Продуктов питания и непродовольственных товаров




(прирост (снижение) в % к предыдущему году)

        9 месяцев 2011
Пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия 11,5 -1,8 5,1 2,2
Мясо животных и домашней птицы 7,2 -5,0 3,2 2,3
Продукты из мяса 1,8 -10,0 7,3 6,0
Рыба и морепродукты 5,9 -4,1 7,4 6,2
Молочные продукты 6,2 -7,7 4,9 2,9
Яйцо птицы 3,6 2,4 6,6 3,0
Хлеб и хлебобулочные изделия 0,5 -0,3 5,9 3,4
Сахар 6,7 -14,0 -3,0 3,8
Кондитерские изделия 5,7 -4,3 5,9 5,2
Свежие овощи 8,8 4,3 1,6 5,4
Непродовольственные товары 15,1 -8,2 7,6 10,7
Синтетические чистящие, моющие и полирующие средства 14,3 -0,3 4,2 7,3
Компьютеры в полной комплектации 25,3 -16,9 13,1 16,1
Телевизоры 33,0 -15,9 8,9 15,4
Машины стиральные -0,7 -19,1 7,5 10,2
Автомобили легковые 22,9 -37,8 11,1 20,8
Материалы строительные 6,5 -2,5 11,7 6,0
Фармацевтические, медицинские и ортопедические товары 14,7 5,0 6,7 4,5
Бензины автомобильные 8,2 13,4 4,2 8,9

Под влиянием происходящих изменений изменяется структура потребительских предпочтений.

Среди продовольственных товаров растут объемы продаж более дорогих продуктов питания и прежде всего мяса и птицы (за 9 месяцев 2011 года по последним данным Росстата объемы продаж выросли на 2,3%), рыбы и морепродуктов (на 6,2%), сыров жирных (на 5,9%), свежих фруктов (на 10,2 процента).

По непродовольственным товарам в 2011 наблюдается структурный сдвиг в пользу приобретения домашними хозяйствами товаров более «дорогих» потребительских предпочтений. Только за январь-сентябрь 2011 года объем продажи компьютеров в полной комплектации увеличился на 16,1%, аудиоаппаратуры – на 16,2%, телевизоров – на 15,4%, автомобилей легковых – на 20,8 процента.

Ассортиментная структура продаж товаров в январе-сентябре 2011 года (в фактических ценах) по сравнению с соответствующим периодом 2010 года остается стабильной. Наибольший удельный вес по-прежнему занимают мясо (включая мясо домашней птицы и дичи), продукты и консервы из мяса (8,1%), верхняя одежда (6,8%), бензины автомобильные (6,2%), легковые автомобили (5,3%), фармацевтические, медицинские и ортопедические товары (3,3%), молочные продукты (3,6 процента).

Одновременно в январе-сентябре 2011 года по сравнению с соответствующим периодом 2010 года в общем объеме продаж (в фактических ценах) выросла доля растительных масел, сахара, картофеля, свежих овощей и фруктов, крупы, табачных изделий. Среди непродовольственных товаров увеличилась продажа автомобилей легковых и бензинов автомобильных.

В 2011 году уровень товарных запасов в целом в организациях розничной торговли оставался стабильным и составлял 32-34 дня (кроме декабря – 30 дней).

Рынок алкогольной продукции с начала 2011 года развивался более динамично, чем в 2010 году. За 2011 год населению было реализовано 131,6 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что на 3,1% выше 2010 года (в 2010 г. снижение на 1,5 процента). Увеличение объемов реализации произошло за счет роста продажи всех видов алкогольных напитков, кроме виноградных и плодовых вин и слабоалкогольных напитков, реализация которых снизилась по сравнению с 2010 годом соответственно на 0,4% и 0,1 процента.

С начала года продолжилась тенденция увеличения на рынке алкогольных напитков доли менее крепких напитков по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. Доля водки и ликероводочных изделий составила в 2011 году 49,5% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, тогда как в 2010 году – 50,7 процента. За этот же период доля пива выросла на 1,2 процентных пункта, что способствует улучшению структуры потребления алкогольных напитков в целом.

Оживление внутреннего спроса в целом в отдельных случаях происходило за счет потребления товаров, поступающих по импорту.

Так, объем ввоза изделий и консервов из мяса в январе-ноябре 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 36%, кондитерских мучнистых изделий – на 18,3%, сахара-сырца – на 16,3%, масла сливочного - на 3,1%, мяса свежего и мороженного (без мяса птицы) – на 3,1%, масла подсолнечного – на 0,5 процента. Уменьшился импорт мяса птицы свежего и мороженного на 13,6 процента. Среди непродовольственных товаров выросли поставки автомобилей легковых на 51,9%, одежды трикотажной и текстильной (в стоимостном выражении) – на 21,5%, мебели (в стоимостной выражении) – на 32,6 процента. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на рост объемов импорта на отдельные виды товаров, в целом в объеме товарных ресурсов в 2011 году доля импорта снижается за счет более низких цен. Так, если в I квартале 2011 года доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли (в фактических ценах) составляла 43% (I квартал 2010 года – 44%), во II квартале - 42% (42%), то в III квартале – 43% (45%). В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров доля импорта в III квартале 2011 года составила 30%, а в III квартале 2010 года – 33 процента.

На продовольственных рынках импорт уже существенно потеснен, на рынках непродовольственных товаров данный процесс будет расширяться за счет переноса на российскую территорию сборочных производств, например по производству автомобилей. На сегодняшний день высокая доля товаров импортного производства позволяет обеспечить сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке, способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары.

В настоящее время отрасль розничной торговли в России претерпевает существенные институциональные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

В 2011 году оборот розничной торговли на 88,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, что на 1 процентный пункт выше 2010 года. Индекс физического объема их оборота составил 108,4%, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1,2 процентных пункта, при сохраняющейся тенденции сокращения оборота рыночной торговли.

Растет число организаций в розничной торговле, по состоянию на 1 января 2011 г. их число составило в целом 236,0 тыс. и по сравнению с 2010 годом увеличилось на 9,2 процента.

Позитивное влияние на развитие сферы торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса. В 2011 г. крупные и средние предприятия торговли формировали 25,2% оборота розничной (в фактически действовавших ценах).

Развитие крупных и средних предприятий торговли, прежде всего связано с развитием розничных торговых сетей. Последние демонстрируют более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации, которая позволяет проводить единую закупочную политику, экономя за счет более масштабных закупок и расходов; строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшая системы учета товарных и финансовых потоков.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом (в сопоставимых ценах) оборот сетевых компаний увеличился на 11,3%, и их доля в обороте розничной торговли возросла до 17,5%, а в обороте розничной торговли торгующих организаций до 33,5 процента. В 2011 году продолжилось дальнейшее позитивное развитие розничных торговых сетей, и они формировали в среднем по Российской Федерации 18,5% общего объема оборота розничной торговли. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 21,8% (в 2010 г. – 20 процентов).

В 27 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время, в 19 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в 2011 году обеспечивали менее 10% общего объема оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 21,0%, Санкт-Петербургу – 50 процентов.

Объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составил всего 98,9% к объемам 2010 года, и их доля в обороте розничной торговли составила 11,5 процента.

Продолжает снижаться роль рынков и ярмарок в обеспечении населения как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Вместе с тем, на розничных рынках и ярмарках население покупает около 9% продовольственных товаров, а по непродовольственным товарам они формируют более 14% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями. Вместе с тем, доля рынков в общем объеме продажи аудио- и видеоаппаратуры, бытовых электротоваров минимальна и не превышает 4 процента.

Особое место в торговле занимает малый бизнес. На субъекты малого предпринимательства приходится более 50 процентов оборота розничной торговли.

Следует отметить, что сфера торговли лидирует как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доле их объемов в общем обороте малых предприятий. Количество малых предприятий (без микропредприятий) оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1 октября 2011 г. составляло 71,2 тыс. организаций, или 30,8% от общего числа организаций по всем видам экономической деятельности. Оборот этих предприятий за январь-сентябрь составил 5385,5 млн. руб. (61,3% оборота всех предприятий). Численность работающих на малых предприятиях в торговле составила 1545,5 тыс. человек (24,8% от общей численности).

Сохраняется инвестиционная привлекательность розничной торговли. На развитие розничной торговли в 2010 году было направлено 116,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 6,8% больше, чем в 2009 году. В январе-сентябре 2011 года прирост инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил 2,9 процента. Основным источником финансирования инвестиций являются собственные средства организаций.

К России сохраняется интерес у иностранных инвесторов. Ненасыщенный спрос, возможности экспансии в регионы - это привлекает новых иностранных инвесторов, а также дает возможность расти уже присутствующим на рынках российским и международным игрокам. Только в июле-сентябре 2011 года в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования поступило 5,6 млрд. долларов США или 12,1% от общего объема иностранных инвестиций.

Рост инвестиций способствовал вводу в действие торговых предприятий. На конец 2010 года наблюдался рост общего количества торговых объектов и их торговых площадей (. Опережающими темпами растет число торговых центров (на конец 2010 года на 9,2% больше, чем на конец 2009 года1). Обеспеченность населения торговыми площадями выросла на 6,1% и составила 627,4 кв.м. на 1000 человек[1]. За 2011 год введены в действие торговые предприятия площадью 2,2 млн. кв. м, что в 1,3 раза больше, чем введено за 2010 год.

Значительное увеличение ввода в эксплуатацию строящихся предприятий торговли послужило одним из оснований для ускорения роста оборота розничной торговли, повышения остроты конкуренции в отрасли, роста эффективности торговых компаний и повышению качества обслуживания в торговле. Все это способствует повышению индекса предпринимательской уверенности.

По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле в IY квартале 2011 года удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения на 5 процентных пунктов.

Более половины опрошенных предпринимателей считают, что в I квартале 2012 года экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. Вместе с тем, баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил +7%, что ниже баланса прогнозных оценок на I квартал 2011 года на 2 процентных пункта.

В I квартале 2012 года примерно треть опрошенных руководителей торговых организаций собирается увеличить оборот розничной торговли, четверть предпринимателей – объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины опрошенных руководителей - дальнейшего роста цен на товары, при этом 6% из них планируют повысить уровень торговой наценки.

Все это свидетельствует о том, что в условиях умеренной налоговой нагрузки на розничный бизнес и постепенного роста доходов населения, объем оборота розничной торговли будет увеличиваться. В то же время сам сектор характеризуется наименьшим уровнем бизнес-риска в целом благодаря стабильному спросу на продукты питания, гибкостью ритейлеров по отношению к ассортиментной и ценовой политике для удержания оборотов торговли на относительно стабильном уровне.

Экономика России существенным образом зависима от потребительского рынка и тех процессов, которые происходят на нем. Данная зависимость сохранится и в 2012 году.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: