Семинарские (практические) занятия




На занятия, которые проводятся в масштабе группы выносятся проблемы, имеющие важное значение в изучении дисциплины. Они проводятся в форме семинара, семинара-симпозиума, семинара-диспута, учебной дискуссии, практикума, круглого стола. В ходе подготовки к семинарским занятиям студенту следует ознакомьтесь с вопросами, которые выносятся на данное занятие и списком источников и литературы. Большинство книг и статей, указанных в данном методическом пособии, имеется в университетской библиотеке как в основном фонде, так и электронной библиотеке университета. Если же их не окажется там, вы можете обратиться в Государственную публичную историческую библиотеку, Российскую Государственную библиотеку, другие доступные для студента библиотеки. Имеющие навыки работы с компьютером могут для подготовки к занятиям успешно использовать систему Internet.

 

В ходе проведения семинарских занятий осуществляется контроль знаний студентов, привитие навыков публичного выступления, умения вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Самые общие, распространенные правила подготовки к семинару требуют от студента:

· изучить рекомендованные исторические источники, проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

· сделать краткие выписки, необходимые для участия в обсуждении проблем семинара. Конспектирование литературы, пожалуй, самый сложный этап подготовки к семинару. Основное внимание уделите, прежде всего, источникам, ибо они основа нашего знания о прошлом. Поработайте для начала с ними, попытайтесь с их помощью найти ответы на поставленные вопросы. Затем переходите к исследовательской литературе. Удобнее и быстрее все же готовиться конкретно по вопросам. При этом желательно не просто переписывать все подряд, а делать выписки, следуя тематике семинара, по проблемам (вопросам для обсуждения). Упорядочив, таким образом, свои впечатления от источника и исследовательских работ, Вы сможете получить представление о рассматриваемой проблеме и сделать собственные определенные выводы. Ваше представление наверняка окажется противоречивым, поскольку Ваши выводы могут не совпасть с выводами исследователей, а среди последних может не быть полного единодушия. Попробуйте выяснить, в чем причины расхождений и насколько доказаны те или иные суждения;

· продумать ответы по вопросам темы данного семинарского занятия (составить план выступления) при этом стремиться изучаемые исторические явления рассматривать в процессе их развития, в исторической динамике, выясняя их причинно-следственные связи. При оценке исторического факта учитывать время, место и условия его фиксации, т.е. соблюдать принцип историзма и т.д.;

· быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие (подготовить аргументы, доказательства той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой для него);

· при необходимости (в зависимости от плана семинарского занятия) следует подготовить информационное сообщение, доклад или реферат;

· составить глоссарий (перечень исторических категорий представлен к каждому занятию, которое проводится в масштабе группы), выстроить хронологический ряд по каждой изученной теме, ознакомиться с историческими личностями, тем самым, персонифицируя каждый из изученных этапов новейшей истории.

 

Работа в ходе проведения семинара строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. Порядок выступлений в ходе семинара выстраивается в зависимости от логики, содержания обсуждаемой темы. На занятии любой волен выступить и высказаться по вопросам семинара. Тем не менее, следует придерживаться определенных правил. Необходимо учиться выслушивать собеседников, даже если их точка зрения вам совсем не нравится, четко формулировать вопросы по существу рассматриваемой проблемы. Следует ясно, доходчиво излагать свою мысль, корректно отстаивать свою позицию по спорным вопросам. Для аргументации своего видения вопросов семинарского занятия студенты могут использовать технические средства обучения посредством представления заранее подготовленной презентации, кинофрагментов, фотодокументов и т.д. Для выстраивания таблиц, диаграмм, схем может использоваться классная доска. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.

Согласно плану проведения, того или иного семинарского занятия заслушивается информационное сообщение на заданную тему. Темы сообщений указаны в плане занятия. Время, отводимое на информационные сообщения, доклады, рефераты оговаривается преподавателем накануне занятия в зависимости от объема выносимых на обсуждение вопросов.

Для того, чтобы наиболее эффективно использовать семинарские занятия каждый студент должен знать особенности каждой из форм, учитывать данную специфику при подготовке к занятиям в масштабе группы.

 

Cеминар-конференция. Такой семинар является одной из разновидностей семинара-обсуждения докладов. По каждому вопросу плана семинара преподавателем назначается группа обучающихся (3-4 человека) в качестве экспертов. Они всесторонне изучают проблему и выделяют докладчика для изложения тезисов по ней. После первого доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть семинара. Как известно, способность поставить вопрос предполагает подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже и более грамотно формулируются вопросы. На основе вопросов и ответов развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана семинарского занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения темы, оценивает работу экспертных групп, определяет задачи на самостоятельную работу.

 

В ходе проведения учебной дискуссии проверяется способность обучающихся к поиску истины на основе полученных знаний и сформировавшихся убеждений, вырабатываются навыки ведения дискуссии по сложным проблемам. На обсуждение выносятся, как правило, несколько вопросов. В соответствии с ними могут создаваться «малые полемические группы» – по две на каждый вопрос. Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонента, выдвигает контраргументы и свое понимание путей выхода из создавшейся ситуации. В каждой группе распределяются роли-функции. "Аналитик" задает вопросы участникам группы по ходу обсуждения, подвергая сомнению идеи, формулировки. «Протоколист» фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же обычно выступает с "позицией" от всей группы. "Наблюдатель" оценивает участие каждого члена группы на основе заданных преподавателем критериев.

Ведет учебную дискуссию преподаватель. Данная форма занятия требует основательной подготовки всех его участников, особенно ведущих полемических групп. В заключительном слове преподавателя оцениваются результаты дискуссии, работа в ходе дискуссии полемических групп и их ведущих, а также каждого участника семинарского занятия в отдельности

 

Порядок обсуждения ключевых проблем, поставленных в лекциях в форме управляемой дискуссии, имеет некоторые особенности, которые следует помнить при подготовке к данному виду занятий. В частности, в начале занятия после вступительного слова преподавателя предоставляется слово студенту в соответствии с перечнем выносимых на обсуждение вопросов. В этой связи каждый готовит свое аргументированное мнение по всем выносимым на обсуждение вопросам. Это мнение внимательно в ходе занятия выслушивается аудиторией и преподавателем. Если в выступлении студента присутствует бездоказательность, ему преподавателем могут задаваться вопросы. Если и после этого выступающий не находи ответ на поставленный вопрос, выслушивается мнение другого студента. При этом преподаватель добивается, что бы прозвучал полный ответ на поставленный вопрос. Все высказывания по данному вопросу могут отличаться друг от друга по содержанию. В этом столкновении мнений и состоит суть дискуссии.

В ходе проведения семинара-диспута участникам предоставляется возможность высказать и защитить свои взгляды на поставленную преподавателем проблему, убеждать своих сокурсников в своей правоте. Следует учитывать, что при участии в диспуте нужно не только высказать свою точку зрения, но и важно обнаружить сильные и слабые стороны суждения противоположной стороны. Необходимо найти доказательства, подтверждающие достоверность одной и опровергающие другую точку зрения. Участие в диспуте предполагает тщательную подготовку, всестороннее знание предмета спора.

 

Семинар-симпозиум - более формализованное, регламентированное (по сравнению с вышеперечисленными) обсуждение заранее подготовленных сообщений. В ходе семинара участники выступают с сообщениями, в которых представляется их точка зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории». Обсуждение, как правило, ведется через ведущего.

 

Мозговой штурм – это способ получения большого количества идей по конкретной теме. С этой целью все студенты учебной группы вовлекаются в работу, путем постановки проблемных вопросов, стимулирования их мыслительного процесса. Затем все прозвучавшие предложения сводятся вместе. Становится ясно, насколько широка проблема обсуждения и насколько правильно понимается аудиторией.

 

Практикум в рамках изучаемого курса направлен на оказание помощи студентам в овладении общими историческими категориями и понятиями, навыками работы с историческими источниками, учебной литературой и периодическими изданиями, которые помогут разобраться в сложных проблемах современной истории. (Конкретные рекомендации по подготовке к практикуму и порядок его проведения определены в данных методических указаниях).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: