Эволюционизм , как основа теории брахманизма




 

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ -- направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках Э. принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопр. бессвязной гомогенности к относительно более опр. согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции.

Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Интерес к понятию «адаптация» устойчиво сохраняется на протяжении всего существования Э. и особенно отчетливо проявляется в настоящее время в эколого-антропологических, культурно-материалистических-тич. исследованиях.

Интерес к эволюционным идеям в мировой науке об обществе и культуре не оставался неизменным. После широкого их распространения в к. 19— начало 20 в. это направление представлялось чуть ли не единств, универсальной теорией для объяснения социокультурных явлений и процессов. Однако уже в начале 20 в. накапливаются многочисленные факты, не поддающиеся эволюционной интерпретации. И по мере развития исследований общества и культуры их становилось все больше. Э. начал утрачивать научный авторитет и постепенно был вытеснен функционалистскими идеями.

Интерес к идеям Э. начал возрождаться в 50-е гг. Все шире распространяются работы, посвященные установлению аналогий и связей между биологией и культурной эволюцией. Этот поворот был обозначен термином « неоэволюционизм » и обозначает весь спектр теоретической ориентации, связанных с изучением необходимых изменений в отношениях человека с окружением, имеющих форму развития.

Понятие «эволюция» стало использоваться в Англии 17 веке для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в которой выход каким-то образом содержится внутри нее с самого начала. Такое употребление понятия отражало превалирующий филос. взгляд на природу изменения. Начиная с Аристотеля, в филос. среде была распространена вера в то, что вещи изменяются в соответствии с внутренним принципом развития, который считался воплощенным в «семени» или «герме». Эту точку зрения разделяли Лейбниц, Кант, Гегель. Она была ключевой в рационально объяснении динамики форм жизни, начиная с 18 в. В 19 в. эволюционные взгляды укоренились в объяснении существования человеческого общества и культуры. Базу социокультурного классического Э. заложили такие мыслители, как Спенсер, Тайлор, Морган. Они определили и основные принципы изучения общества и культуры.

Во-первых, была обоснована возможность социальной науки. Основоположники Э. считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, полагая, что она порождена естественными причинами, и ее динамика закономерна. Это отличало их от предшественников, считавших историю человечества последовательностью уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности.

Во-вторых, они определили источники данных, на которых до сих пор базируется реконструкция эволюции: археол. данные, письменные исторические источники, непосредственные наблюдения «примитивных» обществ. Правда, подобного рода источники использовались в то время произвольно, не в равной мере, не систематически.

В-третьих, к этому времени в исследовании эволюции общества и культуры утвердился сравнит, метод. К моменту появления антропологии он уже существовал в биологии и филологии. И хотя в рамках Э. в этот период он не был систематическим образом сформулирован, в исследовательной практике сравнения использовались постоянно.
Общими исходными допущениями классических Эволюционистов были следующие: психическое единство человека; направленность движения человеческого общества и культуры от простого к сложному; закономерность культурного развития; эволюционная форма культурной динамики — последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации. Детерминанты социокультурной эволюции делились на два класса. К имманентным антропогенным побудителям эволюции относились «врожденные идеи», динамическими носителями которых считались индивиды и расы — различия между ними трактовались в истории, а не субстанциальном смысле. В качестве внешних факторов, обусловливающих эволюцию, рассматривались природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экономики, социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия). Механизм, придающий динамике культуры закономерный характер, определялся как удержание адаптационно целесообразных черт культуры из совокупности случайных вариаций, или естественный отбор. На этой базе предпринимались попытки объяснения общего глобального процесса развития человеческой культуры.
В культурной антропологии эволюционные идеи до сих пор составляют самую сильную парадигму научного изучения культуры. По мере расширения круга диффузионистских и функционалистских идей, возникших как противопоставляемые эволюционным, все более явной становилось их родство Соответственно возвращение к осмыслению классических оснований Э в к 50-х гг и развитие этого направления, особенно интенсивное в 60-х гг, было вполне логичным.

Заключение

 

В каждой главе было отмечена важность брахманизма. Ее последствия были грандиозными из нее вышло множество других культур столь же грандиозных, например Буддизм и что касается социальных идей Брахманизма, то они тоже оказали большое влияние на наших современников и их великих предков таких как Карамзин и т.д.

А так же оно оказывает большое влияние и на вас мои читатели,например возьмем даже Буддизм, если у него не было бы такого предшественника, то может быть он не был бы сейчас так широко известен нашему современному обществу.

Список литеретуры

1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.

2. Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.

3. Атхарваведа. Избранное. Пер. с санскр. Т. Я. Елизаренковой. М., 1997.

4. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

5. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

6. Бонгард-Левин Г. М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985.

7. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: