выражение), святость, соборность (кафоличность), апостольство (историчность апостольства и его жизнь в Предании, апостольское преемство и иерархический принцип церковного устройства). Необходимость принадлежать к Церкви для спасения.

Тема 3. 21. Учение о Таинствах Церкви. Понятие о Таинствах. Учение о седмеричном числе Таинств, его происхождение. Понятие о веществе и формуле Таинств. Отличие Таинств от священнодействий. Таинство Крещения. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии. Таинство Покаяния. Таинство Священства. Таинство Брака. Таинство Елеосвящения.

Тема 3. 22. О воскресении мёртвых. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании. Тождество тел до и после воскресения. Изменение живых при воскресении мертвых. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения.

Тема 3. 23. О мздовоздаянии. Вечное блаженство праведников. Вечные мучения грешников.

Тема 4. 1. О христианской надежде и средствах её приобретения. Общее представление о молитве. Три рода молитвословий. Виды молитв. Внешняя и внутренняя молитва.

Тема 4. 2. Молитва Господня. Составные части молитвы Господней. О призывании. О первом прошении. О втором прошении. О третьем прошении. О четвертом прошении. О пятом прошении. О шестом прошении. О седьмом прошении. О славословии.

Тема 4. 3. Евангельское учение о блаженстве. Понятие о блаженстве. Составные части заповедей блаженства. О первой заповеди блаженства. О второй заповеди блаженства. О третьей заповеди блаженства. О четвертой заповеди блаженства. О пятой заповеди блаженства. О шестой заповеди блаженства. О седьмой заповеди блаженства. О восьмой заповеди блаженства. О девятой заповеди блаженства.

Тема 5. 1. О союзе веры и любви. Добродетель христианской любви как плод истинной веры. Исполнение заповедей Божьих – внешнее выражение любви. Заповеди Декалога. Смысл разделения заповедей на две скрижали.

Тема 5. 2. Первая заповедь Декалога. Необходимость внешнего богопочитания. Грехи против первой заповеди. Почитание ангелов и святых.

Тема 5. 3. Вторая заповедь Декалога. Понятие о «кумире». Предмет запрещения. Понятие о священных изображениях (Святом Кресте и иконах). Различие между поклонением как служением (λατρεια) и поклонением как почитанием (προσκύνησις), установленное VII Вселенским Собором. Разные формы идолопоклонства. Страсти как кумиры.

Тема 5. 4. Третья заповедь Декалога. Предмет запрещения. Грехи против заповеди. Понятие о присяге.

Тема 5. 5. Четвертая заповедь Декалога. «Седьмой день» в Священном Писании и в христианской традиции. Понятие о христианских праздниках. Назначение христианских праздников. Понятие о православных постах. Смысл и значение постов. Грехи против заповеди.

Тема 5. 6. Пятая заповедь Декалога. Субъекты почитания: родители, старшие по возрасту, начальствующие. Социальное значение заповеди. Грехи против заповеди.

Тема 5. 7. Шестая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Понятие о смертной казни. Понятие невольного убийства. Понятие о самоубийстве, абортах и эвтаназии. Понятие о духовном убийстве. Необходимые добродетели.

Тема 5. 8. Седьмая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Виды любодеяния. Понятие о внутреннем прелюбодействе. Блудная страсть. Средства против внутреннего прелюбодейства. Необходимые добродетели.

Тема 5. 9. Восьмая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Грехи против заповеди. Необходимые добродетели.

Тема 5. 10. Девятая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Важность воздержания ото лжи (клеветы, пересудов и проч.). Необходимые добродетели.

Тема 5. 11. Десятая заповедь Декалога. Предмет запрещения. Причины запрещения. О зависти. Необходимые добродетели.

Тема 6. 1. Применение принципов христианской любви в жизни. Значение и цель христианских добродетелей. Необходимость духовного возрастания. Участие в православном богослужении. Чтение Слова Божия и духовных книг. Молитвенный уклад жизни, важность поста. Развитие богодарованных талантов.

 

Контрольные вопросы.

1. Для чего нужны знания о Боге?

2. Что такое богопознание?

3. Связь богопознания и духовной жизни.

4. Что такое богословские термины? Приведите примеры.

5. Этимология слова «православие».

6. Понятие о богословии.

7. Понятие о догматах, догматическая формулировка.

8. Что такое богословские мнения?

9. Определение Катехизиса, история и современное значение.

10. Что такое «оросы»?

11. Символические тексты Православия.

12. Естественный и сверхъестественный пути богопознания.

13. Два пути естественного богопознания.

14. Сверхъестественное богопознание: познание Бога из Божественного Откровения.

15. Что такое ересь?

16. Системы догматического богословия.

17. Полнота новозаветного Откровения.

18. Понятие о Священном Предании.

19. Свидетельства Священного Писания о Священном Предании.

20. Раннехристианское представление о Священном Предании.

21. Принцип единства Священного Предания.

22. Три уровня Священного Предания.

23. Понятие о Священном Писании.

24. Богодухновенность Священного Писания.

25. Признаки богодухновености Священного Писания.

26. Понятие о каноне Священного Писания.

27. Ветхозаветный канон Священного Писания.

28. Новозаветный канон Священного Писания.

29. Правила чтения Священного Писания.

30. Сравнительная древность Священного Предания и Священного Писания.

31. Латинская концепция двух самостоятельных источников христианского вероучения.

32. Понятие о формах Священного Предания.

33. Наиважнейшая форма Священного Предания.

34. Необходимость Священного Предания.

35. Адресат Священного Предания.

36. Церковь как «верное хранилище Священного Предания».

37. Церковь как единственная верная истолковательница Священного Предания.

38. Что значит изучать Предание?

39. Понятие о Символе веры.

40. Понятие о Вселенских Соборах.

41. Никео-Цареградский Символ веры.

42. Первый член Символа веры; исповедание веры.

43. Учение о существе Божием: истина единства существа Божия.

44. Непознаваемость Божественной сущности.

45. Понятие о свойствах естества Божия.

46. Апофатические свойства Божии.

47. Катафатические свойства Божии.

48. Антропоморфизмы Священного Писания.

49. Догмат о Пресвятой Троице как основание христианской религии.

50. Учение Ветхого Завета о Троице.

51. Учение Нового Завета о Троице.

52. Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице.

53. Монархианство: динамизм и модализм.

54. Арианство.

55. Учение Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы.

56. Понятие личности; личность и природа.

57. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам.

58. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц.

59. Личные (ипостасные) свойства Божественных Лиц.

60. Правильное представление об отношениях Божественных Лиц.

61. Бог как Творец и Промыслитель мира: христианская концепция творения мира из «ничего».

62. Нехристианские концепции происхождения мира: материализм, дуализм и пантеизм.

63. Христианская концепция о побуждении и цели творения мира.

64. Основные виды творений Божиих: сотворение мира духовного, или ангельского.

65. Понятие об ангельской иерархии и ангелах Хранителях.

66. Падение злых духов.

67. Основные виды творений Божиих: сотворение мира вещественного.

68. Творение человека: природа человека, образ и подобие Божие в человеке, назначение человека.

69. Состояние первозданного человека.

70. Христианское учение о Промысле Божием. Действительность Промысла Божия.

71. Действия Промысла Божия.

72. Виды Промысла Божия.

73. Образы Божественного Промысла.

74. Второй член Символа веры; учение о Лице Господа Иисуса Христа.

75. Богосыновство Иисуса Христа.

76. Предвечное рождение Сына Божия.

77. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире.

78. Третий член Символа веры; грехопадение прародителей: состояние человека до грехопадения.

79. Сущность грехопадения.

80. Последствия грехопадения: проклятие.

81. Последствия грехопадения: разрыв изначального благодатного единства человека с Богом.

82. Дисгармония человеческой природы после грехопадения

83. Понятие о первородном грехе.

84. Основы православной христологии: посредническое служение Господа Иисуса Христа.

85. Истинное Человечество Господа Иисуса Христа: свидетельства Священного Писания.

86. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству: сверхъестественный образ рождения.

87. Безгрешность Господа Иисуса Христа.

88. Воплощение и вочеловечение. Единство Лица Господа Иисуса Христа.

89. Образ соединения двух природ во Христе.

90. Понятие о ересях несторианства и монофизитства.

91. Следствия ипостасного соединения во Христе двух естеств.

92. Понятие о ереси монофелитства.

93. Основы православной мариологии.

94. Учение о таинстве Искупления: понятие «спасения».

95. Этимология слова «искупление».

96. Цель Искупления и его необходимость.

97. Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения.

98. Основы православной сотериологии.

99. Четвертый член Символа веры. Крестная Жертва как центральное событие Искупления.

100. Значение слов «при понтийстем Пилате».

101. Образ усвоения спасительных плодов Искупления.

102. Пятый член Символа веры. Сошествие Иисуса Христа во ад.

103. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых. Значение события Воскресения в деле Искупления.

104. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении.

105. Реальность Воскресения Христова.

106. Шестой член Символа веры. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа.

107. Значение Вознесения в деле Искупления.

108. Значение выражения «седяща одесную Отца».

109. Седьмой член Символа веры. Неизвестность времени Второго пришествия Христова.

110. Признаки Второго пришествия Христова.

111. Образ Второго пришествия Христова.

112. Образ и содержание будущего суда Христова.

113. Виды Царства Христова и бесконечное Царство Христово.

114. Восьмой член Символа веры. О Божественном достоинстве Святого Духа.

115. Личное свойство Святого Духа.

116. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам.

117. Девятый член Символа веры. Понятие о Церкви Христовой.

118. Понятие о Церкви Христовой на земле.

119. Существенные свойства Церкви Христовой: единство Церкви.

120. Существенные свойства Церкви Христовой: святость Церкви.

121. Существенные свойства Церкви Христовой: кафоличность Церкви.

122. Существенные свойства Церкви Христовой: апостольство Церкви.

123. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения.

124. Десятый член Символа веры. Понятие о церковных таинствах.

125. Таинство Крещения.

126. Таинство Миропомазания.

127. Таинство Евхаристии.

128. Таинство Покаяния.

129. Таинство Священства.

130. Таинство Брака.

131. Таинство Елеосвящения.

132. Одиннадцатый член Символа веры. Учение о воскресении мертвых. Кончина мира.

133. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения.

134. Двенадцатый член Символа веры. Вечное блаженство праведников.

135. Вечные мучения грешников.

136. Понятие христианской надежды, ее основания и средства.

137. Понятие христианской молитвы.

138. Молитва Господня; ее составные части; о призывании.

139. О первом прошении молитвы Господней.

140. О втором прошении молитвы Господней.

141. О третьем прошении молитвы Господней.

142. О четвертом прошении молитвы Господней.

143. О пятом прошении молитвы Господней.

144. О шестом прошении молитвы Господней.

145. О седьмом прошении молитвы Господней.

146. О славословии молитвы Господней.

147. Учение о блаженстве. Составные части заповедей.

148. О первой заповеди блаженства.

149. О второй заповеди блаженства.

150. О третьей заповеди блаженства.

151. О четвертой заповеди блаженства.

152. О пятой заповеди блаженства.

153. О шестой заповеди блаженства.

154. О седьмой заповеди блаженства.

155. О восьмой заповеди блаженства.

156. О девятой заповеди блаженства.

157. Православное учение о любви. О союзе веры и любви.

158. Понятие о Законе Божием и заповедях.

159. Разделение заповедей на две скрижали.

160. Первая заповедь Декалога.

161. Вторая заповедь Декалога.

162. Третья заповедь Декалога.

163. Четвертая заповедь Декалога.

164. Пятая заповедь Декалога.

165. Шестая заповедь Декалога.

166. Седьмая заповедь Декалога.

167. Восьмая заповедь Декалога.

168. Девятая заповедь Декалога.

169. Десятая заповедь Декалога.

170. Необходимость полного соответствия жизни принципам христианской любви.

171. Необходимость постоянного духовного возрастания.

 

 

Методические указания для самостоятельной работы

(для учащихся заочного отделения).

Полнота освоения курса «Катехизиса» учащимися заочного отделения зависит от активности их самостоятельной работы. Они могут использовать указанную в пункте 3. 7. литературу. При возникновении трудностей с поиском нужных пособий в печатном виде допускается использование Интернет-ресурсов. Рекомендуем пользоваться электронными библиотеками следующих сайтов (в алфавитном порядке):

www.apologet.orthodox.ru/

www.apologia.narod.ru/

www.azbyka.ru/

www.bibleist.ru/

www.biblicalstudies.ru/

www.bogoslov.ru/

www.katehizis.ru/

www.krotov.info/

www.pagez.ru/

www.pravmir.ru/

www.spasi.ru/

www.foma.ru/

www.wco.ru/biblio/

При цитировании текстов с электронных ресурсов ссылки на их адреса обязательны. Форма ссылки: https:// и далее название сайта и документа в том виде как они отображаются в адресной строке браузера. Например, ссылка на «Житие святителя Филарета Московского» с электронного ресурса Pagez.ru выглядит следующим образом: [https://www.pagez.ru/philaret/life.php].

Значительно облегчает поиск литературы, библиографических описаний, авторов и их публикаций «Научный богословский портал Богослов.ру» (www.bogoslov.ru/). Видео- и аудиозаписи православных теле- и радиопередач, лекций и выступлений известных учёных и священнослужителей, которые могут способствовать усвоению учебного материала, можно найти на сайтах www.predanie.ru/, www.tvspas.ru/.

 

Библиография.

Основными учебными пособиями для всех разделов курса являются:

Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский Катихизис православной кафолической восточной Церкви. – М.: Образ, 2005.

Давыденков Олег, прот. Катихизис. Курс лекций. – М.: ПСТБИ, 2000.

Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Православный Катихизис. – М.: Изд. Совет РПЦ; М.: Даръ, 2005.

В качестве дополнительных пособий, как для лучшего усвоения лекционного материала, так и для самостоятельной работы (написания докладов, сочинений) могут использоваться:

Для раздела «Введение» -

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. – Сергиев Посад: ТСЛ, 2000.

Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. – Калуга: Сардоникс, 2003.

Кураев Андрей, диак. Школьное богословие. – М.: Благовест, 1997.

Илларион (Алфеев), еп. Православие. Т. 1. История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. – М.: Изд-во Сретенск. мон-ря, 2008.

Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. – Новосибирск: «Благовест», 1993.

Хопко Фома, прот. Основы Православия / пер. с англ. под ред. прот. А. Трегубова. – Минск: Полифакс, 1991.

Для раздела «О Божественном Откровении» -

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. – Сергиев Посад: ТСЛ, 2000.

Кураев Андрей, диак. Традиция, догмат, обряд. Апологетические очерки. – М.: Клин, 1995.

Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. – Новосибирск: «Благовест», 1993.

Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. – М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998.

Хопко Фома, прот. Основы Православия / пер. с англ. под ред. прот. А. Трегубова. – Минск: Полифакс, 1991.

Для раздела «Толкование Символа веры» -

Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. – Сергиев Посад: ТСЛ, 2000.

Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. – Новосибирск: «Благовест», 1993.

Хопко Фома, прот. Основы Православия / пер. с англ. под ред. прот. А. Трегубова. – Минск: Полифакс, 1991.

Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. – Симферополь: Таврия, 2002.

Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. 1. История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. – М.: Изд-во Сретенск. мон-ря, 2008.

Иларион (Алфеев), еп. Во что верят православные христиане? Катехизические беседы. – Клин: Христианская жизнь, 2004.

Иларион (Алфеев), игум. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000.

Евдокимов Павел. Православие. – М.: ББИ, 2002.

Свенцицкий Валентин, прот. Диалоги. – М.: Даръ, 2005.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М.: Центр «СЭИ», 1991.

Лосский В. Н. Искупление и обожение. // По образу и подобию. – М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 1995.

Мейендорф Иоанн, прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. – Мн.: ПСТБИ, 2000.

Марти Миллер Мэддокс. Спор о сотворении/эволюции: историко-богословское введение. // Страницы. – 2004. – № 9: 3. – С. 403-430.

Той повеле и создашася. Современные ученые о сотворении мира. – Клин: Христианская жизнь, 1999.

Кураев Андрей, диак. Может ли православный быть эволюционистом? – Клин: Христианская жизнь, 2006.

Барбур Иен Грэм. Религия и наука. История и современность. – М.: ББИ св. ап. Андрея, 2000.

Цыпин Леонид, прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения. Киев: Пролог, 2008.

Туровцев Т. А. Творение и преображение. – СПб.: Церковь и культура, 2008.

Троицкий С. В. Христианская философия брака. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.

Шмеман А., прот. Евхаристия: Таинство Царства. – М.: Паломник, 2001.

Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992.

Августин (Никитин), иером. Православное учение о примирении между Богом и человеком. // Богословские труды. – 1978. – сб. 18. – С. 188 – 222.

Кураев А., диак. Таинство Искупления. // Альфа и Омега. – 1996. - № 1(8). – С. 159-180.

Иустин (Попович), архим. Молитвенное богословие о Церкви. // Альфа и Омега. – 1999. - № 1(19). – С. 127-139.

Шмеман А., прот. О Церкви. // Альфа и Омега. – 1998. - № 2(16). – С. 18-39.

Для раздела «Христианская надежда» -

Иларион (Алфеев), игум. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000.

Помазанский Михаил, прот. Православное догматическое богословие. – Новосибирск: «Благовест», 1993.

Евдокимов Павел. Православие. – М.: ББИ, 2002.

Свенцицкий Валентин, прот. Диалоги. – М.: Даръ, 2005.

Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. – Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 2002.

Для разделов «Христианская любовь» и «Практическое применение учения о вере и благочестии» -

Гурий (Степанов), еп. Богозданный человек: опыт православной теодицеи жизни. // Богословские труды. – 1974. – сб. 12. – С. 5 – 72.

Иерофей (Влахос), митр. Православная духовность. – Сергиев Посад: ТСЛ, 1999.

Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. – Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 2002.

Свенцицкий Валентин, прот. Диалоги. – М.: Даръ, 2005.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.: Московская Патриархия, 2000.

Кроме того, в качестве справочных пособий могут использоваться словари:

Православная богословская энциклопедия / под ред. Н. Н. Глубоковского: в 7 т. – СПб., 1900-1906.

Православная энциклопедия. Т. 1-9. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000-2008.

Христианство: в 3 т.: Энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: